Урок-практикум Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 5 класс

Цели урока: отработка навыков спряжения глаголов;

закрепление умения правильно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов;

воспитание привычки к здоровому образу жизни, любви к физкультуре и спорту.

.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

  1. Совсем недавно в нашей стране произошло грандиозное событие. Россия подарила миру незабываемый праздник. Олимпиада в Сочи. Наш урок мы посвящаем спорту, здоровому образу жизни, который так широко пропагандируется последние годы в нашей стране. А сделаем мы это на материале (какое?) - глагол.

  2. Как вы думаете, легко ли стать чемпионом? Что для этого нужно?

(Сила, труд, терпение, годы упорных тренировок)

Вот и мы с вами в течение нескольких уроков работали со словарными словами. Кто же из нас окажется лучшим в умении грамотно записать словарные слова из темы «Спорт».

  • Слова записаны на доске, один ученик вставляет пропущенные буквы, ставить ударение. Класс проверяет.

Задание №1. Условно назовем его «Упорная тренировка».

Ч..мп..он, ст..д..он, трен..р, тр..н..ровать, мат…, фу..бол, х….ей, б..ск…тбол, сост..заниться, г..мнастика, ф..гурист.

Задание №2. Пока класс справляется со словарной работой, 1 учащийся делает фонетический разбор слова «футбол».

(Учитель оценивает работу учащихся, оценки - в «золотых», «серебряных» и «бронзовых» медалях)

  1. Вопросы классу.

Кто знает, какие новые виды спорта были включены в зимние Олимпийские игры?

(Скелетон, шорт-трек, кёрлинг, фристайл. Эти слова заранее отпечатаны, в ходе беседы вывешиваются на доску)

  • Ребята, в течение урока мы еще вернемся к этим словам. Вы узнаете не только их написание, но и лексическое значение.

  • На этом этапе тренировки мы заканчиваем и переходим к разминке. Вы знаете, что обычно перед самым стартом спортсмены разминаются. Последуем и мы их примеру.

Устная разминка.

1.Вспомним, что мы узнали на последних уроках? (Спряжение глаголов)

2.Что такое спряжение?

3. Зачем нужно знать спряжение? (Чтобы правильно написать гласные в личных окончаниях глагола)

4.Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

(Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов)

5. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

6.Продолжаем разминку. Вспомните алгоритм действий при определении спряжения:

А) поставьте глаголы в неопределенную форму

Б) посмотрите на что оканчивается глагол

В) примените правило.

7. Какое же правило необходимо знать , чтобы не ошибиться при определении спряжения?

8. Ну вот мы знаем правило. И что нам это дает? Что еще необходимо знать? ( Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

9. Вспомним эти окончания. ( 1 и 2 спряжения)

10. Нужно ли ставить глаголы в неопределенную форму, если он имеет ударное окончание?

(Кричит - 2, поет - 1) Нет!

  • На этом наша разминка закончилась. Переходим к соревнованиям.

VI. Практическая часть.

  1. Предлагаю принять участие в соревнованиях по скелетону.

( Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слова, слова записываются в словарь урока)

Задание. Определите спряжение глаголов по уже выполненным окончаниям.

Выборочный диктант.

(Предлагаются загадки о спорте ( уже записаны на доске))

  1. Кувыркаемся мы тут ровно 45 минут.(1)

  2. Наш лужок зимой хорош, а весною (не) найдешь. (1)

  3. Мы проворные сестрицы:

В снег спешим, в жару лежим.(2)

  1. Любого ударишь -(2)

Он злится и плачет.(1)

А этого стукнешь - (1)

От радости скачет.(1)

  1. Кто на льду меня догонит?(2)

Мы спешим вперегонки.(2)

А несут меня не кони, (1)

а блестящие(…)

  1. Палка в виде запятой

Гонит шайбу предо мной.(2)

  • Учащиеся осуществляют самопроверку; 1 человек объясняет гласную букву в окончании глагола «стукнешь»

  1. Продолжаем соревнования.

Наш ждут соревнования по такому виду спорта, как керлинг. (Заранее подготовленный ученик определяет лексическое значение слова, записывает его в словарь урока)

Распределительный диктант.

У учащихся на партах лежат карточки с пословицами о спорте, здоровом образе жизни.

Задание.

1в. - команда выписывает глаголы 1 спряжения, выделяет окончания.

2в.- команда выписывает глаголы 2 спряжения, выделяет окончания.

Карточка №1.

  1. Спорт леч..т, лень калеч..т.

  2. Если спортом занима..шься, силы набира..шься.

  3. Кто со спортом не друж..т, тот не раз о том потуж..т.

  4. Быстрого болезнь не догон..т.

  5. От лежания хвори прибавля...тся.

  6. Пока здоровье служ..т, человек не туж..т.

  7. Солнце, воздух и вода помога..т нам всегда.

  8. С дурными привычками люди всю жизнь бор..тся.

  • Взаимопроверка.

  1. Вариант - 1 спр. II. Вариант - 2спр.

Занимаешься Лечит

Набираешься калечит

Прибавляются не дружит

Помогают потужит

Борются не догонит

Служит

Тужит

  • Определим команду победителей в соревнованиях по кёрлингу.



  1. Ребята, мы долго и плодотворно работали. Объявляется физкульт.минутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, вверх, вниз,

Спрятали за спинки их.

Дружно присели.

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

VII. А впереди нас ждет очень опасный вид спорта - фристайл. (Заранее подготовленный ученик объясняет лексическое значение слова, оно записано в словарь урока.)

Фристайл - игра индивидуальная, не командная, поэтому играет каждый за себя!
Работа с тестами. Дифференцированное задание. Учащиеся группы №3 ( слабоуспевающие) выполняют задание 1-5, группа №2 и №3 - весь тест.

Взаимопроверка. Ответы пишет учитель на уроке во время выполнения заданий учащихся.

  • Выявление золотых, серебряных и бронзовых призеров.

VIII. Приглашаю вас на соревнования по шорт-треку (Лексическое значение слов зачитывается учащимися, записывается в тетрадь)

  • Последнее соревнование - самое сложное. Вы устали, но давайте соберем все наши силы и выполним небольшую творческую работу.

Карточка №2.

Задание. Составьте текст, поставив данные вам глаголы в нужную форму (они записаны в неопределенных формах). Выделите окончания этих глаголов, укажите их спряжение.



  1. Здоровье человека (зависеть) ________________ от него самого.

  2. Если ты (вести) ____________ здоровый образ жизни, правильно (питаться) ______________ ,(выполнять)_____________ режим дня, (заниматься) ___________ спортом, а не (проводить) __________ время за компьютером, (быть)_______________ здоровым и сильным.

  3. Если ты (уметь) _________ радоваться жизни, (заниматься) _________ любимым делом, (справляться) _______ с трудностями, ты (быть) ______ еще и счастливым человеком.

  • Это задание проверяет учитель, выставляет всем оценки в тетрадь. Победители буду определены по итогам проверки.

IХ.Подводим итоги урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Над какой орфограммой работали?

  3. Научились ли вы определять спряжения глаголов? Оцените себя!

  4. Все знают, какие глаголы пишутся в безударных личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжений?

  5. Учитель благодарит за урок и всем желает здоровья!

(притча «Все в твоих руках»)

Карточка №1.

  1. Спорт леч..т, лень калеч..т.

  2. Если спортом занима..шься, силы набира..шься.

  3. Кто со спортом не друж..т, тот не раз о том потуж..т.

  4. Быстрого болезнь не догон..т.

  5. От лежания хвори прибавля...тся.

  6. Пока здоровье служ..т, человек не туж..т.

  7. Солнце, воздух и вода помога..т нам всегда.

  8. С дурными привычками люди всю жизнь бор..тся.



Карточка №2.

Задание. Составьте текст, поставив данные вам глаголы в нужную форму (они записаны в неопределенных формах). Выделите окончания этих глаголов, укажите их спряжение.



  1. Здоровье человека (зависеть) ________________ от него самого.

  2. Если ты (вести) ____________ здоровый образ жизни, правильно (питаться) ______________ ,(выполнять)_____________ режим дня, (заниматься) ___________ спортом, а не (проводить) __________ время за компьютером, (быть) здоровым и сильным.

  3. Если ты (уметь) _________ радоваться жизни, (заниматься) _________ любимым делом, (справляться) _______ с трудностями, ты (быть) ______ еще и счастливым человеком.



© 2010-2022