- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная гостиная, посвященная 80-летию Николая Рубцова
Литературная гостиная, посвященная 80-летию Николая Рубцова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калимуллина Л.М. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мир, открытый для всех
Литературная гостиная, посвящённая 80-лети со дня рождения Николая Рубцова
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Михайловича Рубцова
Задачи:
1. Расширить читательский кругозор учащихся.
2. Развить эстетический вкус школьников.
3. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.
(звучит песня «В горнице моей светло…» в исполнении Саиды Мухаметзяновой)
Чтец 1:
Вот так поэзия, она
Звенит - её не остановишь!
А замолчит - напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё!
И не от нас она зависит,
А мы зависим от неё…
Ведущий 1:
Мы посвящаем сегодняшнюю встречу памяти поэта Николая Рубцова, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.
Ведущий 2:
Николай Михайлович Рубцов родился 3(5) января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, в ста пятидесяти километрах от Архангельска. Николай стал четвёртым ребёнком в семье.
О родителях известно очень мало. Отец, Михаил Андриянович, был политработником, начальником ОРСа леспромхоза, в начале ВОВ ушёл на фронт. Мать, Александра Михайловна, домохозяйка, умерла в 1941 году.
Чтец 2:
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. -
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, некстати ли,
Вырастить всё же смог…
Нёс я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Ведущий 3:
После смерти матери Николая Рубцова помещают в сельский детский дом в селе Никольском, стоящем на берегу реки Толошмы, среди диких лесов и болот. «До слез теперь любимые места!» - вот чем стала для него Никола. Ибо там, в полевой и лесной глуши, в отдаленнейшем уголке России, слово «сирота» для всех ребят звучало «как-то незнакомо»...
Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения».
Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай часто сюда возвращался и подолгу жил. Во множестве стихов поэта возникает образ этого глухого уголка.
(звучит стихотворение «Тихая моя родина», читает автор)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!
Время придёт уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Ведущий 4:
Окончание войны для детдомовцев явилось великим праздником,- у кого не таилась надежда на возвращение с фронта отца или старшего брата, кто не мечтал начать новую жизнь?! Действительно, «когда раздался праведный салют - жизнь распахнулась вольно и широко».
В 1950 году Николай окончил семилетнюю школу, поступил в лесотехнический техникум. Получив паспорт, отправляется странствовать, начинает самостоятельную жизнь, уезжает в Архангельск. Дважды пытается поступить в мореходное училище, но обе попытки заканчиваются неудачно.
Ведущий 1:
Поступает на Тралфлот - подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Все это в разной мере отозвалось в стихах».
Чтец 3:
Я весь в мазуте,
весь в тавоте,
зато работаю в тралфлоте! ...
Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал.
Чтоб для отважных вечно - море,
А для уставших - свой причал.
Ведущий 2:
Учителями в поэзии были для Рубцова Ф.Тютчев,А.Блок,С.Есенин.Становлению молодого поэта помогли и друзья-Глеб Горбовский в Ленинграде,Станислав Куняев ,А.Передреев в Москве.Поэзия С.Есенина для Рубцова становится образцом для подражания.
Чтец 4:
Вёрсты все потрясённой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской муз
Звучит песня «Зорька алая» В исполнении ученицы
Ведущий 3:
Человек по натуре своей беспокойный, не привыкший к оседлости, Рубцов не мог долго жить в Москве.Даже в родных краях Николай Рубцов живёт наездами-побывал на Рязанщине,в Сибири,на Ветлуге, да и только ли…
Постоянное место находит Н.Рубцов в Вологде .Здесь общается он с писателями земляками. В эти годы рождаются новые книги Н.Рубцова:»Душа хранит»(1969),»Сосен шум»(1970),»Зеленые цветы» Эта, последняя,вышла посмертно-поэт ушел из жизни тридцати пяти лет в январе 1971 года.
Ведущий 4:
Лирический герой Николая Рубцова - человек, который всю неистраченную нежность, трепетность, возвышенность сыновней любви перенес на образ Родины. С исступленностью, свойственной сердцу, которое испытало муки сиротства и одиночества, отчуждения и душевной замкнутости, поэт восклицал: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» И хотя вроде бы странна эта мольба: «Храни себя, храни!», обращенная к России, однако какая сила гражданского чувства таится в этих словах.
Чтец 1:
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
Чтец 2:
О, Русь - великий звездочёт!
Как звёзд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечёт,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён…
(звучит песня «Я буду долго гнать велосипед…»
Ведущий 1:
А превыше всего ценил Николай Рубцов в человеке его привязанность к Родине: к земле,на которой человек работает,выращивая хлеб свой; к природе,окружающей человека, наделяющей его своими дарами .Да ведь и сам человек -дитя природы.И видит поэт ширь родного северного края,бездонность неба,глубину вод.И прекрасной необъятностью мира чётко проявляются тревоги,заботы,чувства,какими живет он.
Чтец 3:
Когда заря,светясь по сосняку,
Горит,горит,и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь,на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,-
Воспрянув духом выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.
Деревья,избы,лошадь на мосту,
Цветущий луг-везде о них тоскую,
И.разлюбив вот эту красоту,
Я не создам ,наверное,другую…
Ведущий 2:
У каждого поэта свой предмет поэзии.Для кого-то существует и поэзия скоростей,но не для Рубцова.Ему роднее переданный в наследство Пушкиным,Кольцовым,Тютчевым интерес к природе,к интимной жизни человеческой души. Современному человеку-увы!-часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать,не увидеть,как почки распускаются. И Рубцов тайны зеленого мира открывает для всех…
Ведущий 3:
Жизнеутверждающая и грустная,зовущая к раздумью и действию,поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям.Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости,а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…Его стихи продолжают жить,выполняя своё предназначение - содействовать духовной связи между людьми в нашем сложном и многотрудном мире.
Закрывается литературная гостиная. Спасибо за внимание.