• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Проект по созданию урока на тему «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка

Проект по созданию урока на тему «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка

          Этапы разработки курсового  проекта по теории литературы.(Курсы повышения квалификации 2014 год.)Исходный этап:  разработка проектного задания:1.     Создание урока согласно требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.Тема урока:  «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка».2.     Разработка подробно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





КУРСОВАЯ РАБОТА

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

Денисенко Светланы Викторовны.

















г. Новочеркасск

  1. г.

Этапы разработки курсового проекта по теории литературы.

(Курсы повышения квалификации 2014 год.)

Исходный этап: разработка проектного задания:

  1. Создание урока согласно требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.

Тема урока: «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка».

  1. Разработка подробного плана урока на заданную тему.

  2. Актуальность данного вопроса:

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

2 этап.

А) Определение сроков выполнения проекта:

Февраль-апрель 2014 года;

Б) средства и методы выполнения работы:

-ФГОС;

-требования к уроку согласно ФГОС;

- лекционный материал курсов повышения квалификации 2014 г;

-методическая литература, используемая при планировании уроков, учебная программа;

- интернет-ресурсы.

В) Методы: систематизация и анализ информации согласно поставленной задачи и темы разрабатываемого урока;

Г) Способ оформления: доклад.

3 этап: Реализация проекта.

А) Сбор информации, анализ, обобщение, вывод.

Б) Проведение исследования для грамотного планирования и разработки урока на заданную тему с учётом введения ФГОС.

В) Оформление материала в форме доклада и компьютерной презентации.

4 этап:

А) Общественная презентация.

Б) Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы.



2.Теоретическая часть. Сбор информации для каждого этапа проекта.

2.1.Исходный этап. Актуальность создания современных уроков согласно требованиям ФГОС.

В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Развитие и проявление творческих способностей возможно только непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию.

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века - это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

Главное в образовательном процессе - это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока - основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя - найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Актуальность данного вопроса аргументируется также требованиями ЕГЭ.



Разработка урока литературы с учётом требований ФГОС на тему: «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка».

2.2 Структура урока. Определение типа урока. Обща классификация.

Обзорная классификация уроков по принадлежности к определённому типу:

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования:

-Урок усвоения новых знаний;

Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, раздела), когда он незначительной степени связан с темой предыдущего урока. Также, правильно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.

Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учащихся. Во время проведения урока уместны конспектирование, составления тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учащимися шло не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.

-Урок усвоения навыков и умений;

Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Для проведения таких уроков используется практическая работа. В педагогической литературе именно этот тип урока рекомендуется как наиболее уместный для таких предметов, как физика, химия, география, биология и, конечно информатика. Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составной фактически каждого урока информатики.

-Урок применения знаний, умений и навыков;

Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

-Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа);

-Урок обобщения и систематизации знаний;

-Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.

Уроки проверки могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, контроля знаний и т.д.), имеют широкие возможности для сочетания в индивидуальной, и групповой работе.

-Комбинированный урок.

При определении типа урока я проанализировала изучение предложенных для сопоставления произведений А. С Пушкина с точки зрения изучения в средней и старшей школе.

По системе Эльконина - Давыдова «Повести Белкина», включая повесть «Гробовщик» изучается учащимися в 7 классе, историческая повесть «Капитанская дочка» - в 8 классе, а гениальный роман в стихах «Евгений Онегин» представлен для знакомства и изучения в 9 классе.

В связи с этим, я сделала вывод, что на базе полученных знаний, приобретённых умений и навыков работы с текстом, учитывая наличие у учащихся базисного понятийного аппарата литературных терминов, целесообразно провести урок на тему: «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка» в старших классах - 9, 10 или 11.

Тип урока: комбинированный урок: данный тип урока включает в себя элементы урока применения знаний, умений, навыков ,а также практическую часть в форме исследовательского проекта.

Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)

Структура урока выбранного типа:

- Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

- Усвоение новых знаний.

- Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.

- Формирование дифференцированных обобщенных умений.

- Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).

- Подготовка необходимого для работы оборудования.

- Самостоятельное выполнение практической части работы.

- Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.

- Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

- Итоги урока.

- Сообщение домашнего задания.

2.3 Цели и задачи урока.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели должны быть:

Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

-конкретные.

-Понятные.

-Осознанные.

-Описывающие желаемый результат.

-Реальные.

-Побудительные (побуждать к действию).

-Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.



3. Разработка урока литературы с учётом требований ФГОС на тему: «Сон как композиционный приём для раскрытия идейного содержания произведений А. С. Пушкина на примере повести «Гробовщик» («Повести Белкина»), романа в стихах «Евгений Онегин» и исторической повести «Капитанская дочка».

План урока:



1.Тип урока: комбинированный.

-урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа);

- исследовательская работа.

2.Методическая задача:

-сопровождать учащихся в процессе применения знаний, умений, и навыков при анализе и сопоставлении отдельных эпизодов художественных произведений;

-создавать благоприятные условия для исследовательской работы учеников в группах.

3.Задачи урока:

Образовательные:

-развить умение формулировать определение понятий;

-повторить литературные термины: жанр, композиция, художественный приём;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать умения анализа художественного текста.

Развивающие:

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к классическим произведениям русской литературы;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД:

Задачи урока для ученика

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

Составление плана и последовательных действий.

Использовать речь для регуляции своих действий.

Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формировать умение анализировать произведение с точки зрения наличия композиционных элементов и их сопоставлять.

4. Ход урока

Этап урока

Виды деятельности учащихся

1. Целеполагание

Отвечают на вопросы, выстраивают ассоциативные связи, работают с презентационным материалом, строят монологические высказывания, выполняют записи в тетрадях с соблюдением норм русского литературного языка, ставят, формулируют цель урока и проблему.

2. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся необходимых для творческого решения поставленных задач.

Решают проблему, высказывают собственное мнение на основе прочитанного, услышанного, анализируют поставленную проблему, производят сопоставительный анализ, осуществляют смысловое чтение, строят монологическое высказывание, формулируют собственное мнение, фиксируют основную информацию в тетрадях на основе интерпретации. На основе распознавания признаков и явлений определяют понятие. (художественный, композиционный приём).

3. Контроль

В форме пресс-конференции. Учащиеся отвечают на вопросы.

4. Итог

Дают самооценку и формулируют домашнее задание на основе информации, проработанной на уроке

5. Рефлексия

Строят монологическое высказывание, отвечая на вопросы (Что чувствовал во время урока? Что у меня получилось во время урока? Что я открыл для себя? Что теперь я могу сделать?)

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина;

- художественные произведения А. С. Пушкина: «Гробовщик», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

- распечатанные фрагменты текстов («сны героев») из вышеперечисленных произведений;

- иллюстрации к произведениям, выполненные карандашом (электронный вид для вывода на экран или рисунки для оформления тематического стенда).

- отрывок из балета «Евгений Онегин» на музыку П. И. Чайковского и А.Стиковетского , хореограф Борис Яковлевич Эйфман. Интернет-источник - baseofmp3.com;

- отрывок из произведения «Капитанская дочка» (2 глава аудиокниги, сон Петра Гринёва, продолжительность записи - 3 мин). Интернет- источник bibe.ru;

- отрывок из повести «Гробовщик», фрагмент из аудиокниги - сон главного героя;

- серия телепрограмм доктора филологических наук Валентина Непомнящего - «Евгений Онегин». (12 серия, сон Татьяны). Интернет-источник: victorgrigoryev.narod.ru/.../V_Nepomnyashiy_1.html





1 этап урока. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Проблемы, затронутые в исследуемых фрагментах («снах героев») вышеперечисленных произведений А. С. Пушкина:

-проблема нравственного облика героя;

-проблема русского характера, русской души;

- проблема внутренней дисгармонии человека;

Организационный момент: приветствие учителя, вступительное слово, с первых минут урока звучит музыкальная композиция Чайковского П. И. "Вальс" из оперы" Евгений Онегин" (Евгений Светланов, ГАСО СССР) - "Вальс" из оперы" Евгений Онегин")

Учитель: ребята, я попрошу Вас отметить своё состояние и отношение к уроку на этот момент - момент начала урока. На доске представлены возможные варианты ответа на этот вопрос. (приложение 1)

Далее попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Ваше внимание, рассуждения, а, возможно, догадливость, помогут обозначить ключевые понятия, о которых мы поговорим сегодня.

Учитель: попробуем составить ассоциативный ряд или цепочку по следующим компонентам визуализации:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Я предлагаю обратить внимание на следующее: портрет А. С. Пушкина, репродукцию натюрморта, букет цветов, изображение архитектурного памятника (здание с простыми составными элементами). Урок начинается с первыми звуками композиции Чайковского П. И. "Вальс" из оперы" Евгений Онегин" (Евгений Светланов, ГАСО СССР) - "Вальс" из оперы" Евгений Онегин") На экране слова-подсказки: (приложение 2)

МУЗЫКАЛЬНАЯ……………………………

АРХИТЕКТУРНАЯ…………………………….

ЦВЕТОЧНАЯ, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ………………….

В ЖИВОПИСИ - НАТЮРМОРТ

В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ…………………………Ответ: композиция.

Выслушивается несколько ответов на вопрос: что же такое композиция в широком смысле и отдельно в литературоведении.

Деятельность учеников: называются основные компоненты художественных произведений с точки зрения композиции.

Учитель предлагает сделать записи в тетрадях по литературе относительно проблемы и цели урока в помощь ученикам на доске записаны ключевые глаголы-помощники - приложение 3.

Деятельность учеников: записываются литературоведческие термины: композиция, завязка, кульминация, художественный приём, сюжет, концовка.

Учитель:

предлагаю провести исследование с целью выяснения о каком конкретном художественном элементе или приёме в композиции художественных произведений мы будем говорить? Попытаемся назвать эти произведения?

Деятельность учеников: слушают аудиозапись из повести «Гробовщик», записывают возможные идеи ответа на поставленный вопрос, делятся своим мнением, далее прослушивают отрывок из повести «Капитанская дочка», вновь высказывают свою точку зрения. На этом этапе ученики называют использованный автором приём (сон). Учитель обращает внимание детей на иллюстрации к произведениям.

И третьим шагом в определении проблемных понятий урока ученикам предлагается чтение сна Татьяны писателем В. Непомнящим с комментариями.

Итог первого этапа урока: определение ключевых понятий заданной темы урока с указанием названий произведений, как материала для последующего исследования.



Основной вопрос и проблема урока, т.е цель: ответить на вопрос:

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ «СОН» КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЁМ В РАСКРЫТИИ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ПРОДУКТ УРОКА - ЗАПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ СЛЕДУЮЩАЯ ТАБЛИЦА:

Название произведения

Герои

сна

Композиция сна

Худ.элементы, детали, символы.

Чувства героя, его настроение

образы

Мистическое в эпизоде

Характер пробуждения

1


2


3




2 этап урока. Анализ и определение значимости «сна» как художественного приёма в структуре произведения. Выявление проблемы главного героя.

Учитель делит учеников на три группы. Оговаривает условия работы: необходимые записи, построение текстов для грамотного ответа, озвучивания общего мнения всей команды после обсуждения внутри группы. Участие в последующей пресс-конференции.

Каждой из команд выдаётся отрывок художественного текста произведения - «сны героев» - Петра Гринёва, Татьяны Лариной, Адрияна Прохорова.

Деятельность учеников: проявить личностные качества во время работы в группе, распределить бесконфликтно в короткий промежуток времени действия для более продуктивного и быстрого результата.

Задание 1.

Смысловое чтение внутри каждой группы.

Деятельность учеников: один учащийся в каждой группе выразительно читает, остальные слушают с записью личных пометок и комментариев.

Задание 2.

Если бы Вы не читали произведения полностью, какую характеристику могли бы Вы дать герою данного отрывка? Подтвердите своё мнение отрывками из текста.

Деятельность учеников: выборочное чтение, обсуждение внутри группы, внесение замечаний и дополнений в текст выступления от группы.

Задание 3.

Рассмотрите данные фрагменты как целостное законченное произведение с позиции структуры (композиции). Возможно ли провести такого рода анализ?

Деятельность учеников: изучающее чтение (углубленное, аналитическое). Подготовка к устному сообщению от группы.

Задание 4.

Присутствуют ли в данных фрагментах какие-либо художественные элементы: пейзажные зарисовки, описание быта, диалоги? Другой вариант.

Деятельность учеников: поисковое чтение.

Комментарий: после каждого задания представители команд озвучивают в форме грамотного, короткого сообщения ответ на поставленный вопрос, аргументируют свою точку зрения. При необходимости учитель корректирует ответ, направляет, помогает. Допускается выслушать мнения остальных членов команды в качестве дополнений.

Команды, слушающие докладчиков от других групп, заполняют графы таблицы относительно освещаемых фрагментов.

Задание 5.

Присутствует ли какая-либо проблема в исследуемых нами фрагментах? Озвучьте эти проблемы, подтвердите текстом.

Задание 6.

Представьте, что этот фрагмент - «сон» отсутствует в произведении. Что изменится в композиции? Или же данный фрагмент не несёт никакой смысловой или компонентной нагрузки? Объясните, аргументируйте свои рассуждения.

После выполнения данной работы, заслушивая и конспектируя ответы и комментарии всех команд, группы приступают к подведению итогов и ответу на главный вопрос. Вносятся корректировки в заполняемую таблицу.

Этап 3. Контроль

Ученики в форме пресс-конференции отвечают на ряд вопросов со стороны учителя, далее вопросы задают учащиеся. Анализ и сопоставление таблиц. Обсуждение возможных ошибок. Выявление причин их возникновения.

Вопросы:

  1. Что такое структура, план, сопоставление в широком смысле?

  2. Имеет ли значение композиция произведения? Задумка автора строится хаотично?

  3. Что Вы можете сказать о проблемах вышеназванных героев?

  4. Влияет ли «сон героев» на всю структуру произведения?

  5. Какие символы, художественные элементы схожи в рассматриваемых произведениях?

  6. Есть ли кардинальные отличия в данных фрагментах?

  7. Сделайте вывод о значении «сна» в композиции всего произведения?

Учитель контролирует ход всей конференции, направляет, корректирует.

Этап 4 Итог. Этап 5 Рефлексия

Учитель на этом этапе предлагает посмотреть отрывок «Сон Татьяны» из балетной постановки «Евгений Онегин» Эйфмана.

Учащиеся высказывают после просмотра ролика своё отношение к увиденному, вносят свои замечания. Называют ряд самых различных видов искусств, в которых отображается сон героев (музыка, живопись, киноискусство, хореография).

Тем самым учитель плавно подводит учеников к формулированию домашнего задания : ответить на вопрос: в каких произведениях авторы также используют такой композиционный приём как «сон».

Вопросы на этапе рефлексии:

1.Актуальны ли проблемы, затронутые в данных эпизодах, сегодня?

2. Какой из фрагментов Вам ближе, понятнее?

3. Снятся ли Вам вещие сны?

4. На какие недостатки или достоинства героя указывает автор с помощью композиционного приёма- сна?

5. Оказавшись на месте одного из героев, увидев такой сон, как бы Вы его восприняли, интерпретировали или же не обратили бы на это внимания?

Учитель: В начале урока Вы оценили своё состояние, сейчас я попрошу Вас сделать то же самое (предлагаются возможные варианты ответов). Ребята высказываются относительно своих личных эмоций и впечатлений.

Учитель заканчивает урок, благодарит ребят за проделанную успешную работу. Выставление оценок.







Приложение 1. Эмоциональная оценка личного состояния ученика на начало урока.

НЕИНТЕРЕСНО

СКУЧНО

ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ

ТОСКЛИВО

ЛЮБОПЫТНО

НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ

Свой вариант.

Конец урока:

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

БЫЛО ВЕСЕЛО

ИНТЕРЕСНО

ЗАБАВНО

ПОЗНАВАТЕЛЬНО

МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ

ЛЮБОПЫТНО

ЗАНИМАТЕЛЬНО

КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК

ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.



Приложение 2.

Определение ключевых понятий урока.

МУЗЫКАЛЬНАЯ……………………………

АРХИТЕКТУРНАЯ…………………………….

ЦВЕТОЧНАЯ, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ………………….

В ЖИВОПИСИ - НАТЮРМОРТ

В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ…………………………

Приложение 3 Глаголы- помощники:

АНАЛИЗИРУЕМ

СООТНОСИМ, СОПОСТАВЛЯЕМ,

ЧИТАЕМ

НАХОДИМ РАЗЛИЧИЯ

ДЕЛАЕМ ЗАПИСИ

ОБСУЖДАЕМ

ДОКАЗЫВАЕМ

ЧИТАЕМ ВСЛУХ

ВЫСКАЗЫВАЕМ СВОЁ МНЕНИЕ

ФОРМУЛИРУЕМ ЗАДАЧУ

ИЩЕМ ОТВЕТ В ТЕКСТЕ

СМОТРИМ

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

Приложение 4 Данные файлы находятся на электронном носителе (флешке).

- иллюстрации к произведениям, выполненные карандашом (электронный вид для вывода на экран или рисунки для оформления тематического стенда).

- отрывок из балета «Евгений Онегин» на музыку П. И. Чайковского и А.Стиковетского , хореограф Борис Яковлевич Эйфман.

Интернет-источник - baseofmp3.com;

- отрывок из произведения «Капитанская дочка» (2 глава аудиокниги, сон Петра Гринёва, продолжительность записи - 3 мин). Интернет- источник bibe.ru;

- отрывок из повести «Гробовщик», фрагмент из аудиокниги - сон главного героя;

- серия телепрограмм доктора филологических наук Валентина Непомнящего - «Евгений Онегин». (12 серия, сон Татьяны). Интернет-источник: victorgrigoryev.narod.ru/.../V_Nepomnyashiy_1.html







Заключение

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Вывод:

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Следует учитывать принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).











Список литературы:

-ФГОС (Образовательный стандарт)

-примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5.

-Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1983.

-лекционный материал курсов повышения квалификации.

-Интернет-источники:

baseofmp3.com;

bibe.ru;

victorgrigoryev.narod.ru/.../V_Nepomnyashiy_1.html



© 2010-2022