- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разряды местоимений. Личные местоимения. К. И. Чуковский «Телефон»
Разряды местоимений. Личные местоимения. К. И. Чуковский «Телефон»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саидов С.А. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект
урока русского языка
в 8 классе с таджикским языком обучения
Тема: Разряды местоимений. Личные местоимения.
К.И. Чуковский «Телефон»
Цели:
-
Познакомить учащихся с грамматическими понятиями «разряды местоимений», «личные местоимения», уяснить для них сущность указательно-заместительной функции местоимения как части речи.
-
Сформировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи (с учётом особенностей их склонения).
-
Научить восьмиклассников использовать в своей речи местоимения, в том числе как средство связи предложений в тексте.
-
В игровой форме активизировать устную речь, приобщить учащихся с помощью компьютерных технологий к информационным ресурсам.
-
Познакомить школьников с творчеством классика русской литературы К.И. Чуковского, привить учащимся любовь к чтению художественных произведений.
Оборудование: учебник, портрет писателя К.И. Чуковского, детские книги писателя («Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище»), словарь русского языка С.И. Ожегова (электронный вариант), мультимедийный проектор, экран, компьютерная игра «Буриме», тренажёр «Разряды местоимений».
Лексика:
журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах и
газетах
пуд - старая русская мера веса, равная 16,38 кг
дюжина - двенадцать штук (в счёте однородных предметов)
эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам
других, пренебрежение к интересам общества и окружающих
эгоист - человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец
Ход урока:
-
Начало урока. Оргмомент. Подготовка класса к уроку.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему «Местоимение». Мы узнаем, какие разряды имеет эта часть речи, затем подробно познакомимся с личными местоимениями и научимся правильно употреблять их в устной и письменной речи.
На нашем уроке будем использовать современную компьютерную технику, сосредоточьтесь и будьте внимательны, подготовьте учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для словарных работ, ручки и карандаши.
-
Речевая разминка:
Проведение игры «Буриме» с помощью компьютера. Предлагаем слово «Местоимение» как компьютеру, так и всем учащимся. В форме соревнования с компьютером учащиеся составляют слова из букв базового слова. Суммарное количество баллов при этом составляет 42 очка. Победителем признаётся тот, кто первым подобрал эти слова, - или учащиеся 8 класса, или компьютер.
Полученные слова: место, стон, сено, сито, мост, енот, том, сом, тон, нос, сон, ом.
-
Проверка домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке вы впервые познакомились с местоимением как частью речи и прочитали текст «Слон».
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
-
Какие слова называются местоимениями?
-
Чем местоимение отличается от других частей речи?
-
Как называются местоимения в таджикском языке? Приведите примеры.
-
Что нового вы узнали об индийском слоне?
-
Как и для чего слон использует бивни, хобот и уши?
Пересказ учащимися текста «Слон» (учебник для 8 класса, стр. 85).
Задания на смекалку:
-
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я+мы)
-
Какие местоимения самые чистые? (Вы+мы+ты)
-
Первый слог - местоимение, второе - звук, который издаёт лягушка. А вместе это слово - овощ. (Ты + ква)
-
Введение нового языкового материала.
- Мы продолжаем с вами изучать местоимение. Запишите, пожалуйста, число, тему урока:
Разряды местоимений. Личные местоимения. К.И. Чуковский «Телефон».
Объяснение темы при помощи таблицы, помещённой в учебнике на стр. 84. Выделение 8 разрядов местоимений.
Чтение учащимися местоимений всех разрядов, составление с некоторыми из них устных предложений.
Я учусь играть на дутаре. Мой товарищ купил для себя несколько тетрадей. Кто-то взял у меня эту книгу. На уроке черчения мы начертили план нашей школы.
- Ребята, личные местоимения (чонишинхои шахси) обозначают лицо.
Когда мы говорим о себе, то употребляем местоимения 1-го лица: я (ман), мы (мо).
Когда мы обращаемся к другим, то употребляем местоимения 2-го лица: ты (ту), вы (шумо).
Когда мы говорим о ком-нибудь или о чём-нибудь, то употребляем местоимения 3-го лица: он, она, оно (вай), они (онхо).
Первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных знаний
Работа по таблице «Личные местоимения»
- Личные местоимения первого, второго и третьего лица изменяются по падежам и числам. Они склоняются, как имена существительные.
Работа по таблице (упражнение 145 стр. 86).
Проведение словарной работы. С помощью мультимедийного проектора открываем компьютерный (электронный) словарь. Вводим через клавиатуру компьютера новую лексику. На экране появляются значения новых слов, к некоторым из них подобраны словосочетания.
Чтение сильным учеником текста о К.И. Чуковском (упражнение 147 на стр. 87-88), показ портрета писателя.
Как можно озаглавить текст? Какими местоимениями вы заменили бы выделенные в тексте существительные? Почему следует произвести такую замену?
Вопросы по тексту:
-
Приходилось ли вам читать весёлые стихи и сказки К.И. Чуковского - «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит»?
-
Чему учат его произведения?
-
Какие они? Для кого они написаны?
Выразительное чтение учащимися отрывка из стихотворения «Телефон» (упражнение 148 стр. 88).
5. Закрепление нового языкового материала
Устное выполнение задания № 149 - поставить местоимения он, она, они в нужную падежную форму. В случае затруднения обращаться к таблице «Склонение личных местоимений».
Он идёт (за кем?) …, …, … . Мы идём (к кому?) …, …, … . Я занимаюсь (с кем?) …, …, … . Я говорю (о ком?) …, …, … .
- Ребята, а теперь мы письменно выполним несколько заданий, пользуясь таблицей на стр. 86. (четверо учеников работают у доски).
Спишите предложения. Данные в скобках местоимения ставьте в нужных падежах.
1. Анвар попросил у (я) карандаш. 2. Мы с (ты) вместе будем готовить уроки. 3. Садовник рассказал (мы), как нужно ухаживать за цветами. 4. Если (вы) пойдёте в кино, то я тоже пойду с (вы).
Выполнение задания на тренажёре.
- Ребята, а следующее задание мы выполним с помощью компьютера. Перед нами тренажёр. Нужно распределить местоимения по строкам таблицы. При выполнении этого задания воспользуемся таблицей на стр. 84 учебника.
Занимательная страничка.
С помощью компьютерной техники на экран проецируется анаворд по теме и решается всем классом.
Ответьте на вопросы анаворда правильно, и по вертикали можно будет прочесть зашифрованное слово.
1. Принадлежащий мне (мой).
2. Личное местоимение 2-го лица, единственного числа в винительном или родительном падеже (тебя).
3. Возвратное местоимение (себя).
4. Местоимение, указывающее на что-нибудь близкое в пространстве или во времени (тут)
5. Вопросительное местоимение (кто).
6. Ни один человек (никто).
7. Личное местоимение 1-го лица, единственного числа в родительном падеже (меня).
8. Принадлежащий ей (её)
9. Личное местоимение 1-го лица, множественного числа в винительном падеже (нас).
10. Личное местоимение 3-го лица, множественного числа в творительном падеже (им)
11. Принадлежащий ему (его).
Ответ: Местоимение
6. Домашнее задание.
-
Повторить тему «Разряды местоимений. Личные местоимения».
-
Письменное выполнение упражнения 150 (учебник, стр. 89). Указать падеж личных местоимений в предложениях.
-
Из букв слова ЖУРНАЛИСТИКА составить как можно больше слов (с помощью компьютерного электронного словаря, энциклопедии, справочных материалов). Можно включить в работу родителей, друзей, соседей. Составивший наибольшее количество слов будет награждён призом.
-
Дома прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» своим младшим братишкам и сестрёнкам и обсудите его содержание с ними.
7. Конец урока, подведение урока. Комментирование оценок.
- Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке?
- Вспомните, какие разряды имеет местоимение.
- Какие местоимения относятся к разряду личных местоимений? Приведи примеры.
- Как называются личные местоимения в таджикском языке?
- Кто такой К.И. Чуковский? Какие произведения он написал?
- Чем интересно вам стихотворение «Телефон»?
- А пользуетесь ли вы мобильными телефонами? В чём польза и вред
этой мобильной связи?
- Понравилась ли вам работа с помощью компьютерной технологии?
- Ваше мнение о компьютерной игре «Буриме». Какие другие игры
можно использовать на наших занятиях?
Комментирование оценок. Выставление оценок в дневниках учащихся.
- Урок окончен. До скорой встречи!