Урок-модуль Пишем сочинение-рассуждение в 11 классе

Инновационный урок с использованием модульных технологий на уроках развития  речи в 11 классе. Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение, выделив одну из проблем, по отрывку из романа Чингиза Айтматова "Плаха". По определенному алгоритму в уроке учащимся представлена проблема, позиция автора, аргументация. Учащиеся на уроке работают самостоятельно, в парах, в группе, под контролем учителя. Итогом урока станет черновой вариант сочинения-рассуждения, который они доработают дома. Модульн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - МОДУЛЬ ПО Т. «ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ»

(по отрывку из романа Ч.Айтматова «Плаха»)

№УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление

обучением

УЭ-0

1 мин.

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами (УЭ) вы должны:

1) повторить особенности написания сочинения-рассуждения

2)закрепить знания о стилистических особенностях сочинения-рассуждения

3)уметь использовать усвоенные знания для написания экзаменационного сочинения (задание части С)

4)развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему

5)совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах

6)работать над формированием стремления к здоровому образу жизни

Прочитайте цели урока

УЭ-1

Вход-

ной

контроль

5 мин.

Цель: выявить уровень знаний по определению типов текста

I Выполните тест

1) Все было сделано. Сандро еще раз молча обошел шестерых, сраженных наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Еще раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни…

А)повествование Б)описание В)рассуждение

2)Вино было бурдючное, крестьянское, в нем сочеталось земное и небесное. Оно пробудило удалой хмель и желание излить свою печаль, в душах заново боролись веселье и грусть.

А)повествование Б)описание В)рассуждение

3)А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история. Куда мы едем сейчас, ради какой жизненно важной надобности люди ищут отравы себе и другим, что их толкает на это и что они находят в том страшном круге отречения от самих себя?

А)повествование Б)описание В)рассуждение

4)Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:

А)словесное изображение какого- либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков

Б)рассказ о каком-либо событии в его временной последовательности

В)в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод

Г)имеет коммуникативное намерение - доказать

5)Выберите из предложенного перечня такие синтаксические средства, которые характеризуют именно тип речи рассуждение:

А)вводные слова и предложения

Б)сравнительные обороты

В)простые предложения с однородными сказуемыми

Г)вопросительные конструкции

II Проверьте свою работу, пользуясь ключом (Приложение №1)

III Оцените 1 баллом каждый верный ответ

Работайте в тетради самостоятельно















Оценку поставьте в оценочный лист (УЭ - 1)

УЭ-2

7 мин.

Цель: уметь выявлять проблему текста

1) Прочитайте отрывок из романа «Плаха» Ч.Айтматова

Авдий и Гришан, каждый по-своему, готовились к неизбежному поединку.

- Так ты велишь говорить впрямую? - прервал молчание Гришан.-Зачем ты мутишь моих ребят?

- Я пытаюсь наставить их на путь истинный, а значит, слово «мутить» тут никак не подходит.

- Ты - чокнутый, ты - фанатик собственного идиотизма. Прибыл, стало быть, с благородной целью, чтобы открыть глазам - падшим, промышляющим добычей анаши, торгующим и спекулирующим запрещенным дурманом. Прибыл распространять извечные спасительные идеи, от которых за три версты несет прописными истинами. А ты,спаситель-эмиссар, подумал прежде о том, какая сила тебе противостоит?

- Подумал, и потому я здесь. Мне вовсе не безразлично, что будет, скажем, с малолетним Ленькой, с Петрухой да и с другими ребятами, что стоят при тебе. Да и с тобой в том числе. Пойми, есть выход из тупика. Покайтесь вот здесь, прямо в степи, дайте себе слово раз и навсегда отказаться от наживы, от порока, и тогда вы вновь обретете подлинную человеческую суть.

- Красиво звучит, черт возьми! Так знай, Каллистратов, у меня к Богу есть свой путь. Я помогаю людям изведать счастье, познать Бога в кайфе.

- Приближаешь к Богу, купленному за деньги? Ведь вслед за кайфом, так тобою превозносимым, наступает полоса безумия и окончательная деградация души. Как с этим быть?

- А никак. На свете за все есть расплата.

Гришан неожиданно замолчал.

- Оставайся, я тебя не гоню. Попробуй переубеди их, малолетних Ленек и разбитных Петрух. Я ничем, ни единым словом тебе не помешаю. Принимаешь мой вызов?

- Принимаю! - коротко ответил Авдий.

2)Проблема текста - это вопрос, который затрагивает автор текста.

3)Определите проблему данного текста, используя клише. «Данный текст заставил меня задуматься …»Запишите.

4)Сформулируйте проблему в виде вопроса и запишите.

5)Запишите проблему как рассуждение с дефиницией. (Дефиниция - это краткое определение какого-либо понятия, толкования слова).

6) Обсудите с классом свои записи, При необходимости дополните свои записи.

7) Оцените, насколько вы справились с работой (1 балл за каждый верный ответ)

Устно

















Работайте в тетради самостоятельно, при затруднении обращайтесь к учителю

Коллективная работа

Оценку поставьте в оценочный лист (УЭ-2)

УЭ-3

10 мин.

Цель: уметь прокомментировать поставленную проблему.

1)Распределите ключевые слова и словосочетания, характеризующие главных героев (Авдия и Гришана), запишите в тетрадь.

Наставить на путь истинный, нажива, зло, святотатство, спаситель, безумие, кайф, подлинная человеческая суть, смерть, порок, спасительные идеи, деградация.

2)Выпишите из текста контекстуальные антонимы.

3) Какой основной художественный прием использован автором? Поделитесь информацией с товарищем по парте.

4)Поменяйтесь тетрадями, оцените работу товарища, пользуясь критерием: все ответы верны - 5 баллов, верны не все - 3 балла, все неверны - о баллов.(См. Приложение №1)

Работа в парах





Взаимопроверка

Оценку поставьте в оценочный лист (УЭ-3)

УЭ-4

5 мин.

Цель: уметь сформулировать позицию автора текста.

1)Обсудите вопросы с классом:

-Почему Ч.Айтматов поднимает в своем романе проблему наркомании?

-Что автор пытается донести до читателя?

-Какие аргументы автор приводит в доказательство своей позиции?

-Согласны ли вы с автором?

Устно

УЭ-5

5 мин.

Цель: уметь аргументировать собственную позицию.

1)Объединитесь в группы для работы.

2)Задания по группам - сформулируйте доказательства:

I группа «Естественные доказательства»

Продолжите мысль: «Врачи считают, что наркомания…»

II группа «Логические доказательства» (образная аналогия)

Продолжите мысль: «Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще.»

III группа «Опровергающая аргументация»

Продолжите мысль: «В молодежной среде часто распространено такое мнение, что наркотики - это возможность почувствовать себя свободным»

3)Поделитесь информацией с классом.

4)Оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале.

Работа в группах

Устно







Самооценка

Оценку поставьте в оценочный лист за УЭ-5

УЭ-6

Резюме

2 мин.

Цель: научить делать выводы

1)Прочитайте цели урока, которые стояли перед вами в начале работы.

2)Самостоятельно оцените, достигли вы их?

3)Сдайте оценочный лист учителю

УЭ-7

Выход-

ной

контроль

10 мин.

Цель: проверить умение применять на практике знания по написанию сочинения-рассуждения

1)Напишите рассуждение-миниатюру

Тезис: Каждая человеческая жизнь бесценна, и за нее нужно бороться.

2)Проверьте работу, сдайте тетрадь учителю.

Работайте в тетради самостоятельно

Контроль учителя

УЭ-8

Цель: закрепить умение применять на практике знания по написанию сочинения-рассуждения

Домашнее задание:

1)напишите сочинение-рассуждение по данному отрывку

Или

2)напишите сочинение-рассуждение по другой любой проблеме, поднятой автором в романе «Плаха».



© 2010-2022