Вариант сочинения на ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рукописи не горят…»

Огонь! Как звучит это слово! В нем жар страсти и ненависти, в нем бьется темная сила разрушения. Огонь, пожирающий все на своем пути. Мощь стихии сметает все на своем пути, ее кровожадная ненасытная пасть пожирает бумагу, дома, дома, целые города; лишь рукописи остаются нетронутыми. Они - храм души автора, в них его чаянья и мечты. Согласно христианской морали, человеческая душа бессмертна. Рукописи с душой создателя неразрывны, они - единый сплав, а потому им не дано, подобно неживым предметам, жарко полыхать в кровавом пламени, отдав ему свою тайну.

Подобная судьба постигла булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Провидению было угодно, чтобы произведение - титанический одиннадцатилетний труд Михаила Афанасиевича - не кануло в Лету, а было представлено публике, хоть и с большим «опозданием». И если у каждого есть предназначение в жизни, то у М. А. Булгакова это его роман.

Долгие упорные годы работы, и сколько сил, сколько стремлений вложено в этот роман! В порыве отчаянья он несколько раз сжигал и восстанавливал, сотни раз перечитывал и переписывал отдельные главы, строки; даже умирая, Михаил Афанасиевич, будучи слишком слабым, чтобы писать, он диктовал жене последние главы своего творения. Не имея надежды на опубликование своего «детища», он отчаянно и упорно продолжал писать главную книгу своей жизни. Поневоле задаешься вопросом - откуда столько силы бралось в больном, умирающем, полузабытом писателе? Не потому ли, что боль, бывшая верной его спутницей всю жизнь, уже не трогала несчастного?

Но нет: к ней невозможно привыкнуть, ее удары внезапны, и каждый раз, как внове. Все объясняется тем, что Михаил Афанасиевич слишком сильно любил жизнь, чтобы сдаваться без борьбы. Безграничное мужество, надежда и гений его - вот чему обязаны мы, что имеем возможность держать в руках книгу «Мастер и Маргарита».

Роман, опубликованный спустя двадцать пять лет со дня смерти творца, имеет столько же загадочный и драматичный сюжет, как и история написания. Мистика - вот слово, сопутствующее роману с момента издания. Писатель чувствует в русской душе влечение к магии и чертовщине. А потому весь сюжет «дышит» тайной. Народные мотивы слышны в сюжете, отчасти забытые, в современной жизни (не только автора, но и нашей) немного нелепые, но живущие еще в людях, находящие отклик в их сердцах. Это и ведьмы, и черти, и черный кот, полнолуние, чудеса

Но сверхъестественность служит лишь декорацией в мистическом спектакле борьбы добра и зла. Эта история вечна, но дело автора - выковать из этого нержавеющего металла свой, особенный «клинок правды». Не правда ли, книга о торжестве добра - меч, разящий злые сердца? Людям с черным сердцем больно смотреть на свое отражение в нем.

Хочется отметить, что образы порочных мелочных людей безупречно вырисованы твердой рукой опытного сатирика. Их портреты с легкостью оживают в воображении, даже самая мелкая деталь прописана, характер человека раскрывается в мелочах. Но главное, персонажи - не вымысел автора, подобные типы людей живут и сегодня, а после прочтения произведения, остается ощущение «deja vu». Это характерно для всего творчества М. А. Булгакова. И хотя многие недолюбливают его за эту правдивость, она-то и является главнейшим из его достоинств.

Говоря о достоинствах, нельзя не упомянуть искусство сатиры, в котором писатель занял свою нишу. Порой его обвиняли в желчности и язвительности, но я склонна думать, что это только реакция на внешние потрясения.

Сатирически изображая персонажей советского времени, автор стремится изобличить их сущность и показать, что люди поступали аморально во все времена, были скупыми, корыстными и глупыми. Только революция подобные личности привела к власти. Они, получая высокие посты, забывали о народе, из которого сами недавно вышли. Книга - взгляд с другой стороны на такой, казалось бы, воодушевляющий лозунг «Тот, кто был никем, тот станет всем». Опять же, нельзя не заметить, что эта проблема поднимается во многих произведениях писателя.

Автор дает нам это понять из романа Мастера, говоря о Понтии Пилате. Оставаясь глухим к призывам совести, прокуратор Иудеи предпочел умыть руки, не задумываясь о крови, оставшейся на его руках.

Никто из грешников (персонажей книги) не избежал возмездия. Все были соразмерно своим деяниям наказаны, но в финале прощение даруется всем.

Стивен Кинг когда-то сказал, что самые прекрасные слова на любом языке: «Я тебя прощаю». Роман дает нам урок: прощения достоин каждый, нужно уметь прощать, как делает это Бог. Он прощает тех, кто его хулит, презирает; Иешуа простил своего палача - прокуратор раскаялся.

Книга учит преданности, умению любить. История Мастера и Маргариты стала в один ряд с книгами о Ромео и Джульетте

(В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), Наташе и Алексее (Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные»), Роберте и Патриции (Э.М. Ремарк «Три товарища»).

Жертвенность, готовность к испытаниям Маргариты спасли их обоих. Чувство ее - великое и искреннее. Немногим дано так любить, но еще меньше тех, кто принес бы все нажитое на алтарь любви.

Роман учит взрослых тому, что они когда-то забыли в далеком детстве - верить, быть честными, добрыми, смотреть в глаза страху, внимать своему сердцу и уметь каяться. Лишь тогда можно сохранить в себе человека.



© 2010-2022