- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к сочинению по басням И. А. Крылова
Подготовка к сочинению по басням И. А. Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тиханова Л.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : Подготовка к сочинению по басням И.А. Крылова.
(Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»)
Цель урока - написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
-
Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
-
В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
-
В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
-
Как будущий писатель работал над собой?
-
В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
-
Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
(К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова)
«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный, <…> знавший людей, - Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его». (В.Г. Белинский)
-
Как вы думаете, какую черту характера баснописца - леность, простодушие или ум, живость натуры - подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
-
Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
-
О чем говорит спокойное лицо баснописца?
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:
«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)
2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.
3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.
1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» - сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли - целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», - ответил Костя.
2) Идут по коридору два мальчика - Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной - буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»
3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.
Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
-
Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
- Слона-то я и не приметил.
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
- Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- А воз и ныне там.
- Демьянова уха.
- А ларчик просто открывался.
- Сильнее кошки зверя нет.
- А Васька слушает да ест.
- Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
IV.
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)
«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова "представителем духа народа"». (Ж.Н. Критарова)
-
Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
-
За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?
2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.
Эзоп «Лисица и виноград»
И.А. Крылов «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
-
Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?
3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:
«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… "Я до тех пор читал мои новые стихи, - говорил мне Иван Андреевич, - пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю"». (М.Е. Лобанов)
-
Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
-
Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?
4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:
«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)
-
Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
-
Как вы понимаете значение слова «невежество»?
5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.
6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:
«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.
"Свинья под Дубом" - одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья - откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые "бранит" невежда».
(Т. П. Буслакова)
-
Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
-
Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
-
Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье - с дубом?
-
Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.
Коллективное выполнение задачи:
1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:
«Басня "Волк на псарне" представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)
-
Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
-
Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.
2. Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского - о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:
«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня "Волк и ягненок"), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным "общему ладу"».
(И.И. Срезневский)
-
Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
-
Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?
3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.
4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:
«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»
(И.И. Срезневский)
-
Найдите в басне характеристику ловчего.
-
Кто является прототипом этого персонажа?
-
В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?
5. Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова - не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».
-
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.
6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.
7.Ответьте на вопросы викторины «Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:
-
Она «наелась желудей досыта, до отвала».
-
Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
-
Она хотела сжечь море.
-
Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
-
Он обещал стать охранником овечьих стад.
-
Она «без души лето целое все пела».
-
Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
-
Она попала «в большие забияки».
-
Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
-
Она пыталась руководить квартетом.
-
У него на локтях продрался кафтан.
-
Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
-
Его «захлопнула злодейка-западня».
-
У нее есть 5-6 кривляк-кумушек.
-
Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
-
Ее служба - ходить на задних лапах перед хозяевами.
-
Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
-
Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
-
Он был перекормлен рыбным супом.
-
У него все вокруг только «мое».
8. Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.