- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование пословиц и поговорок в учебном процессе
Использование пословиц и поговорок в учебном процессе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коробкова В.М. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование пословиц и поговорок в учебном процессе
В учебном процессе я широко применяю прекрасные образцы устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность, закладывают основу нравственных поступков учащихся, способствуют расширению словарного запаса.
В любом виде работы обязательным является нахождение всех знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения пословиц. Предлагаю часть пословиц и поговорок, которые я использую на уроках русского языка. При изучении темы «Безударные гласные в корне слов» были использованы пословицы и поговорки:
-
Красна весна цветами, а осень плодами
-
Нет земли краше, чем страна наша
-
Тот герой, кто за Родину стоит горой
-
На хороший цветок и пчела летит
-
Флот морской - границ часовой
-
Если дружба велика, будет Родина крепка
-
Смелость города берет
-
Вода на лугу - сено в стогу
-
На языке медок, а на сердце ледок
При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»:
-
Кошке игрушки, а мышке слезки
-
Нет лучше дружка, как родимая матушка
-
В зимний холод всякий молод
-
Снег на полях - хлеб в закромах
-
Рыба мелка, да уха сладка
-
Хороший друг - это настоящий клад
-
Терпенье и труд все перетрут
-
Зимою шубка не шутка
-
На сказки герой, а на работу слаб
При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались пословицы:
-
Радостная жизнь сердце веселит
-
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою
-
Человек трудолюбивый - самый счастливый
-
Рукам работа, душе праздник
-
Сердце матери лучше солнца греет
-
Ленивому и будни праздник
-
Дождливое лето хуже осени
-
Солнце пригреет - все поспеет
-
Счастливым и красивым делает человека работа
При изучении слов с удвоенными согласными использовались пословицы:
-
У коллектива большая сила
-
Ссора до добра не доводит
-
В субботу на работу, в воскресенье на веселье
-
Хороша нива только у коллектива
При изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками:
-
Без терпенья нет уменья
-
Без ученья нет уменья
-
Доброе молчанье лучше пустой болтовни
-
Красна птица пеньем, а человек уменьем
-
Повторенье - мать ученья
-
Здоровье всего дороже
-
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
-
Лето собирает, а зима подъедает
-
Уменье везде найдет примененье
-
Ум без книги, как птица без крыльев
При формировании навыков правильного письма имен существительных шипящими на конце использовались пословицы:
-
На помощь надейся, а сам не плошай
-
Спящий кот мышь не поймает
-
Лучше горькая правда, чем красивая ложь
-
Хорошую речь хорошо и слушать
-
Идет дождь, даст он рожь
-
Ростом с мышь, а храбрый малыш
-
Наука - источник знаний, знание - светоч жизни
При изучении падежных окончаний имен существительных пословицы:
-
Добрые вести не лежат на месте
-
Делу - время, а потехе - час
-
Наша сила в крепости тыла
-
Труд - дело чести, славы, доблести и геройства
-
По наружности человека не суди
-
Умный товарищ - половина дороги
-
Ленивому Микишке все не до книжки
-
Будет и на нашей улице праздник
При изучении тем «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Не с глаголами»:
-
Правда в воде не тонет, в огне не горит
-
Умный человек не тратит много слов
-
Берись дружно, не будет грузно
-
Хвастун и правду скажет - ему не поверят
-
Ласточка день начинает, а соловей кончает
-
Умелый воин не дрогнет в бою
По теме «Имя прилагательное»:
-
Зимнее солнце плохо греет
-
Береги землю любимую, как мать родимую
-
Ударная работа человека красит
-
Хорошим словом мир освещается
-
Летний день за зимнюю неделю
-
Жизнь дана на добрые дела
-
Ленивой лошади любая дорога кажется дальней
-
Без хорошего труда нет плода
В. И. Даль писал, что то пословица это коротенькая притча, суждение, поучение. Цель ее - предостеречь и научить чему-либо. Это означает, что с помощью фольклора мы можем формировать убеждения и привычки в соответствии с нравственными принципами. На уроках закрепляется правописание слов с нужными орфограммами, развиваются мышление, речь и память учащихся.
4