Приёмы и методы анализа лирического текста на уроках как средство подготовки к олимпиаде и ЕГЭ по литературе

  Перед школой сегодня поставлена задача — помочь ребенку образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, — вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа. Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах, как Интернет, телевидение, формирующих у детей совсем иные ценности? Что может противостоять этому? Культура. Наши предметы — русск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к олимпиаде, ЕГЭ по литературе: анализ лирического текста на уроках. Приёмы и методы анализа.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Спасской СОШ Куланхина Е.А.

Что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…

Чтение - прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.

М. Цветаева

Перед школой сегодня поставлена задача - помочь ребенку образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, - вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа.

Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах, как Интернет, телевидение, формирующих у детей совсем иные ценности?

Что может противостоять этому? Культура. Наши предметы - русский язык, литература - это часть культуры.

Лирика - это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного языка, но это еще и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся. Поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том числе звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Но чтобы это произошло, дети должны быть грамотными, заинтересованными читателями. Сделать современных школьников компетентными читателями - это цель и содержание литературного образования. Путь приобретения детьми читательской компетентности- самостоятельный, глубокий, эстетический анализ художественного текста, умение воспринимать текст как знаковую систему, как систему образов, видеть способы создания художественного образа, испытывать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста.

Дети,овладевшие приёмами анализа художественного текста, успешно выполняют олимпиадные задания, сдают ЕГЭ по литературе, так как основная часть олимпиадных заданий и заданий ЕГЭ представляет собой литературоведческий анализ текстов различных жанров.

Нет универсального "ключа" к любому стихотворению, и каждый лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача читателя здесь в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". На уроках изучения лирических произведений использую примерный круг вопросов анализа стихотворений


  1. Кем и когда написано стихотворение?

  2. Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема стихотворения. Многоплановость.


  1. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ....... и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)


  1. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.


  1. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ - переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).


  1. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.


  1. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.


  1. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которой создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя - внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.


  1. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно - идея стихотворения


  1. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

При всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста - понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Многолетняя работа с учениками помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста - не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, - ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем - в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Системно-деятельностный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую - всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю умение создавать связный текст -сочинение «Анализ поэтического текста»

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901)

Задания группам

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-литературный комментарий

5-я группа. Стихотворный размер. Рифма.

6-я группа. Восприятие. Ассоциации.

Ещё один приём анализа поэтического текста : лабораторная работа по творчеству В.А.Жуковского (9 класс)


  1. Прочитайте стихотворение поэта «9 марта 1823» («Ты предо мною…»). 9 марта 1823 года - день смерти Марии Протасовой, ей и посвящено это стихотворение. Объясните, почему ей посвящены многие стихи Жуковского.

  2. Определите тему произведения, его жанр: лирическое стихотворение, элегия ( грустное раздумье ), поэтическая зарисовка, сатира, ода, баллада или другой жанр. Сделайте выбор, объясните его.

  3. Из каких двух частей состоит 1-я строфа? Что рисует поэт в 1 - 4-х строках, что содержится в 5 - 8-х строках? Как вы думаете, о чем вспоминает В.А.Жуковский? Как автор показал страдание лирической героини? Подумайте, почему в стихотворении нет рифмы?

  4. Перечитайте 2-ю строфу. Какие выразительные средства, образы показывают силу любви лирического героя, святость женщины, о которой он пишет?

  5. Поэт завершил стихотворение строками:

Звезды небес,

Тихая ночь.

Попробуйте раскрыть их смысл: что имел в виду, что чувствовал, о

чем хотел сказать миру поэт.

  1. В.А.Жуковский в творчестве был и поэтом сентиментализма

( ранний период ), и поэтом романтизма. К какому направлению отнесете это произведение?

Результатом работы стало личностное восприятие произведения. Ребята, конечно, в разной мере сумели показать знание биографии Жуковского, теории литературы и даже умение проводить микроисследования идейно - художественного содержания лирического текста. Предлагаю один из ответов учеников 9 класса.


  1. М. Протасова - первая и самая сильная любовь поэта.


  1. Поэтому тема произведения - это тема любви и смерти. По жанру оно лирическое стихотворение, так как в нем главным являются

чувства поэта, утратившего любимую, и мысли - воспоминания

о невозвратимом счастье, «о милом прошлом», боль утраты.

3. В 1-й строфе 2 части:

1-я - образ лирической героини ( «стояла тихо», «взор унылый»,

«полон чувства» ). В нескольких словах передана сила любви

героини, её страдание: взор унылый, а сердце полно чувства

любви, слово «унылый» - синоним «страдающий».

2-я - чувства и мысли лирического героя, его воспоминания

о прошлом, милом для него, о последнем их свидании.

В стихотворении нет рифмы, слова просты и обыденны - это

Передает и боль поэта от потери любимой, и прерывистость

чувств.

4. Во 2-й строфе поэт, используя сравнения - «как тихий ангел»,

«как рай», высокую лексику-«удалилась», «земные воспоминанья»

«святые мысли», передает божественность любимой, святость

женщины, которую любил.


  1. «Звезды небес, тихая ночь» - это, наверное, ощущение самого

автора - лирического героя. Теперь образ «ангела» связан с небом,

звездами, а мир его чувств - «тихая ночь»: мир без солнца, если

потеряна любимая. Поэт сохранил эту любовь до конца жизни.


  1. В этом стихотворении нет тайны, есть чувства, поэтому оно -

произведение скорее сентиментализма.

При таком виде работы, рассчитанном на урок или его часть, возможны краткие ответы. Главное, чтобы школьники раскрыли суть вопросов.

Без сомнения, ребятам нужна наша учительская помощь. Она заключается в подготовительной работе на предшествующих уроках.

Вопрос об анализе поэтического лирического произведения - один из самых острых профессиональных вопросов. Никто не будет спорить, что разговор о поэзии - сложная работа, требующая от учителя литературоведческой, методической, психологической подготовки.И именно от учителя зависит сделать эту работу не формальной, а интересной и увлекательной для учеников.

5

© 2010-2022