Методическая разработка раздела Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Квалификационная работа на первую категорию



Методическая разработка

раздела образовательной программы

по русскому языку в 5 классе

«Лексика»

Учителя l квалификационной

категории МБОУ СШ №6

Кудряшовой Тамары Иосифовны

г. о. г. Выкса 2014 год

- 1-

1. Пояснительная записка

Обоснование выбора раздела

Раздел «Лексика» занимает важное место в программе по русскому языку.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через с л о в о он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. Это так, но в век современных информационных технологий с л о в о, к н и г а как бы уходят на второй план. В обществе наблюдается тенденция к утрате интереса к чтению печатного слова, с детства дети всё меньше листают страницы книг, а больше проводят времени у компьютеров. Это сказывается на их интеллектуальном развитии: из-за бедного словарного запаса часто не могут правильно выразить свою мысль.

В связи с этим данный раздел программы « особенно актуален, так как пополняет лексикон детей, расширяет круг используемых грамматических средств, формирует коммуникативные умения и навыки, также имеет важное значение в развитии чувства национальной гордости, чувства патриотизма.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Содержание раздела

Изучение каждого раздела программы, в том числе и лексики, должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Изучение лексики даёт возможность познакомить учащихся со словарным богатством русского языка, с основными источниками его пополнения, с некоторыми группами слов русского языка по их значению.

Знакомство с системой лексических понятий в пятом классе расширяет представление учащихся о языке. Они узнают, что слово как основной

-2-

элемент языка может изучаться не только с фонетической и грамматической, но также и с лексической точки зрения. Изучение лексики поможет лучшему усвоению других разделов языка, станет основой для проведения работы по обогащению словаря учащихся, воспитает у них потребность искать нужные слова для выражения своих мыслей. Учащиеся знакомятся с понятиями: лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы и др.

Основные направления работы

Развитие речи учащихся на уроках русского языка ведёт к совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех будет обеспечен в том случае, когда учитель будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Второе направление - обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся. Их словарь пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у детей умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Следует уделять внимание и совершенствованию связной устной речи детей. Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждения и устранения различных речевых ошибок. Через интерес к лексике развивается интерес к рус. языку.

-3-

Использование средств обучения

Необходимо широко использовать имеющийся фонд учебно-наглядных пособий (раздаточный, изобразительный материал, карточки, настенные таблицы и др.)

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебной деятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным словарям и справочникам, учитель вырабатывает у детей привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, раскрытия значения.

Следует совершенствовать учебный процесс, используя разные технологии и методики :

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Разнообразие форм и методов работы повышает интерес к русскому языку, способствует более качественному его преподаванию.

Педагогический процесс обучения строится на основе «Программы общеобразовательной школы» под редакцией Ладыженской Т.А.



-4-

2. Цели и задачи раздела

Цель: формирование языковой компетентности учащихся

Задачи:

Обучающие :

а) познакомить учащихся с основными понятиями темы: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы. Знакомство с толковым словарём;

б) формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи.

Развивающие:

а) обогащать словарный запас учащихся;

б) развивать потребности пользоваться толковым словарём.

Воспитывающие:

а) воспитывать гуманизм;

б) воспитывать интерес к изучению русского языка и к предмету;

в) воспитывать умение общаться друг с другом;

г) воспитывать культуру устной речи.



-5-

3.Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Подростковый возраст - период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности (от 10-11 до 15 лет). Этот возраст относится к числу критических периодов жизни, связанных с кардинальными преобразованиями сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой им деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и др.)

Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Дети активно стремятся приобщиться к миру взрослых, ориентируют своё поведение на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием для этого возраста является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.

С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Материалы Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. и других психологов показывают, что в начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности - от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно усваивается новый материал .

Начало подросткового возраста связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению.

© 2010-2022