Урок «Имя существительное «по русскому языку для 2 класса

Данный урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по программе «Школа России». Это урок отработки умений и рефлексии. Урок включат в себя отработку навыков выделения имён существительных из других слов, отличия одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Парная работа учащихся представлена в виде проведения «Устного экзамена» на знание темы «Имя существительное». Групповая работа нацелена на умение классифицировать имена существительные, а также развитие творческих способносте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока «Имя существительное» составлен и проведён Маринец Татьяной Борисовной учителем начальных классов МКОУ НОШ №25 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края.

Цели деятельности учителя

Закрепить умения находить имена существительные, делить на группы по признакам, определять род имени существительного, составлять текст по опорным словам

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые образовательные результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: выделять существительные из слов, составлять текст по опорным словам, правильно писать словарные слова, отличать одушевленные и неодушевлённые существительные

Получат возможность научиться: классифицировать существительные по признакам (одушевленные и неодушевлённые, единственное и множественное число, роду имён существительных), объединять слова по значению.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность):

Познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение в группе, имения работать в тетради.

Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыкав сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, парная, групповая и фронтальная

Образовательные ресурсы


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащих

ся

Формы совзаи-

модей-

ствия

Универсальные учебные действия

Проме-

жуточ-

ный

контроль

I. Организационный момент

Эмоциональнаяпсихологичес

кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Возьмитесь за руки друзья

Без дружбы нам никак нельзя:

Уметь прийти на помощь другу

Утешить поддержать подругу

И наш урок признаться честно

Пройдёт активно и успешно.

Теперь друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь!

Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

Слушают и выполняют действия

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; развитие этических чувств и регуляторов моторного поведения; правильно идентифицируют себя с позиции школьника.

II. Актуализация опорных знаний

Повторение правил о существительном.

Начнём урок, каждый из вас выступит в роли учителя. Вы будете проводить устный экзамен. В конвертах экзаменационные билеты. Распределитесь кто первый в паре учитель. Вспомним правила сдачи экзамена.

Билет 1.

  1. Что называют имена существительные?

  1. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

  1. В каком числе стоят имена существительные, если называют один предмет

  1. Какого рода бывают имена существительные

Билет 2.

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные?

  1. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

  1. В каком числе стоят имена существительные, если называют много предметов

  1. Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

Оцените работу товарища.

Задаем вопрос, если ученик отвечает правильно то ставим плюс, если нет - называем правильный ответ и просим повторить.

Работа в паре

Личностные: осознают свои возможности в учении; связывают успехи с усилием и трудолюбием; самоопределение.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция; адекватно воспринимают оценку товарищей; контроль действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; достаточно полное выражение своих мыслей; управление поведением партнёра.

Устный опрос

III. Формулирование темы

Подготовка к повторению материала

С какой частью речи будем работать на уроке?

С именем существительным

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему и цель.

Регулятивные: целеполагание и прогнозирование.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга

Устный опрос

IV. Постановка цели

Что нам даст закрепление знаний?

Будем лучше учиться, правильно и без ошибок писать)

Фронтальная

Устный опрос

V. Минутка чистописания

Письмо букв Лл и Мм по образцу, запись одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчики мы разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.

  1. Соберите в группе пазл, отгадай на минутку чистописания букву. (Лл, Мм)

Чем похожи буквы?

Пропишем в воздухе, пропишите красиво и аккуратно в тетради по образцу.

Группа, у которой букв Лл - запишите не менее трёх неодушевлённых имён существительных.

Группа, у которой буква Мм - запишите не менее трёх одушевлённых имён существительных.

Докажите что они неодушевлённые или одушевлённые.

Одинаковые элементы, прямая закругление в низу.

Люстра. Лист, лимон. Лодка. Морж, медведь, мышка, мальчик муха, муравей

Групповая и индивидуальная

Познавательные: синтез; обобщение информации; осознано высказываются о одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить об успехах и неуспехах в учении.

Устный опрос, запись в тетради

VI.

Решение учебных задач

Повторение знаний о именах существительных, повторение и запись словарных слов.

(работа у доски перетягивание букв)

Будем работать в группе. Вспомним правила работы.

- На столах волшебные конверты, в них слова, капитан раздает слова, имена существительные положить на середину стола, остальные капитану.

Вете_р, м_розы, сил_ный, з_ма, дует, св_тит, за_ц, л_сицы, р_бята, белый, б_рёзы, в_р_бей.

Проверка. Назовите имена существительные, группы будьте внимательны, все ли слова назвали или может есть лишнее.

- Докажите, что это существительные. ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ

-Какие орфограммы пропущены в данных словах? Что это за слова?

Секретари возьмите простые карандаши, вставим пропущенные буквы. Остальные приготовите сигналы, один объясняет у доски - цепочкой по группам (сигнализируем, согласны ли вы). Молодцы сядьте прямо

Слова овевают на вопрос кто или что? И называют предмет.





Словарные слова.

Групповая

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; доказательство своего решения.

Регулятивные: познавательная инициатива; планирование своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, точное выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности, согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Личностные: учебно-познавательная инициатива; осознание ответственности за общее дело.

Устный опрос, запись в тетради

Деление слов на группы по признакам

- Распределите слова на две группы, записав в два столбика.

(Кто? что? Или ед.ч. или мн.ч.)

На какие группы вы разделили слова. Назовите слова первого столбика, второго. Какое правило помогло вам выполнить задание?

(Какая группа разделила по другому? Посмотрите внимательно на какие две группы вы могли бы ещё разделить эти слова - ед.ч и мн.ч.)

Одушевленные и неодушевлённые первый признак. Единственное и множественное число.

Групповая

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности; классификация по определённому признаку; выдвижение способов решения задачи; осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: учебно-познавательный интерес.

Устный опрос, запись в тетради

VII. Физминутка

Проводится физминутка

Физминутка для глаз.

Сядьте правильно, посмотрите на тренажёр, головой не крутим, следите глазами.

Разминка для глаз

фронтальная

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Ориентируясь на показ учителя



VIII. Творческая работа

Составление рассказа о зиме, запись предложение и его разбор. Учитель вывешивает картину зимы.





Воспитательный момент Мы с вами участвуем в акции подари птицам тепло своей души и развесили кормушки.

Выступим в роли писателей, сочиним рассказ. Посмотрите на слова. На какую тему мы можем составить рассказ. Что такое рассказ? Что такое текст? (Предложения, связанные по смыслу)

- каждая группа составляет не менее трёх предложений, предложения должны быть красивыми. Самое главное рассказ должен получить один на весь класс, поэтому слова повторять нельзя. У вас минута. ГОТОВНОСТЬ КОЛОКОЛЬЧИК. Сядьте ровненько.

1 группа - Наступила холодная зима.

2группа. - Дует сильный ветер.

3группа - Ударили крепкие морозы.

4группа - Заяц прыгает по снегу.

5 группа - Воробей сидит на берёзе. Лисица охотится на зайца.

Повторите весь рассказ.

Как мы можем помочь животным и птицам зимой?

Запишем первое предложение. Еще раз произнесём хором.

Вспомните правила написания предложения.

- Найдите имя существительное, подчеркните главные члены. (работа у доски с комментированием)

Дети работают с учителем составляют предложения. У доски комментирует ученик предложение находят главные члены и сверху подписывают существительные.

Групповая и фронтальная

Познавательные: решение проблем творческого характера; осознание построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Коммуникативные: достижение договоренности и согласование общего решения.

Личностные: нравственно-этическое оценивание изучаемого материала; чувство прекрасного и эстетические чувства.

Устный опрос, запись в тетради

IX. Физминутка

Проведение физминутки, деление на признаки существительные по числу.

Физминутка топаем- хлопаем.

На доске появляются слова, если это существительные в единственном числе вы хлопаете, они остаются с нами, если во множественном топает и они убегают. Будьте внимательны.

Серебро, снежинка, вороны, лист, столы, снег, снегири, белки, девочка, медведь. горы, окно, узоры, ёлки, лиса, озеро.

( Походили как мишка, покачались на ветру как деревце) , дыхательная гимнастика.

Дети выполняют по образцу задание.

Фронтальная

Познавательные: анализ; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.



X. Осмысление и закрепление

Выполнение упражнений и составление деформированного предложения.

По какому признаку мы можем разделить эти существительные на три группы? Какого рода бывают существительные?

- Назовите существительные м.р., ж.р., ср.р.

1. Прочитаем записи. Что это? Что с ними случилось? (Потерялось слово)

Запиши предложения, вставив потерянное существительное, определи у него род.

Крепким льдом покрылось ___________. По снегу бежит рыжая __________.

Прыгает длинноухий пугливый _______.

Проверка. Оцените свою работу.

  1. Вы замечательно справились с заданием.

Ребята ещё одно предложение рассыпалось на столе, вместе составьте предложение из данных слов и запишите его, найдите существительные. Приступили.

медведь в спит берлоге тёплой косолапый

Проверка. Назовите существительные в этом предложении.

Проверим всю нашу работу на уроке, прочитайте внимательно и оцените свою работу за весь урок. Что интересного вы заметили? Прочитайте от заголовка «ЗИМА», что у нас получилось?

Как бы вы хотели закончить рассказ?

Ребята называют слова мужского рода: лист, снег, медведь. Женского рода: снежинка, девочка, лиса. Среднего рода: серебро, окно, озеро.

Познавательные: классификация по определённому признаку; извлечение необходимой информации из своего опыта; смысловое чтение, построение речевого высказывания.

Регулятивные: контроль своих действий.

Коммуникативные: учёт разных мнений, достаточно точное выражение своих мыслей.

Личностные: учебно-познавательный интерес.

Устный опрос, запись в тетради

XI.

Рефлексия урока.

Обобщить полученные на уроке сведения

Я научился ………

За что я себя могу похвалить!

Какое задание было самое интересное?

Кто уверен, что завтра тест выполнят без ошибок?

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Коммуникативные: достаточно полное высказывание своих мнений.



Устный опрос



© 2010-2022