Конспект урока русского языка по теме Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Тема: « Имя числительное»



Оборудование:

  1. Выставка книг и буклетов о Приморском крае;

  2. Карточки.

  3. Ребусы.

  4. Лабиринт.

Цели:

Обучающая:

- дать основные понятия об имени числительном;

- познакомить со строением и разрядами числительных;

Развивающая:

-развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память;

Воспитательная:

-воспитывать интерес, уважение и любовь к родному языку.

Межпредметные связи: математика, география( регионоведение), литература, ИЗО, биология.

Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Слово учителя

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Правильно, мы сегодня на уроке не только познакомимся с удивительным разделом языкознания «Имя числительное», но совершим заочную экскурсию по Приморскому краю, встретимся с её обитателями, даже пройдём по их следам и тропинкам.

- Как вы думаете, какая роль между Приморским краем и числительным?

- Для чего нужны числа?

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов, численность животных разных видов в Приморском крае.

3. Проверка домашнего задания (пословицы и поговорки, содержащие числа)

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь раз отмерь, один отрежь.

3. Один в поле не воин.

4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5. У семи нянек дитя без глазу.

6. Семь бед - один ответ.

7. За одного битого двух небитых дают.

8. Два сапога - пара.

9. Двое дерутся - третий не суйся.

10. Двое плешивых да за гребень дерутся.

11. Один гусь травы не вытопчет.

4. Объяснение нового материала.

1.Сравните два словосочетания: три тигрёнка - третий по счёту

Какое числительное обозначает количество предметов и отвечает на вопрос СКОЛЬКО?

Какое числительное обозначает порядок предметов при счёте и отвечает на вопрос КАКОЙ?

На какие разряды делятся числительные? (работа с учебником, стр. 139, чтение правила)

Составьте схему:

Имя числительное

Количественное порядковое

Сколько? Какой?

Весёлая разминка.

Задание2. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме, распределяя по столбикам.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол);

7)С какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10) Какую максимальную сумму можно выиграть у Максима Галкина? (миллион)

Индивидуальные задания 3. История числительного «миллион», история самого длинного числительного

  1. У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

  2. Например, восемьсот двадцать четыре дециллиона девятьсот семьдесят три нониллиона сто пятьдесят четыре октиллиона триста семьдесят пять септиллионов пятьсот девяносто восемь секстиллионов семьсот сорок восемь квинтиллионов двести шестьдесят один квадриллион девятьсот тридцать один триллион семьсот семьдесят семь миллиардов пятьсот пятьдесят пять миллионов двести девяносто четыре тысячи сто восемьдесят четыре.

4. Ребусы. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры.

5. А теперь поговорим о крае, в котором мы живём. Для начала отгадайте загадку, которая укажет нам дальнейший путь. О каком звере идёт речь?

Его прыжок - полёт орла,

А когти лап подобны стали.

Он как пружина, как стрела.

Кто он? Ужель не угадали?

Вот он несётся по лесам,

Громоподобным рыком кличет.

Олень ли, лось, медведь ли сам?

Всё властелину здесь привычно,

Он не противник детских игр,

Не прочь и он позабавляться:

Не как котёнок, но как……

Недаром все его боятся.

Лариса Арсеньева

6. Отработка умений по теме.

Составьте из записанных на доске предложений связный текс, числительное запишите прописью, поставьте в нужном падеже. Укажите разряд числительных. Укажите синтаксическую роль числительного в предложении.

1.У меня есть 4 огромных сильных лапы. Одним ударом я посылаю животное весом в (30 кг) в полёт до (5 метров).

2. Когда я стану совсем взрослым, я надеюсь вырасти до (3 центнера) и (3 метра) в длину.

3. Когда я голоден, я могу идти более (100 км) без передышки - вот такой я сильный и выносливый.

4. Я - хозяин тайги.

7. Разграничение числительных и производных от этой части речи слов. ( учебник

стр.140)

Ты у мамы родился один. Может, повезло, и есть у тебя брат или сестричка-двойняшка. Случается в человеческом племени и тройня, но очень редко. Для тигрицы же тройня - это очень мало. У неё бывает и больше пятерых. К тому моменту, когда тигрята достигнут размеров взрослой овчарки, их у мамы останется двое или трое. Остальные погибнут по разным причинам. Почему же так случается? Потому что с первых секунд жизни тигрёнок не имеет право расслабляться.

8. А сейчас мы с вами проведем конкурс на лучшего тигроведа

Пройди лабиринт « По следу тигра» и запиши свои ответы. Вы узнаете, как выглядит тигр на языке цифр.

9. Скажите, что сегодня нового узнали?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание понравилось больше всего?

Знания какой науки вам пригодились сегодня?

10. Домашнее задание: Составить небольшой текст - ребус (5-7) предложений.


© 2010-2022