Обобщение опыта Организация групповой работы на уроках русского языка как способ формирования коммуникативно-речевых умений учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (ГАУ ДПО «ВГАПО»)



Кафедра филологических дисциплин





Обобщение педагогического опыта

«Организация групповой работы на уроках русского языка в 5,8 классах с углублённым изучением предмета по УМК М. М. Разумовской как способ формирования коммуникативно-речевых умений школьников»

(на примере темы «Синтаксис»)





Автор опыта:

Чайкина Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Николаевска Волгоградской области



Волгоград

2015-2016 учебный год





Содержание

1. Справочно-информационные сведения об опыте.

2. Технологические сведения об опыте.

3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

4. Приложения.

Раздел 1. Справочно-информационный

1.

Тема опыта

«Организация групповой работы на уроках русского языка в 5,8 классах с углублённым изучением предмета по УМК М. М. Разумовской как способ формирования коммуникативно-речевых умений школьников»

(на примере темы «Синтаксис»)



2.

Автор опыта

Чайкина Валентина Ивановна

3.

Должность автора

Учитель русского языка и литературы

4.

Место функционирования опыта

МОУ «Средняя школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Николаевска Волгоградской области

5.

Разновидность опыта в зависимости от новизны

Исследовательский педагогический опыт

6.

Какими материалами представлен опыт

Описание опыта, приложения







Раздел 2. Технологические сведения об опыте

Актуальность опыта


Наше время - время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, так как социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса.

Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Задачей школы сегодня является воспитание личности, умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

А это значит, что коммуникативная компетентность является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более активным в плане общения, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, познавательные, регулятивные, но и коммуникативные УУД.

Совершенно очевидно, что перед нами два аспекта проявления коммуникативности. Первый: выпускник школы - коммуникативно-ориентированная личность. И второй: комфортные условия общения, учебный диалог на уроках, т.е. приобретение коммуникативного опыта на практике.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках русского языка является, на мой взгляд, организация групповой деятельности, где ребенок вооружается навыками самостоятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения. Именно в групповой деятельности обучающийся учится спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно - ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Актуальность данной темы состоит и в том, что второй год основная школа работает по ФГОС, поэтому формирование коммуникативно-речевых умений является необходимостью.

Исходя из этого, была сформулирована цель данной работы: показать организацию групповой деятельности учащихся 5-х, 8-х классов на уроках русского языка как способ формирования коммуникативно-речевых умений.

При этом наиболее полное раскрытие темы опыта предполагает решение следующих педагогических задач:

- выявление специфики групповой деятельности при формировании коммуникативно-речевых умений в 5,8 классах при изучении темы «Синтаксис»;

- конкретизация условий применения данного приёма на разных этапах урока;

- подбор дидактического материала для реализации групповой деятельности при формировании коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в 5,8 классах.

Технология работы


Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно…». И именно в группе сверстников ученик сможет добиться этого.

Групповая форма работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Работа в группе развивает творческие способности учащихся, позволяет удовлетворить потребность учащихся в общении. Как метод интерактивного обучения, групповая форма работы способна решить многие психологические (преодоление скованности, страха, приобретение уверенности в себе) и социальные задачи обучения (коммуникативную готовность к работе в микроколлективе, развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе). Совместная деятельность учащихся в группе создает предпосылки для глубокого усвоения теоретического материала, открывает большие возможности для проявления индивидуальных способностей.

В прошлом учебном году наша школа стала участником реализации пилотного проекта по введению ФГОС в основной школе, и нам пришлось в корне менять подход к организации учебной деятельности на уроке, так как особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Дети, которые пришли в 5 класс, уже владели навыками групповой работы, имели достаточно высокий уровень коммуникативных умений, так как обучались по системе Эльконина-Давыдова, которая направлена на развивающее обучение.

Поэтому с первых уроков в 5-м классе я использую групповую работу на уроках для развития коммуникативных умений: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, отрабатываются навыки владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Для внедрения технологии групповой работы требуются памятки для учащихся по различным разделам программы, комплекты заданий разной сложности и алгоритмы для групп, желательно иметь сдвоенные уроки 1-2 раза в неделю, необходимо деление класса на группы постоянного или временного состава.

Все задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удается реализовать две основные функции в диалоговом режиме: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Здесь очень важен эмоциональный климат микрогруппы и желание и возможность членов группы поддерживать друг друга. Поэтому учитель должен уделить пристальное внимание составу группы.

Применение этой формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика - не только учиться самому, но и уметь научить других. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.

Каждая группа представляет собой круг. Таким образом, создается единая плоскость общения. Возникает прямой зрительный контакт. Обычно вопрос о том, что изменилось после того, как все сели в круг, пятиклассники отвечают:

- Мы все стали ближе друг к другу.

- Стал виден каждый.

- Появилось желание говорить искренне.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся 5 класса на уроке русского языка является следующее:

- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач в течение данного урока;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав групп подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, но в каждой группе должен быть ученик-консультант, или лидер.

Работа в группе требует соблюдения нескольких этапов: подготовительный, собственно групповая работа, отчет о проделанной работе (презентация), если возможно, с использованием ИКТ. Существуют определённые виды посадки обучающихся.

Технологический процесс групповой работы выглядит следующим образом.

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

уточнения, обобщения).

е) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

задачи.

Использовать групповую работу возможно на различных этапах урока русского языка:

  • при изучении нового материала;

  • на этапе обобщения и систематизации изученного, при комплексном анализе текста (в старшем звене);

  • на контрольных уроках - зачетах, смотрах знаний.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя.

Содержание учебной задачи для групповой работы должно отличаться от той, которая ставится при традиционной форме обучения. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, вырабатывать общее решение проблемы. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. (Приложение № 1)

Например:

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

Используя групповую работу на уроках регулярно, вы поможете детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, особенно в период перехода из младшего звена в среднее, пожалуй, является работа в парах. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Так, например, при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» учащиеся в парах выполняют следующее задание: «Составьте предложения с обобщающими словами словами: реки, планеты, города, деревья.» Каждая пара составляет и записывает предложения, затем комментирует предложения. В конце урока предлагаю каждой паре составить несколько предложений по картине «Натюрморт» В.А.Серова. Также практикую взаимоопросы по теоретическому материалу, в данном случае удаётся проверить, как учащиеся знают правила, умение излагать лингвистические тексты. (Приложение №2)

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу "сильный - средний", а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние - работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество. При изучении темы «Сложные предложения» у ряда учащихся 5 класса возникли трудности в определении типов сложных предложений, поэтому класс был разделён на разноуровневые пары. Пары сформировала по признаку «сильный-средний», а слабые учащиеся работали с учителем. Пары получили задание определить грамматические основы предложений, тип связи, составить схему предложения. Так как класс изучает предмет углублённо, то предложения подбираю повышенной трудности. ( Приложение №3). В ходе выполнения работы дети вначале ставят прогностическую оценку, а в конце работы взаимооценку.

Динамическая пара - это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. При изучении нового материала возможно использование следующего вида работы: динамическая группа получает задание изучить материал по методике «Инсерта», затем составить таблицу по теме. Например, при изучении темы «Обращение» каждая группа изучает материал, составляет таблицу. Представитель одной из групп выносит свою работу на доску, остальные группы комментируют и дополняют таблицу. В результате работы каждый проверяет правильность и полноту выполнения задания.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.

Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы. Чем старше становятся школьники, тем сложнее задания для работы в группе.

Каким же образом можно организовать работу в группе?

«Мозговой штурм» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.

Так в 5 классе можно организовать «мозговой штурм» по вопросу "Для чего в речи нужны восклицательные предложения?"

В 8 классе групповые задания учащимся даются на более сложном уровне, потому что уровень коммуникативно-речевых навыков выше. В учебнике М.М. Разумовской сформулировано немало заданий, направленных именно на развитие данных навыков. Часть заданий можно использовать и для групповой работы. Например, при изучении темы «Порядок слов в предложении» упражнение 123 дети выполняют по группам. Они просмотровым чтением изучают текст, определяют его тему, находят предложения с обратным порядком слов, а 4 дополнительных задания выполняют каждая группа отдельно, после рассказывают о выполнении одноклассникам, при этом удалось повторить орфограммы, порядок синтаксического разбора, морфологические признаки местоимений и наречий.

На этапе изучения нового материала применяю блочную систему изучения нового материала. Например, по теме «Односоставные предложения» группы получают задание прочить параграф и заполнить предложенную таблицу на ноутбуке, каждая из 5 групп работает с одним видом односоставных предложений, затем таблицы соединяются, и каждая группа рассказывает об особенностях того или иного вида односоставных предложений. Таким образом, за сдвоенный урок мы получили возможность познакомиться со всеми видами односоставных предложений, а в дальнейшем ведётся отработка полученных знаний, применение их на практике.( Примечание №3)

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Например, можно провести дискуссию «Нужны ли речи вставные конструкции и вводные слова?» На данном уроке ученики учатся высказывать аргументированное мнение. Ставить проблемные вопросы, приходить к единому решению.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу. Данную форму работы я использую наряду с листами индивидуальных достижений практически после изучения всех больших разделов языка.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Например, в это может быть урок-путешествие, интегрированный урок и др. Например, интегрированный урок русского языка и словесности «Роль определений в речи». При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать задания:

- которые требуют выполнения большого объема работы;

- которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

- на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое целое. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал. Молчание ученика равносильно его отсутствию. Оно меняет атмосферу внутри группы, а сам ученик теряет некий опыт общения. Может ли случиться так, что на открытый рассказ педагога группа не ответит тем же, а напротив, выразит недоверие, закроется? Может. И причину этого надо искать либо в какой-то неискренности в рассказе учителя, либо в неготовности группы к подобному уровню общения.

В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого. Учащиеся учатся в этом случае также искать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными регулятивными универсальными учебными действиями, как постановка целей, контроль, оценка.

Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах.

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как ваше присутствие мешает работе.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Не принуждайте к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

Разрешайте отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся, которую я использовала в процессе работы:

  1. Определить цели и задачи урока:

    • какие знания учащиеся должны усвоить;

    • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

    • какими компетенциями должны овладеть;

    • какие качества будут проявлять;

    • какие чувства будут выражать;

    • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

  2. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

  3. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.

  4. Продумать методы создания групп.

  5. Выбрать помощников (руководителей групп).

  6. Определить этапы работы групп.

  7. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.

  8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).

  9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

  10. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

При использовании работы в группах на уроке учителю невозможно всё предугадать. Бывают сбои, конфликты в группе, которые учитель должен помочь сразу разрешить. В этом вопросе помогают знания учителя по психологии, опыт педагогической деятельности и педагогическая интуиция. Так, на групповом зачёте Вова Ч. Отказался работать в группе. Тут же пришлось перестраиваться. Устное собеседование по контрольным вопросам учащийся проводил с учителем, а далее работал по индивидуальной карточке. Остальные ребята спокойно продолжали работать в группах.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период - неделю, месяц, четверть.

Результативность опыта

Овладение коммуникативно-речевыми умениями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы на уроках русского языка позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, при использовании групповой работы происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

• Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

• Сплоченность класса возрастает;

• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

• Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.

• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике

Теоретико-практические основы опыта

Наиболее подробно описал технологию групповой работы Г.К. Селевко в «Энциклопедии педагогических технологий». Наряду с другими, данная технология является одной из приоритетных, так как « групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Кроме того, установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах размера группы, оптимальной для данного типа учебной задачи. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции - соперничества по врождённым программам самоутверждения личности».

Модель: групповая работа в классе . Такая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Главные особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

-класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

-каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; деление на группы; раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть; сообщение о результатах работы в группах; общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия; получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. . Применение бригадно-лабораторной формы организации учебного процесса] привело к обезличке в учебной работе (одни ученики работали, другие бездельничали, а оценки у всех были одинаковые), к снижению роли учителя в учебном процессе, к игнорированию индивидуальной работы. Поэтому постановлением ЦК| ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) этот метод был осуждён.

Обучение в сотрудничестве. Под таким названием в США широко применяются различные модификации групповых технологий, разработанные учёными Р. Славиным, Р. и Д. Джонсонами, Дж. Аронсоном. Основные принципы, на которые опираются эти технологии: группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учётом психологической совместимости. При этом в каждой группе должны быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трёх учащихся), девочки и мальчики; группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, в некоторых, случаях учитель может дать рекомендации); оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т. е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»); учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В некоторых случаях это бывает слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно рассказать о результатах совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы. В варианте «пила» встречаются участники различных групп для углублённой проработки одинаковых заданий. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы, которые, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Также данная технология описана в работе Дьяченко «Сотрудничество в обучении»

Условия эффективности опыта

К сожалению, групповую работу некоторые учителя боятся использовать в своей практике, хотя опыт показывает её несомненную эффективность, особенно в формировании и развитии коммуникативных умений. Это можно объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:

- трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя:

- большая наполняемость группы и, как следствие, боязнь беспорядка на уроке;

- неприспособленность классного помещения (невозможность перестановки мебели и свободного перемещения учащихся по классу);

- организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);

- нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все учителя готовы к творческому поиску);

трудности, связанные с деятельностью учащихся:

- неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения "учитель-ученик");

- непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

- возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе;

- разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим).

Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время

Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения русскому языку


Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.


Использованная литература

1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

2. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов.- «РЯШ»,1999, №5, с.3

3. Коротаева Е.В. Обучение, погруженное в общение.- «РЯШ», 1997, №2, с.3

4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.

Приложение №5

Индивидуальный лист ____________________________________________________(фамилия, имя)

Цели:…………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………


Задание 1. Прочитайте §38 , используя прием инсерта («+» -я это знал, «-» -я этого не знал, «?» - я этого не понял)

Задание 2. Прочитайте текст, найдите предложения с обособленными членами, подчеркните их, определите, к какой группе они относятся(Пример ответа: В данном тексте используются ______________________________________________________ _________________________________________________________________________ , которые связаны с ___________________________________________________________________________ )

Травы в тот год буйствовали, чуть ли не в рост человеческий вымахали, и острющие, как бритвы, косы вгрызались в самую гущу спутанных водой и ветром трав, ходили в дурманно-сочных зеленях, выговаривая:

-Вжиг, вжиг,вжиг

И видел Верька, как кружились над взмокшими головами косарей шмели и осы, как темнели рубахи меж лопаток, как падала, падала, падала только что стеной стоявшая трава…

В полдень тянулись к становью совсем взмокшие косари, раскидывали в тени брезенты и садились обедать. Вздремнув самую малость, косари уходили к своим наделам, и вновь кружилась под ногами земля, падала трава под косой полукружьями, а солнце медленно сползало с выси к горизонту, из огненно-жёлтого становилось красноватым и уже не жгло нещадно, как в середине дня. Косари возвращались на становье совсем без сил, падали в наспех сооруженное ложе и засыпали, чтобы утром продолжать свое привычное дело.

Задание 3.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

______________________________________________________________________________

Результат: …………………………………….………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение№1


Памятка для работы в паре

1. Получи карточку и поставь точку на листе учёта.

2. Выслушай объяснение учителя по заданию первой части карточки, выполни его. Научись сам объяснять это задание.

3. Самостоятельно выполни аналогичное задание во второй части карточки. Правильность выполнения проверь у учителя. В листке учёта вместо точки поставь плюс.

4. Объясни задание первой части своей карточки партнёру.

5. Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и правильно ли комментирует написание. Ответь на вопросы по необходимости. Убедись, что партнёр задание понял.

6. Выслушай объяснение партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируй.

Правила работы в группе

1. Все уважают друг друга.

2. Один говорит, все молчат.

3. Работать должна вся группа (т.е. дать всем членам группы возможность себя проявить)

4. Каждый имеет право на ошибку.

5. Не получится сегодня, получится завтра.

6. Каждый работает по мере своих способностей.

7. Поддерживай товарища в любой ситуации.







21


© 2010-2022