Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Данная статья содержит материал о проектной деятельности на уроке. Метод проектов даёт возможность учащимся выбрать деятельность  по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, повышает знания , умения и способствует устремлению к  новым делам. В статье раскрыта последовательность шагов в разработке и реализации учебного процесса на примере урока русского языка в шестом классе по теме «Имя существительное» . Эта публикация окажет методическую помощь педагогам, ко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Бернард Шоу

Еcли ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать.

Лев Николаевич Толстой

Современный мир стремительно меняется, увеличивается и постоянно обновляется информация. В концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом…» [1]. Подготовка подрастающего поколения к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь - вот основная цель образования.

Учебный процесс - это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Задача учителя заключается не только в том, чтобы информировать, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика - овладеть знаниями, способами их получения, переработки, хранения, применения, а также воспитать в себе необходимые качества личности. Реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом и понимает, чем эти знания и умения лично для него значимы. Но обучение становится привлекательным лишь при условии, что простое воспроизведение материала сменяется творческой переработкой усвоенных знаний, попыткой показать на практике уровень собственных способностей. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь», - гласит народная китайская мудрость.

Одним из путей достижения поставленной цели является использование в учебном процессе метода проектов, который подразумевает учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [2].

В проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться

для решения поставленной задачи

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие

со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

Последовательность работы над проектом

В учебно-методической литературе существуют различные варианты последовательности шагов в разработке и реализации учебного проекта. Один из наиболее приемлемых вариантов, на наш взгляд, предлагается в книге Нефедовой Л.А., Уховой Н.М. «Развитие ключевых компетенций в проектном обучении» [1, 2006, с.61]:


Стадия

работы над проектом

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта,

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения

Рассмотрим вариант работы учащихся над учебным проектом по теме «Имя существительное» в 6 классе.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. В 6-7 классах изучается значимый и объемный раздел грамматики - морфология, поэтому реализации цели повторения, обобщения и систематизации учебного материала по темам данного раздела может послужить работа над групповым проектом. Например, это может быть создание рабочей тетради с практическими заданиями по изученной теме.

Проект рассчитан на 4 урока (2 урока для координации деятельности участников проектных групп и 2 урока для презентации продукта). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации проходит в рамках внеклассной деятельности.

Тип проекта - практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.

Участники проектной деятельности: ученики 6-го класса

Психо-дидактические цели проекта:

- повышение мотивации учащихся при выполнении упражнений на повторение, обобщение и систематизацию изученного материала;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Методические задачи проекта:
- обобщить и систематизировать знания по теме;

- формировать умение правильно использовать в речи имена существительные.

Используемые медиа ресурсы: текстовый редактор WORD, мастер создания презентаций PowerPoint.

Ход работы над проектом

  1. Подготовка к работе над проектом

- мотивация, определение темы, целей и обоснование значимости проекта:

Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. В работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель может помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из ее проблемы, учащиеся, уже приняв проблему как свою личную, приобретают личностную заинтересованность в ее решении. Это создает мотивацию личного участия в работе.

Тема проекта «Имя существительное как часть речи». Работа над проектом должна помочь обучающимся повторить, обобщить и систематизировать сведения об имени существительном.

Кроме того, продукт, созданный в ходе проектной деятельности - рабочая тетрадь по теме «Имя существительное», будет полезен не только ученикам 6-го, но и 5 класса, чтобы они в будущем учебном году могли использовать её на уроках русского языка при изучении существительного.

- формирование групп для работы над проектом и определение в них обязанностей:

Ученики высказываются, чем конкретно они хотели бы заниматься в процессе реализации проекта, чем могли бы помочь при осуществлении общей идеи. В соответствии с интересами учащихся комплектуются творческие группы. В основе деления слов на части речи лежат 4 признака: общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, словообразование и синтаксическая функция. Поэтому учащимся можно разделиться на 4 группы. Те ребята, которые хорошо рисуют, будут отвечать за оформление рабочей тетради. К тому же выбираются ответственные за вёрстку пособия и редактор, который будет координировать работу групп.

Предлагаемые роли для групповой работы:

Редактор и его помощники: Именно редактор координирует всю работу творческих групп. Работа эта непростая, поэтому редактору потребуются помощники.

Редактор осуществляет:

  1. редактирование материалов;

Делает заключение о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений...

  1. редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.

  2. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала.

  3. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, оформление справочного аппарата издания.

  4. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей, дает указания и пояснения корректору, ответственному за вёрстку.

  5. Подготавливает рабочее оглавление.

  6. Совместно с художниками - иллюстраторами рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании.

  7. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.

  8. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

Корректоры: Если работы нуждаются в корректировке, то эта работа проходит с согласия членов творческих групп и с непосредственным участие их представителей.

Художники-оформители: Ребята готовят иллюстрации для сборника и разрабатывают обложку к нему.

Ответственные за вёрстку: Так как в настоящее время есть возможность использования компьютерных технологий, то целесообразно сборник выпустить в печатном варианте. В группу ответственных за вёрстку входят в первую очередь те ребята, которые имеют особый интерес к компьютерным технологиям. Эти ученики могут обратиться за консультацией в редакцию, где узнают, что необходимо сделать, чтобы правильно спроектировать пособие.

Таким образом, в реализации проекта оказываются задействованы все учащиеся класса.

2. Планирование этапов работы

Обучающиеся обсуждают предстоящую деятельность, Выдвигают идеи, высказывают предположения, составляют план, определяют сроки работы ответственных.


  1. Исследование

Поиск информации, отбор, анализ, систематизация, обобщение материала и моделирование сборника осуществляется детьми самостоятельно. К учителю дети обращаются только за советом. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.


  1. Оформление выводов и результатов

Учащиеся выбирают или предлагают форму презентации; при необходимости консультируются с учителем (экспертом), планируют публичное выступление, знакомятся с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению», готовят сценарий презентации.


  1. Презентация результатов и оценка его результатов

- презентация проекта:

Презентация проекта даёт ощущение завершенности всей коллективной деятельности по теме. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Лучше всего, если защита проекта пройдёт на уроке. Каждая группа представит результаты своей деятельности. Например, редактор пособия расскажет о том, как проходила работа над проектом, художники объяснят, почему ими было осуществлено именно такое оформление рабочей тетради, команды предложат учащимся выполнить составленные ими задания и ответят на вопросы других участников. Хорошо, если на таком уроке будет работать экспертная группа (учащиеся параллельных классов, старшеклассники, которым полезно вспомнить материал по данной теме, учителя).

- оценка результатов и процесса проектной деятельности (несколько уровней оценки):

Важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, дают оценку выступлению других участников проекта по нескольким критериям. Учащиеся заполняют листы самооценки (приложение 1), оценивают работу своей группы и выступления других групп (приложение 2).

Предоставляется слово экспертам, которые тоже оценивают результат проектной деятельности обучающихся.

Рефлексия (анализ меры своего участия в общем деле) - важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. На этом этапе целесообразно использовать прием "Горячий стул", суть которого заключается в следующем: желающие высказывают свое мнение о проделанной работе, о своём вкладе в продвижение проекта и работе всей группы. Затем каждый отвечает на вопросы, задаваемые учителем:

-Что нового ты узнал, работая над проектом?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

В заключение учитель подводит итоги.

Домашнее задание: учащимся предлагается выполнить оставшиеся задания на страницах рабочей тетради. Они помогут детям подготовиться к контрольной работе по теме «Имя существительное».

Приложение 1.

Самооценка и оценка учителя

Умения

с/о

Оценка учителя

Умения организовывать свои действия:

- ставить цель

- планировать свою деятельность

- действовать по плану

- оценивать результаты

Умение самостоятельно находить информацию, осмысливать и использовать её

Умение общаться и взаимодействовать с другими людьми:

- договариваться

- сотрудничать




Приложение 2.

Лист оценки команды:

№ п.п.

Параметры оценивания групповой защиты проекта

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1

Соответствие плану работы


2

Правильность и грамотность оформления


3

Содержательность материала


4

Выступление на защите


5

Умение отвечать на вопросы


Использованная литература:

  1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

Использованные цифровые ресурсы:

  1. edu.ru

  2. coolreferat.com


© 2010-2022