Урок на тему Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Тема: «Имя числительное как часть речи».

Цели урока:

1.Дать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи, показать его речевую функцию. Познакомить с разрядами числительных по значению и грамматическим особенностям, по составу.

2.Проанализировать сферу употребления числительных, развить умение «видеть» числительные разных разрядов в предложениях; сопоставлять эту часть речи с другими, имеющими значение числа.

3.Создать условия для развития интереса к изучению предмета.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, фразеологические словари1.Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока, а также форм учебной деятельности, видов работ. (Работа в парах, самостоятельная работа, работа со словарем, комплексная работа с текстом, распределительный диктант, выборочный диктант).

2. Объяснение нового материала.

Слайд №2, №3

Решение проблемного вопроса «Что такое имя числительное?»

Составьте определение имени числительного из слов, поставив их на места пропусков.

числа

слова

часть речи

Имя числительные - это ***, к которой относятся ***, обозначающие ***.

Как отличить числительные от других частей речи со значением числа?

Слайд №4, №5

Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв:132 книги -сто тридцать две книги, 2010 год - две тысячи десятый год. Этот признак помогает отличать имена числительные от других частей речи, значение которых тоже связано с числом, например, от таких: старенькая десятка (сущ.), трехэтажный (прил.) дом, удвоить (гл.) скорость, годовалый (прил.) малыш.

Внимание! Оценки, которые получают ученики, это не числительные, запись их в виде цифр - сокращение от 5 баллов (пятёрка), 4 балла (четвёрка) и т. д. Наиболее употребительные словосочетания числительного с существительным часто заменяются существительными: пять баллов - пятёрка, три лошади - тройка, десять рублей - десятка.

Разряды числительных

Слайд №6

Числительные могут отвечать на вопросы сколько? и обозначать количество предметов (количественные числительные) и на вопросы какой? (или который?), обозначая порядок предметов при счете (порядковые числительные).

Перерисуйте схему в тетрадь. Ставя вопрос, распределите числительные в зависимости от разряда.

Распределительный диктант.

1-ый класс, 8 ручек, 2 тетради, 5-ый ученик, 10-ый ряд, 6-ой дом, 10 яблок, 100 слов.

Проверка.

Разряды количественных числительных.

Слайд №7

Такие числительные, как три книги, одна четвертая грейпфрута, трое котят, обозначают математические числа или количество предметов при счёте и называются количественными. Среди количественных числительных выделяют целые (три книги) и дробные (одна четвертая грейпфрута). К количественным числительным примыкают собирательные, обозначающие количество предметов в их совокупности (трое котят).

Перерисуйте схему в тетрадь, запишите данные примеры, затем подберите к каждому разряду по 2 своих примера и запишите их.

Разряды числительных по строению.

Слайд №8

По своему образованию все числительные делятся на:

простые: пять;

сложные: пятьдесят;

составные: пятьдесят два.

Синтаксическая роль числительных.

Слайд №9

Запишите в тетрадь предложения. Поставив вопрос, постарайтесь определить, каким членом предложения являются числительные (работа в парах)

Слайд №10.

Проверка. Вывод о синтаксической роли числительных

3. Закрепление материала.

Выборочный диктант. Из перечня слов выберите числительные и запишите в тетрадь, обозначив разряд:

Двадцать два, двойной, удвоить, двое, второй, двойка, дважды, два, двенадцать, двести.

Четвертый, одна четвертая, четырнадцать, вчетверо, четвертовать, четверо, четверка, четырехлетний, четыре.

Сообщения заранее подготовленных учеников об истории числительных.

Слайд №12, №13

Миллион.

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и «оне», соответствующее русскому увеличительному суффиксу -ищ- (например домище, ручищи). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок - сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Работа с текстом

Слайд №14

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

Выпишите слова с числовым значением, определите часть речи, поставив к ним вопрос. У числительных укажите разряд.

ВЫВОД: числительные нужны, если мы хотим сосчитать предметы, указать количество. Где еще можно встретиться с числительными?

( в пословицах, фразеологизмах) С какой целью они употребляются?

(образность речи).

Работа с фразеологическим словарем.

Найдите фразеологизм с числительным, запишите в тетрадь, устно объяснив значение, у числительного обозначьте разряд. С одним из фразеологизмов составьте предложение (все как один, в один голос - единодушно, за один присест - сразу, в два счета - быстро, как две капли воды - очень схожи, наговорить с три короба - много). Работать можно в парах.

5. Занимательный материал

Слайд №16, 17

Прочитайте предложение, а затем и стихотворения, заменяя цифры числительными.

6. ИТОГ урока

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что оказалось сложным?

Слайд №18

4. Домашнее задание:

Слайд №15

п. 108. Вспомните и запишите в тетрадь названия произведений, где встречаются числительные; пословицы, поговорки, содержащие числительные (не менее 5). У числительных обозначить разряд. ИЛИ упр. №389 по заданию.

© 2010-2022