Методическая разработка лекционного занятия по литературе Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Темы лирики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекция 3. М. Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Основные темы лирики.

(1814-1841)

Эпиграф:

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;

  • определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

  • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов», портрет М.Ю. Лермонтова

  • рабочая тетрадь по литературе.

Методические приёмы организации урока.

Повторение известных сведений о поэте, викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей урока.

  3. Работа по презентации.

1. Детство М. Лермонтова. Будущий поэт родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович Лермонтов, был небогатым и неродовитым армейским капитаном, притом человеком светским и красавцем, пользовавшимся успехом у женщин. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, была единственной наследницей значительного состояния, которым владела её мать, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Елизаветы Алексеевны, был, по тогдашним понятием, неровным и к тому же несчастливым: по преданию, Юрий Петрович охладел к жене, не стесняя себя в увлечениях и, кажется, играл. Мальчик рос в обстановке семейных не согласий; через пятнадцать лет смутное воспоминание о них ляжет в основу сюжетной коллизии « Странного человека». Ему было два года с небольшим, когда Мария Михайловна скончалась от чахотки. Сразу же после смерти дочери бабушка взяла внука на воспитание; отец должен был устраниться от сына, в противном случае бабушка лишала его наследства, - ситуация другой автобиографической драмы - «Литературное наследство» (1830 г.). Мальчик воспитывался в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.

В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о нем. Лермонтов овладел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи. Мемуаристы оставили выразительный портрет Елизаветы Алексеевны. Женщина твердая и властная, пережившая в свое время самоубийство мужа, а теперь - смерть дочери, она все свои привязанности перенесла на внука.

«Нет ничего хуже, как пристрастная любовь, - признавалась она в одном из писем 1836 года, - но я себя извиняю: он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». Она привлекала молодежь « умом и любезностью», веселостью и снисходительностью. Семейство было не чуждо гуманитарных интересов: дед Лермонтова, Михаил Васильевич Арсеньев, играет на домашнем театре в «Гамлете» Шекспира (во время этого спектакля он покончил собой); отец будущего поэта выражает свои чувства, записывая в альбом популярный в 1820 годы романс, и то же делает Мария Михайловна. Домашнее образование, которое бабушка дает Лермонтову, не вполне обычно: помимо обязательных французов-гувернеров у него есть немка-бонна, и он с детства свободно владеет немецким языком, а затем к нему приглашается преподаватель-англичанин. Все это уже не редкость, в особенности в провинции.

2. Годы учебы. Осенью 1828 году Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона - привилегированного учебного заведения, из которого вышли Жуковский, Грибоедов, Тютчев, В.Ф. Одоевский. Здесь были сильные и литературные, и философские, и филологические интересы. Среди преподавателей было несколько выдающихся ученых прививающих любовь к русскому языку и литературе, способствовавших пробуждению самостоятельной мысли. Литературным кружком руководил Ранч, знаток литературы и переводчик. Большинство учащихся отличалось оппозиционным настроением, знало наизусть много произведений Рылеева и запретные стихи Пушкина. Это привело к неожиданному появлению в пансионате Николая I, обрушившего свой гнев на учащихся. Вскоре учебное заведение было понижено до уровня гимназии, в которых практиковалось применение розог. Лермонтов оставил пансион. В 1828- 1829 годах он пишет несколько поэм - «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Все эти поэмы - факт литературного ученичества, причем не столько у Байрона, сколько у русских «байронистов» 1820 годов. Основной образец для Лермонтова - «южные поэмы» Пушкина, интерес к ним поддерживается еще детскими воспоминаниями: к 1828 году Лермонтов однажды побывал с бабушкой на Кавказе, и реальные впечатления вплетались в литературный облик экзотической «романтической страны».

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
«Нет, я не Байрон…»

3. Юность. В Московском университете Лермонтов обучался на юридическом, затем на словесном отделении (1830-1832гг). Товарищи по университету: Белинский, Герцен, Огарев. Немалую роль в формировании воззрений молодого играл Московский Малый театр. Лермонтов был неудовлетворен большинством профессоров, не посещал лекции, подал заявление об увольнении. В Петербурге хотел поступить в университет, но ему не засчитывали времени в Московском университете. Поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Два года в казарменной обстановке, по его словам, были страшными. Но они не изменили поэта. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

4. Ссылка. Ненависть к крепостническому порядку и высшему свету сказались в стихотворении «Смерть поэта» 1837 г., посвященный гибели Пушкина. Стихи разошлись в огромном количестве по Петербургу. Их взволнованно читала молодежь, переписывали. С надписью «Воззвание к революции» было послано одной знатной дамой самому царю. Взбешенный Николай I распорядился о переводе поэта в Нижегородский полк, стоявший на Кавказе, т.е фактически отправили его в ссылку. В Ставрополе познакомился с ссыльными декабристами, дружеские отношения с Одоевским, путешествовал с ним по Кавказу. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским - писателями пушкинского круга. 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист». 1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

5. Дуэль и ссылка. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

6. Смерть Лермонтова. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов. Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

7. Характеристика творчества М. Лермонтова. Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

1828 - 1836 - ранний период

1837 - 1841 - зрелый период

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);

  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");

  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");

  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");

  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

  • тема любви. Характерной чертой является мрачные настроения, признание невозможности взаимной любви, счастья. Женщины обычно легкомысленны и коварны «Опасение». Стихи поражают глубиной, силой и искренностью «Гроза шумит», «7 августа». Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

8. Мотив одиночества центральный в творчестве М.Ю. Лермонтова. Одинок его мятежный парус, ищущий бури. Одинок листок, который «оторвался от ветки родимой». Одинок утес, на груди которого «ночевала тучка золотая». Удивительны, трогательны образы, ставшие олицетворением этого томительного чувства - одиночества. Тоска по родственной душе, понимающей и принимающей тебя, звучит во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Но есть одиночество иного рода - одиночество среди людей… Лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» одинок среди людей, так как он не принимает безнравственные законы светского общества, поэтому и заканчивается это стихотворение пронзительным признанием:

О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

В стихотворении «Дума» поэт, осудив свое поколение, вянущее «в начале поприща… без борьбы», «к добру и злу постыдно равнодушное», выдвинул свой идеал человека-гражданина. Конкретизируется эта мечта о деятеле в произведениях М.Ю. Лермонтова о поэте.

Обобщенный образ в 1837 году нашел свое конкретное выражение в стихотворении «Смерть поэта». Идеален образ поэта, созданный в память о А.С. Пушкине - кумире юного Лермонтова. Это «невольник чести», «дивный гений», «певец, неведомый, но милый», он - олицетворение «Свободы, Гения и Славы». Таким юный поэт воспринимает великого Пушкина. В стихотворении воплощена и трагическая тема поэта и толпы. Убийцам поэта, «Свободы, Гения и Славы палачам», стоящим у трона, бросает Лермонтов «железный стих, облитый горечью и злостью». Но он не снимает вины и со светской толпы, которая ввергла Поэта в пучину «позора мелочных обид», которая «злобно гнала // Его свободный, смелый дар», которая отравила «его последние мгновенья // Коварным шепотом насмешливых надежд». Трагичен образ поэта - человека, посвятившего свою жизнь, свое творчество высокому гражданскому служению. Именно в гражданском служении, в борьбе за высокие идеалы видит лирический герой стихотворения «Поэт» предназначенье своего творчества. Предназначенье это - звучать,

…как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

9. Тема родины. Свою любовь к родине Лермонтов называет странной. Любовь Лермонтова к родине «странная», так как его понятие народности расходится с официальной точкой зрения. Для поэта истинная народность состоит в глубокой связи человека со своими корнями, с жизнью России простой, крестьянской. К этой России стремится поэт всей душой, воспевая ее в стихотворении «Родина». Именно она вызывает неподвластное рассудку чувство единения со всем сущим, необъяснимое умиление и восторг обыкновенной «четой белеющих берез». Как обыкновенны приметы Руси крестьянской! «Дымок спаленной жнивы», обоз в степи, «чета белеющих берез», «изба, покрытая соломой», немудреный крестьянский праздник с пляской «под говор пьяных мужичков» - незатейливость, «святая простота» «лубяной России» для поэта дороже блистающих огнями зал роскошных дворцов. В стихотворении «Бородино» выражены патриотические чувства поэта, его неподдельное восхищение победой русского оружия над Наполеоном. Рассказ о величайшем историческом событии Лермонтов вложил в уста простого русского солдата. Минуя вопрос о заслугах конкретного полководца, Лермонтов показывает общий подъем. Его полковник - «отец солдатам», чувствующий счастье участия в общей с народом жизни. Образ полковника- пример непоказной стойкости, героического самопожертвования ради Отечества.

10. Тема поисков гармонии с миром. Поэзию Лермонтова отличают напряженные поиски гармонии с миром. В этих поисках поэт развивает в своем творчестве две противоположные тенденции: богоборческую («Демон», «Небо и звезды») и глубокое религиозное чувство («Ангел», «Молитва»). Если первое направление приводит поэта к горькому скепсису, то второе дарует наивысшую мудрость и просветленность духа…

В стихотворении «Молитва» поэт дает вполне определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве - «в минуту жизни трудную». Таких минут было немало у поэта-изгнанника, у поэта-максималиста. Грусть «теснилась» в его сердце, когда он пронзительно осознавал свое одиночество, недостижимость идеала, к которому всю жизнь рвалась его душа… И вот сейчас, в момент молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,
Сомненья далеко…

Пожалуй, главная характеристика молитвенного слова - это «святая прелесть». В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитву. В нем тоже «святая прелесть» обретения веры и гармонии.

Итог урока.

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

Домашнее задание:

1. Прочитать роман «Герой нашего времени»

2. Анализ стихотворения (на выбор).

3. В чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?

4. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

5. Композиция и сюжет романа «Герой нашего времени».

6. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова.

7. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Что нового внёс Лермонтов в эту тему?

8. Индивидуальное задание: выучить наизусть и сделать анализ стихотворения «Поэт».

9. Вопросы лекции.

10.Прочитать статью «Герой нашего времени» и составить тезисные статьи.

(Примерное содержание вопросов и тезисов)



Вопросы


Тезисы

1. Какова основная мысль романа?

1. «Герой нашего времени» - вот основная мысль романа. Этим определением Белинский подчеркивает задачу автора показать типического героя 30-х годов XIX века.

2. О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем объясняет их появление?

2. Белинский говорит о безверии, эгоизме, холодной расчетливости в характере Печорина. Эти черты Белинский не оправдывает, но объясняет их появление общественными условиями: «Судя о человеке должно брать в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...»

3. Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?

3. Белинский отмечает в Печорине ум, способность подавить в себе ложный стыд и оскорбленное самолюбие (в эпизоде дуэли с Грушницким), наличие в нем порывов глубокого искреннего чувства (рыдания в пустынной степи у тела павшего коня).

4. В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?

4. Как Онегин, так и Печорин - герои своего времени, лишние люди. Онегин - герой 20-х годов XIX века, Печорин - 30-х годов. Онегин выше Печорина со стороны художественного исполнения, но Печорин выше Онегина по идее. Онегин равнодушно скучает, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Печорин - натура более активная, чем Онегин.

5. Каковы особенности композиции романа?

5. Роман состоит из двух повестей и трех рассказов, которые объединяются названием и единым героем. Части романа расположены не хронологически, а «сообразно с внутренней необходимостью», то есть таким образом, что характер Печорина постепенно раскрывается.

6. Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?

6. Роман злободневен, так как его основная идея близка сердцу мыслящего и чувствующего человека.

7. Каково общественное значение этой статьи Белинского?

7. Эта статья Белинского имела не только литературное, но и общественное значение. По мнению Белинского, политический строй России калечил таких одаренных людей, как Печорин, превращал их в лишних людей. Роман Лермонтова, говорит критик, оставляет тяжелое впечатление. Но это неслучайно. Все художественные произведения, затрагивающие современные общественные вопросы, носят такой характер, потому что невозможно разрешить эти вопросы в условиях существующего политического строя.

7


© 2010-2022