Урок литературы на тему Образ Петра Первого в творчестве А. С. Пушкина (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина»

Класс: 7

Вид урока: внеклассное чтение.

Место урока в системе уроков по теме: урок внеклассного чтения в теме «А.С.Пушкин».

Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- ассоциации;

- «мозговой штурм»;

- «бортовой журнал»;

- таблица-синтез;

- кластер;

- синквейн.

Оборудование:

- раздаточный материал с таблицами «Что мне известно - Что я узнал», «Ключевые слова - Толкование - Выписки из текста»;

- презентации к уроку

Цели образовательные:

- актуализация знаний обучающихся по теме «Образ Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина»;

- обеспечение создания у обучающихся образного представления о Петре Великом.

Цели развивающие:

- развитие коммуникативных, творческих способностей обучающихся;

- развитие умения работы с текстом, выделяя в нем главное;

- формирование навыков сопоставительного анализа.

Цели воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма на примере поэтического наследия;

- воспитание интереса к теме истории в творчестве Пушкина;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

- Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

II. Стадия вызова.

1.Ассоциации.

Учитель: Приглашаю вас в картинную галерею, где представлены репродукции картин (слайды 2-12, портреты А.С.Пушкина, Петра Первого, иллюстрации к произведениям «Полтава», «Медный всадник»). Внимательно посмотрите на представленные экспонаты выставки и скажите: «Какие ассоциации они вызывают у вас?»

(Примерные ответы: А.С.Пушкин, поэт, писатель,

творчество,история, государственный деятель ПетрI)

- Как будет звучать тема урока внеклассного чтения?

- Верно, тема урока «Образ Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина».

- Какие задачи мы должны решить на этом занятии? (Объявляются задачи, записываются дата, тема в тетрадях по литературе.)

Учитель. Вначале проведем словарную работу. (Создаются творческие группы, которые получают задание: «Определить лексическое значение слова и презентовать творческий продукт».)

- 1группа - стансы;

- 2группа - реформа, просвещение;

- 3группа - патриот; великодушие;

- 4группа - полководец, стратегия

2.Прием «мозговой штурм».

Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина интересовала личность Петра Первого, его историческое значение. Достаточно посмотреть на книжную выставку, приготовленную для урока. Здесь представлены произведения, в которых раскрывается образ Петра Великого. С некоторыми вы познакомились на уроках литературы. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале девятнадцатого века необычайно важной, потому что Петр Первый - это символ русской истории. И мы попытаемся подумать над тем, чем можно объяснить интерес поэта к этой личности. Используйте в своих ответах слова, представленные творческими группами.

1). Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о Петре Первом из уроков литературы, истории. Время на выполнение - 3 минуты.

2). Работа в парах. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия, то через обсуждение найдите единое мнение или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение - 3 минуты.

3). Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «бортового журнала» «Что мне известно по данной теме - Что нового узнал». (Каждому ученику дается таблица.)

Обучающиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в первую колонку.

Что мне известно по данной теме

Что нового узнал

  • Петр Первый - историческая личность.

  • Это государственный деятель.

  • Умелый полководец, стратег.

  • Основатель г.Петербурга - «окна в Европу».

- Физкультминутка.

III. Стадия осмысления.

Получение новой информации (обучающиеся предварительно прочитали тексты дома).

Групповая работа. Задание: анализ стихотворений по плану (слайд 13).

- История создания стихотворения (подготовленный ученик).

- Словарная работа. Частичный анализ стихотворения.

- Раскройте тему.

- Укажите, какова его идея.

- Что нового узнали о Петре Первом? Подтвердите цитатами из текста.

Используется прием «таблица - синтез»:

В ходе работы таблица стала выглядеть так:

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста (цитаты)

1.Стихотворение «Стансы»:

-Просвещение

-Просвещенный

-Патриотизм

-Труженик

- Деятельный

2. «Пир Петра Первого»:

-Полководец, стратег

-Примирение

-Великодушный, милосердный

- Демократичный

Распространение знаний, образования

Образованный

Преданность, любовь к своему Отечеству, своему народу

Трудолюбивый человек

Живой и энергичный

Умелый военачальник

Восстановление согласия мирных отношений

Снисходительный, выражающий милость, благосклонность

Простой

Он смело сеял просвещенье..

То академик,…то мореплаватель, то плотник…

Не презирал страны родной; он знал её предназначенье

На троне вечный был работник

Он всеобъемлющей рукой…

…жизнь своей державы спас от Карла русский царь…

Он с подданным мирится…

И прощенье торжествует, как победу над врагом.

Кружку ценит с ним одну; и в чело его целует…

- Объясните, какие художественные средства помогают автору раскрыть его образ.

- Собственные мысли, чувства и впечатления представьте от вашей группы в виде кластера (или эссе, или мини-сочинения).

* 1группа - стихотворение «Стансы»

* 2группа - стихотворение «Пир Петра Первого»

В ходе анализа, обсуждения, презентации творческого продукта группами заполняется вторая колонка «бортового журнала»:

Что мне известно по данной теме

Что нового узнали

  • Петр Первый - историческая личность.

  • Это государственный деятель.

  • Умелый полководец, стратег.

  • Основатель г.Петербурга - «окна в Европу».

    • Патриот своей Родины.

    • Великодушный, милосердный человек.

    • Забота о просвещении России и её подданных.

    • Просвещенный человек

    • Великий труженик.

    • Деятельный человек

- Разминка для глаз.

Учитель: Прекрасным дополнением к теме сегодняшнего урока будет сообщение ученика с презентацией «Реформы Петра I в образовании, просвещении и культуре страны». Благодаря различным реформам в годы правления Петра Первого Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии, потому что государь был предан своей Родине, верил в ее силы: «… не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

Сообщение ученика с показом презентации.

Учитель: Обращение Александра Сергеевича к образу Петра Первого неслучайно, так как поэт видит в нем великого преобразователя, при котором «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек» (А.С.Пушкин). Никто, как Пушкин, не мог так глубоко проникать в суть истории, так постигать и чувствовать исторические личности. Бесценными для нас остаются все произведения Пушкина, посвященные Петру. Поэт понимал важную суть его реформ, поэтому он имел право сказать:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

IV. Стадия рефлексии

- Что узнали о Петре Первом, государственном деятеле и человеке?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о нем?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

(В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)

V. Дифференцированное домашнее задание.

«5» - написать сочинение - рассуждение на тему «Личность Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина».

«4» - составить кластер на основе изученных ранее произведений и изученных на уроке внеклассного чтения, презентовать классу.

«3» - составить синквейн.







© 2010-2022