Урок литературы в 7 классе «Смысл противопоставления мужика и генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературе в 7 классе по теме: «Смысл противопоставления мужика и генералов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Журавкова Ю.Е.

МБОУ г. Иркутска СОШ №24

учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

7

Тип урока/занятия

Урок комплексного применения знаний и умений.

Тема

«Смысл противопоставления мужика и генералов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Цель

Задачи

Выявить идейный смысл (направленность) сказки, ее проблематику.

Развитие и совершенствование навыка анализа текста, работы в группе, сотрудничества; связной и аргументированной речи, воображения.

Воспитывать высокие нравственные качества (ценности), интерес к чтению.

Основные термины, понятия

Противопоставление, крепостное право, нравственные качества

Планируемый результат

Учащиеся понимают идею сказки и ее проблематику, авторскую позицию, умеют давать оценку действиям героев, аргументировать свою позицию.

Предметные умения

Личностные УУД: исследование жизненных ценностей и смыслов, оценка нравственной позиции персонажей.

Регулятивные УУД: постановка целей, оценка успешности усвоения темы, саморегуляция.

Познавательные УУД: поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД: учет позиции партнеров по деятельности, умение слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Приёмы

Беседа, постановка проблемных вопросов, ситуаций, работа с книгой, инсценирование, завершение художественного произведения.

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, частично-групповая, самостоятельная.

Учебники по литературе (Коровина), мультимедийная доска, иллюстрации генералов и мужика, весов; сундук «Крепостное право» для завершающего этапа урока, видеоматериал группы учащихся «Инсценировка сказки Салтыкова-Щедрина», учебная доска.

Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Постановка проблемного вопроса-интриги

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, активизация познавательной деятельности учащихся.

Формулирование темы, цели урока

Стимулировать внутреннюю мотивацию ученика на активную, деятельностную позицию: узнать, найти, доказать.

Первичное закрепление:

  1. В знакомой ситуации

  2. В изменённой ситуации

активизация мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение) и познавательных процессов.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Обеспечение восприятия и осмысления знаний, установление правильности и осознанности усвоения учебного материала.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Информация о домашнем задании

Обеспечение самостоятельной работы, применения знаний.





Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Волевая саморегуляция

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Постановка проблемного вопроса-интриги

Устанавливать причинно-следственные связи

На доске иллюстрация весов.

Вопросы: что это, принцип механизма, роль. Какую роль в литературе играет принцип весов, что может показать?

Ответы на вопросы.

Формулирование темы, цели урока

Устанавливать причинно-следственные связи, целеполагание

Вопросы: что можно подвергнуть взвешиванию в сказке Салтыкова-Щедрина (что можно положить на весы)? Как мы назовём это «взвешивание» в литературе? Тема? Цель?

На чаши весов прикрепляются иллюстрации мужика и генералов

Ставят цель, формулируют (уточняют) тему урока.

Первичное закрепление:

1. В знакомой ситуации

2. В изменённой ситуации

Саморегуляция и осознания качества и уровня усвоения содержания произведения; формирование умения анализировать, сопоставлять, обобщать материал, грамотно и аргументированно формулировать собственное мнение, аргументировать его, работать в коллективе.

Вопросы:

1. Какие качества ребята подчеркнули в сценке?

Прилагательные на доску.

2.Кого вы осуждаете?

3. Встаньте, кто осуждает мужика. Аргументируйте свою позицию.

4. Кто не осуждает мужика? Аргументируйте свою позицию.

5. В каком случае положительная черта характера может стать отрицательной?

Беседа о крепостном праве.

6. Какие черты характера подавило крепостное право в мужике?

Просмотр видео-работы одноклассников.

Беседа.

Частично-групповая работа. Защита.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать и уважать одноклассников, самостоятельно организовывать свою работу; формирование умения импровизировать.


Направляет, объясняет условия работы (проблемная ситуация).

Задание:

Завершить сказку с момента получения мужиком «даров» генералов. Дописать, как, по мнению Салтыкова-Щедрина, должен был поступить мужик, увидев такую награду?

Завершение произведения. Чтение вариантов завершения сказки.

Рефлексия

Учитывать разные мнения, слушать друг друга, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Организует рефлексию. Учитель проходит по классу с коробкой, символизирующей крепостное право.

Вопросы:

1.Что довело мужика до позиции полного непротивления?

2. В чём смысл противопоставления генералов и мужика, на стороне чьих наравственных качеств перевес?

2. Какова идея произведения?

3. Достигли ли поставленной цели?

Пишут на листах те качества, от которых нужно избавиться мужику, сминают и бросают в коробку «крепостное право».

Ответы на вопросы, выводы.

Информация о домашнем задании

Слушать учителя

Объяснение:

Чтение сказки «Дикий помещик». Варианты: творческий пересказ от лица помещиков или мужиков (крестьян).

Запись в дневники, вопросы



© 2010-2022