Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А.С. Пушкина

Цели урока:

  1. Обобщить знания по синтаксису сложноподчиненного предложения.

  2. Закрепить умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

  3. Воспитание внимания, орфографической и пунктуационной зоркости.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме "Сложноподчиненное предложение".

Вид урока: командная игра-путешествие по стране "Сложноподчиненные предложения".

Оборудование:

  • схема движения команд;

  • индивидуальные рабочие тетради, набранные учителем;

  • тесты;

  • лист контроля знаний, умений и навыков;

  • дипломы для награждения команд.

  • жетоны

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Встали все красиво, улыбнулись друг другу, тихонечко садимся.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране "Сложноподчиненных предложений ", а маршрут наш будет включать два направления: нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении на материале биографии и творчества А.С.Пушкина.

Анализ результатов ЕГЭ прошлых лет показывает, что наиболее трудными являются задания по синтаксису сложного предложения. И сегодня на уроке мы будем работать над совершенствованием тех умений, которые помогут правильно выполнить эти задания.

Итак, мы начинаем командную игру-путешествие.

На доске вы видите схему движения команд и названия станций, на которых побываете (Приложение № 1)

У вас на столах находятся маршрутные листы с названием вашей команды и ее составом. У каждой команды есть свой командир, который фиксирует работу каждого участника, выбирает правильный ответ среди предложенных вариантов и определяет, кто будет отвечать.

(Приложение 2-3)

Примечание: каждая команда за правильный ответ получает один балл, представленный в виде круга. Если ответ дан неполно, команда получит лишь половину круга, что будет значить, что команда заработала 0,5 балла. В конце игры баллы суммируются, определяется команда-победительница. Наиболее активные участники получат оценки за урок.

Итак, команды готовы? Тогда в путь!

I. Наша отправная точка- станция"Теоретическая", а это значит, что отправиться в путь мы можем, лишь вспомнив теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Для каждой команды два задания: 1. для командира, 2. для команды.

Командиры должны восстановить данные на карточках схемы,

Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А.С. Пушкина

а команды в это время получают листочек с множеством схожих утверждений. Это задание на избирательность внимания, а это значит, что вы быстро прочитываете грамматические формулировки и в пустых квадратиках вписываете «+» рядом с правильным ответом (время на подготовку 2 минуты, каждая команда определяет правильность-неправильность четырех высказываний поочередно, остальные слушают и исправляют)

Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком "+" в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

-

2.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

+

3.

Простые предложения в составе СПП не зависят друг от друга.

-

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

-

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

+

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и являются членами предложения

+

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

+

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

-

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

+

10.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

+

11.

Все 3 группы придаточных СПП делятся на несколько видов.

-

12.

Сложноподчинённые предложениях синонимичны словосочетаниям

+

Подводим итог по первому испытанию.

Теорию мы с вами повторили, отправляемся в путь.

Итак, мы прибываем с вами на станцию «Практическая»

Задание данной станции: каждая команда должна будет выполнить разбор данных ей 3 предложений: выделить грамматическую основу, расставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточного предложения и отчитаться у доски.


  1. 26 мая 1799 года в семье майора Сергея Львовича Пушкина которая жила на одной из окраинных улочек Москвы родился сын Александр.

  2. В доме Пушкиных были две женщины которые дали Саше так недостававшую ему материнскую любовь и ввели его в мир старины, народного быта и поэзии.

  3. Александру было двенадцать лет когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей.

4 По окончании лицея Пушкин переезжает в Петербург куда он был определен на службу.

5 В марте 1820 года Пушкин заканчивает начатую еще в лицее поэму «Руслан и Людмила» которая произвела истинную революцию в русской поэзии своим живым энергичным разговорным и в то же время безупречным литературным слогом смелостью поэтических оборотов.

  1. После четырехлетней ссылки за оду «Вольность» Пушкин возвращается в Петербург где продолжает творчество с новыми силами.

  2. До свадьбы Пушкина была знаменитая Болдинская осень поэта когда он вынужденно (из-за холерных карантинов) живет три месяца в Болдино.

  3. За столь короткое время он написал такое количество произведений какое было написано им за последнее десятилетие.

  4. Дуэль на которой был смертельно ранен Пушкин состоялась 27января 1937года на Черной речке.

Вывод: Какие предложения вы разбирали?

Какой общей темой они объединены?

Если сказать правильнее, здесь даны основные биографические факты жизни А.С.Пушкина, с творчеством которого мы начинаем знакомиться еще в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми. Вот и мы с вами целых полтора месяца живем его произведениями, его творчеством. Каждый из нас берет для себя из его творений что-то новое, нужное. И у каждого из нас, говоря словами А.Т.Твардовского, свой Пушкин, остающийся одним для всех. Давайте послушаем стихотворные строки о нашем любимом поэте:

Мы любим Пушкина,
Мы бережем его прекрасные сказания.
Преодолела время, расстояния,
Как светоч, песнь его своим лучом.
С благоговением, храня наследство Пушкина,
День ото дня мы думаем о нем,
С ним говорим, склонившись над плетнем
И, возвратившись к очагу, домой,
Наедине с самим собой
Внимаем пушкинское слово.
Для нас его песнесложенье ново…

И на этой приятной нотке успешно доходим до станции третьей. А называется она «Угадай-ка»

Предлагаю вам выполнить два задания.

1.Сейчас я зачитаю два предложения из стихотворений А.С.Пушкина, вы на слух должны определить вид придаточного предложения и записать в тетрадь только графически, т.е. схему. Если команда не может справиться с заданием только прослушав, предложение проецируется на доску, и за правильный ответ команда получит только 0,5 жетона.

1. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…(обстоятельственное)

2. И вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметно. (определительное)

2.Команды получают карточки с предложениями, взятыми из романа в стихах А.С.Пушкина. Из данных предложений каждая команда выписывает только тот вариант, который соответствует названию их команды.

РОбобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А.С. Пушкинаасставьте пропущенные орфограммы. Найдите схему, подходящую вашему предложению.

1Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А.С. Пушкина. Он верил, что душа р.дная соед.ниться с ним д.лжна.

2. Деревня, где скучал Евгений,

Была пр…лес…ный уг…лок.

3Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям на материале биографии и творчества А.С. Пушкина.Один ср…ди своих владений, Чтоб только время пров…дить, Сп…рва задумал наш Евгений Порядок новый учредить.

Каждая команда доказывает правильность выбора.

1. (синонимичен втор.члену определению, относится к существительному в главном предложении, присоединяется союзными словами) - жетон.

2.Что вы можете сказать об СПП изъяснительных? (синонимичен втор.члену дополнению, соединяется союзами и союзными словами)

3.Что вы можете сказать об СПП обстоятельственных? (синонимичен втор.члену обстоятельству, соединяется союзами и союзными словами, указывает на место, время, образ действия и т.д.)

Четвертая станция называется «Союзная», она внеконкурсная. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Я предлагаю вам прослушать предложения из ваших сочинений «Мой Пушкин» и выписать каждый в свою таблицу союзы и союзные слова.

Вспомним, в чем их отличия друг от друга? (Союзные слова отвечают на вопросы и являются членами предложения, их можно заменить словом из главной части. Союзы не являются членами предложения, их можно заменить подходящими по смыслу союзами)


Союзы

Союзные слова

когда


    которые

      если бы


        что

        5.

        так как

        6.

        ведь


        (Далее идет самопроверка)

        1. Когда читаю его стихи, каждый раз открываю для себя что-то новое.

        2. Стихи, которые Пушкин посвятил своей няне, читаются с волнением, нежностью и теплотой.

        3. Если бы было больше таких поэтов, то было бы больше на земле добра и любви.

        4. Пушкин- это лучшее, что есть в каждом из людей.

        5. Больше всего мне нравятся стихи Пушкина о природе, так как в них мы видим всю красоту каждого времени года.

        6. Пушкин навечно останется первым поэтом России, ведь его стихи звучат современно для любого поколения.

        Вот и подошел к концу наш урок- путешествие. Давайте подведем итоги .

        Что повторили, закрепили на уроке?

        -Какую роль играют СПП в нашей речи?

        (украшают нашу речь, позволяют более полно выразить наши мысли,

        помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы,

        помогают дать яркую характеристику герою или человеку)

        Ребята, обратите внимание на то, что сегодня мы не углублялись в такие виды работ, как синтаксический разбор предложения, подробный разбор групп обстоятельственных придаточных, этим мы займемся на следующем уроке.

        А сейчас, подсчитаем количество набранных баллов. Определите, какой цвет соответствует вашим сегодняшним результатам. Тем, у кого красный цвет, то пока дороги нет. Нужно снова все повторить.

        Если у вас желтый цвет, то подожди, что-то тоже повторите.

        А если зеленый цвет - смело в путь идите, к новым знаниям для вас путь открыт.

        Домашнее задание:

        1.Выписать из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» по пять предложений на каждый вид СПП ( всего 15 предложений).

        ИЛИ

        2. Дать характеристику одному из героев романа в стихах «Евгений Онегин», продолжив начатые предложения

        Я убежден, что…( Татьяна, Онегин, Автор, Ленский, Татьяна в Петербурге)

        Урок наш подходит к концу и завершить его хочется словами Игоря Северянина:

        "Есть имена как солнце! Имена-
        Как музыка! Как яблоня в расцвете!
        Я говорю о Пушкине: поэте,
        Действительно в любые времена!"



        Резервное задание:

        Произвести синтаксический разбор предложения.

        Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и мысли чистоту

        5

        © 2010-2022