- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование рабочей программы по русскому языку по профессии Автомеханик
Планирование рабочей программы по русскому языку по профессии Автомеханик
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Будаева С.С. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
№ 1- 7/78 от
«10 » сентября 2014 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень базовый
Код, профессия 23.01.03. «Автомеханик».
Профиль технический
Форма обучения очная
Срок освоения 2года и 5мес.
Могойто 2014
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
-
ФГОС СПО по профессии 23.01.03. «Автомеханик», утвержденный Министерством образования и науки РФ «02 » августа 2013 г.№701. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2013г.Регистрационный номер 29498.
-
Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» для профессий и специальностей среднего профессионального образования, одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК
Могойтинского филиала от «05» сентября 2014г., протокол № 1
Председатель ПЦК _________________________________/Б.Ц.Бухатиева/
Методист________________________________________/С.С.Будаева/
Согласовано
Заведущая по УПР Могойтинского филиа________________/С.З.Будаева/
Разработчик(и):
Преподаватель русского языка и литературы ________________ С.С.Будаева
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Согласовано: заведующая отделением по УПР Могойтинского филиала
_________/Будаева С.З. __ __________г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2014-2015 учебном году на заседании ПЦК Могойтинского филиала
Председатель ПЦК Могойтинского филиала /Б.Ц.Бухатиева/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-12
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14-15
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 23.01.03..«Автомеханик».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
самостоятельной работы студента 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
39
в том числе:
индивидуальное проектное задание
-
тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
- составление таблиц;
- подготовка рефератов;
- подготовка устных выступлений;
- информационная переработка текста;
- оформление и заполнение различных видов деловых документов;
- проведение различных видов анализа текста, слов, терминов;
- составление текстов для самоконтроля;
- работа со словарем;
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Цели и задачи изучения русского языка в учреждении среднего профессионального образования. Роль русского языка в подготовке будущего специалиста. Русский язык как средство межнационального и международного общения. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
2
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся: Компьютерная презентация «Язык и речь».
2
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика. Морфемика.
Содержание учебного материала
14
Тема 1. 1. Фонетика. Орфоэпия.
1.
-
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация. Чередование фонем. Графика.
2
3
2.
Орфоэпия. Правила произношения звуков. Произношение иноязычных слов. Ударение. Слог. Фонетический разбор слов.
2
2
Лабораторные работы
0
Практические занятия
2
Контрольная работа
0
Самостоятельная работа
2
Сделать фонетический разбор слов; письменное задание.
Тема 1.2. Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
8
1
2
3
4
1.
Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
2
3
2.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
2
2,3
3.
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
2
2,3
4.
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
1
2,3
5.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
1
3
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольная работа
0
Самостоятельная работа
2
Найти 10 слов, имеющих не менее трех переносных значений. Составить таблицу «Заимствованная лексика русского языка».Подготовить сообщение «История происхождения фразеологизмов».
Тема 1.3.Система морфем русского языка.
Содержание учебного материала
2
-
1.
Понятие морфемы. Типы морфем (непроизводная и производная основы, окончание, корень, приставки, суффиксы). Способы словообразования.
1
3
2.
Морфемный разбор. Словообразовательный разбор. Этимологический анализ слов.
1
2
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
2
Составить таблицу «Способы словообразования». Конспект «Правописание приставок пре- и при-»
Раздел 2.Морфология и орфография
4
Тема 2.1. Орфография.
Содержание учебного материала
1.
Принципы русской орфографии. Орфограммы- гласные: проверяемая гласная в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова. Чередующиеся гласные а-о, е-и в корнях слов, о- е -е после шипящих и ц.
1
1
2.
Орфограммы - согласные: непроизносимая согласная в корне слова, удвоенные согласные в корне слова. Правописание и-ы после приставок. Правописание приставок пре-, при. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с. Правописание сложных слов. Употребление ь и ъ знаков.
1
2
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа
2
Изучить предложенную литературу по теме «Правописание О, Ё после шипящих и Ц»
Тема 2.2. Морфология. Самостоятельные части речи
Содержание учебного материала
24
1.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен
существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен
существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
2
2,3
2.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание
суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных
прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
4
2,3
3.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
2,3
4.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические
разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
2
2,3
5.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и
личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
2
2,3
6.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с
2
2,3
1
2
3
4
причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
2,3
7.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.
2
2,3
8.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
4
2,3
9.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
2,3
10.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
1
2,3
11.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
1
2
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа
10
Письменные задания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Глагол», «Наречие», «Причастие», «Служебные части речи»,конспект по теме «Правописание союзов», тестовые задания по теме «Междометия и звукоподражательные слова», задания для самоконтроля по разделу «Морфология и орфография.
1
2
3
4
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.
20
Тема 3.1. Синтаксис.
Содержание учебного материала
1.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Простое предложение. Состав простого предложения. Главные и второстепенные предложения.
2
2,3
2.
Простое предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Уточняющие члены предложения. Пунктуация в простом предложении. Вводные слова и предложения.
4
2,3
3.
Сложное предложение. Сложносочиненное, сложноподчиненное предложения.
4
2,3
4.
Бессоюзное предложение. Пунктуация в сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью.
8
2,3
Лабораторные работы
0
Практические занятия
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа
8
Письменное задание; составление таблицы «Виды простых предложений», письменное задание, составление сравнительной таблицы; тестовые задания, конспект
Тема 3.2. Текст и его строение. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала
12
1.
Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная мысль текста. Структура текста. Выбор языковых средств в зависимости от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля). Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, рассуждение, повествование. Стили речи. Их признаки и основные характеристики.
8
2,3
2.
Речевая деятельность. Речевая ситуация и ее и компоненты. Нормы речевого поведения в различных сферах общения. Речевые ошибки и их устранение.
2
3
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.2. Сообщение. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Трудные случаи пунктуации. Составить автобиографию, аннотацию. Работа со словарем.
11
Всего
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка № 404;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству 30 обучающихся;
рабочее место преподавателя; демонстрационные таблицы, учебники по русскому языку для СПО, эл. учебные пособия по русскому языку.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение для обработки различных видов информации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011г.
Дополнительные источники:
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2009.
3.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2010.
4.Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www/ gramota.ги
5.Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru
6.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: gramma.ru 7.Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: slovari.ru
8. Электронный ресурс Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
- осуществлять речевой самоконтроль;
Экспертное наблюдение за нормативным использованием речевого общения, тестирование
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Творческие работы, сообщения
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Экспертное наблюдение за нормативным использованием речевого общения.
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Исследования.
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Составление или разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, викторины, компьютерная презентация
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письменный контроль
устный опрос
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Экспертное наблюдение за нормативным использованием речевого общения.
Устный опрос
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Письменные работы, контрольная работа
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
Письменный контроль,
устный опрос
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Творческие работы
Знания:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Тестовый контроль, обсуждение сообщения по заданной теме
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Письменный контроль,
устный опрос
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Контрольная работа,
устный опрос
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Творческие работы
-
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Тестирование