- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Традиционные зимние народные праздники
Проект Традиционные зимние народные праздники
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будашова В.С. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отдел по вопросам образования администрации Ардатовского
муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Надёжинская основная общеобразовательная школа"
Районный этап областного конкурса гуманитарно-экологических проектов
"Снежная крепость"
Номинация: «Традиционные зимние народные праздники»
Название работы :" Зимние праздники"
Автор проекта:
Будашов Алексей, 11 лет, 5 класс.
Руководитель : Будашова Вера
Семёновна, учитель русского
языка и литературы.
с. Надёжино, 2013год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...............................3
Цель и задачи...................................................................................................................................4
Этапы работы над проектом..........................................................................................................4
История зимних народных праздников……...............................................................................5
Исследование местных традиций ...............................................................................................10
Достигнутые результаты .............................................................................................................14
Список использованной литературы..........................................................................................14
1.Введение
Данная исследовательская работа посвящена изучению новогодних традиционных праздников, таких как ряжение, колядование, посиделочные игры в помещении. Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Проект способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза.
В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей традиционных праздников русского народа, учатся работать с дополнительной литературой и применять полученные знания на практике.
Актуальность темы:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Новый год - самый замечательный праздник на свете. В Новый год все веселятся, поют, танцуют, поздравляют друг друга. Вслед за Новым годом отмечают ещё один очень большой праздник - Рождество Христово. В этот день все радуются рождению Младенца Христа. Праздничные дни ,наступившие после Рождества, называются Святками. Тоже очень весёлое время! Одним из таких праздников, приуроченных к Рождеству и Святкам, стали Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников, дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Проблема проекта :
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, тем самым лишаемся возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека, т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного образования.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Изучение традиций зимних народных праздников и исследование вопроса о современном понимании календарных праздников.
Задачи проекта:
- изучить историю зимних народных праздников;
- узнать о местных традициях в праздновании зимних народных праздников;
- формировать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы;
- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.
3. Этапы работы над проектом.
1 этап : Сбор информации, материала по история зимних народных праздников:
- поиск и анализ литературы по теме проекта;
- анализ художественного произведения ( Н.В. Гоголь " Ночь перед Рождеством");
-знакомство с материалами электронной энциклопедии "Википедия" ;
- поиск информации в Интернете.
Методы: анализ, сравнение и сопоставление.
2 этап: Исследование местных традиций в праздновании Нового года:
- интервьюирование :
-опрос старожил с. Надёжина, д. Четвёртово, с. Юсупова; д. Малиновка.
- опрос людей среднего возраста;
- опрос молодёжи и школьников;
-осмысление информации, выделение необходимого;
-сбор и обработка материалов.
Методы: анализ, сравнение, обобщение полученного материала.
3 этап : итоговый ( анализ полученных результатов, обобщение опыта)
Ожидаемые результаты проекта:
- Возрождение и сохранение русских традиций .
- Приобщение к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие в их общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.
4. История зимних народных праздников.
Традиционные праздники, уходящие своими корнями в далекое прошлое, по праву считаются частью нашего культурного и исторического наследия. Организация и проведение праздников на Руси всегда составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Праздничная организация мероприятий, являясь торжественным и радостным событием, обычно включает в себя элементы игр и развлечений, навеянные преданиями и обычаями, многие из которых дошли до нас со времен древней Руси. В старину традиционное проведение праздников представляло собой определенную последовательность событий.
В установленном традицией порядке проведение мероприятий, связанных с религиозными или крестьянскими праздниками, отмечавшими из года в год, переходило из поколения в поколение.
Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящих на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние- дни пробуждения солнца - поворот солнца к лету. Это время в народе известно , как зимние Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Считалось, что в это время закладывается основа будущего года, а потому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими.
В эти дни принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Отсюда идёт современная традиция устраивать благотворительные акции в Рождественские дни.
Празднование Святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Это так называемые святочные рассказы. Всем известна повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Пожалуй, это самое главное в святках - знать о борьбе добра и зла. И делать все, чтобы добро победило.
Любимое народное развлечение на Святки - рядиться и колядовать.
На Руси молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась и шла колядовать. Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят,
что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки. Впоследствии, с появлением христианской религии, обряд колядования был перенесен на христианский праздник Рождества Христова. Возникли новые колядки, в которых языческие мотивы переплетались с библейскими.
Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию.
В Рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник:
Пришла Коляда
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали
Святую коляду
Мы нашли Коляду
Во Петровом (имя хозяина) дворе
У Петра-то двор
На семи столбах
На семи верстах
Дядя Мирон( имя хозяина),
Выноси пиво во двор.
Мы пиво не пьём,
Вина в рот не берём,
Как на улице мороз
Подмораживает,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Отворяй , хозяин.
------------------------------
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать.
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!
------------------------------
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
--------------------------------
Коляда светлая!
Пришла Коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла Коляда
К хозяевам во двор.
Доброй хозяйке-
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком!
Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче - кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь. После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер.
Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку».
Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли.
Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с праздничком!».
Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год ( 14 января по новому стилю) и до Крещения Господня). Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить во всем новом, а не просто во всем чистом. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь". Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров. Помимо этого, для святочных праздников были характерны очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелком крестов на дверях и воротах и т.п. На святки (чаще всего - на Новый год) во многих местах производили "обновление огня": гасили в домах все огни и зажигали новые от "живого огня".
Ряженье было обязательным обрядом Зимних святок и совершался в "Страшные вечера" Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек перехожих, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д.
Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «морхотья», «лохмотья» - старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины - в мужскую.
Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.
Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать-двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках - игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.
Считалось: коли дни на зимние святки весёлые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие
Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста. В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.
"Васильев вечер" (13 января) и последний день Святок (18 января) для незамужних девушек были очень важными днями. В эти дни святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и что бы ни вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется.
А. С. Пушкин: " Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость... "
Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня. Двенадцать дней длятся Святки, продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение - искупаться в проруби, вырубленной в форме православного креста (иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.
5. Исследование местных традиций.
Я познакомился с историй зимних народных праздников, и мне захотелось исследовать местные новогодние и Рождественские традиции. С этой целью были опрошены местные жители , которые родились в селе Надёжино, деревне Четвёртово, селе Юсупово, деревне Малиновка.
Зайцева Антонина Семёновна ,1918 года рождения , с. Надёжино:
-Вот раньше колядовали, так улица от песен звенела, от веселья деревня хороводом шла. Много народу было. Собирались колядовщички- подросточки. Выбирали самого бойкого, обряжали козой. Другие наряжались , кто во что горазд, но чаще тулупы выворачивали шерстью вверх- и тепло, и по обычаю. Лицо старались скрыть, чтобы не узнали, чаще всего сажей мазали, тряпьём закрывали. Шли по деревне с песней:
Уж и ходим мы
Уж и бродим
Мы по улочкам,
По закоулочкам.
Подходили к дому любому и начинали семейство хвалить:
Что светел-то месяц-
А и наш-то он,
Как и красно солнышко-
Хозяюшка его,
Как и часты звёздочки-
Его детушки,
Дай, Господи,
Нашему хозяину,
Пожилось. побылось
На двор много лилось:
Скота, живота:
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.
Если хозяева не выходили, просили: " Выходите скорей, не морозьте людей!"
А если хозяева не встречали, не угощали, грозили:
Не подашь лепёшки-
Расколем окошки.
Не подашь хлеба-
Стащим с печи деда.
Не подашь пирога-
Мы корову за рога,
Поведём на торжок,
Продадим за пирожок.
Хозяева в дом приглашали, угощали, а мы по избе ходили и зерно рассевали. чтобы всё в доме было благополучно:
Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились,
Чтоб кобылки жеребились....
Пели и другие колядки:
Коляда, Коляда!
Накануне Рождества!
Пришла Коляда,
Открывай ворота.
Эй, народ честной,
Потряси казной!
На капустный пирожок.
А червончик найдёшь
До ста лет проживёшь.
С праздником поздравляем.
С похмелья умираем.
Нет ли гривен шести
Чтобы душу отвести.
Весело было. На улице мороз, а колядовщикам всё нипочём, от песен и плясок жарко становится. Наберут в мешки, лукошки еды всякой и отправятся на горку кататься в санях без лошадей. Вот веселье-то было, не то, что сейчас. Вот как в праздник наигрывались...
Моя бабушка, Будашова Евдокия Михайловна,1937 года рождения , поделилась своими воспоминаниями о праздновании зимних Святок в деревне Четвёртово:
- В ночь под Старый Новый год собирались по человека 3-4, обязательно был гармонист, Наряжались по- разному, но старались, чтобы было посмешнее, лицо обязательно прятали, разукрашивали, надевали лапти, овечьи тулупы. По деревне шли, песни пели:
Таусенька за рекой,
Марусенька за быстрой
Там живут люди,
Люди богаты
Гребут деньги лопатой...
Кстати, говорили, что идут не колядовать, а на "таусеньки". Даже некоторые колядки начинались так:
Таусень, серый русень
На печь лазил, кошку гладил.
В горнушке орут, кишки продают:
По копеечке, по сопелечке.
Подавай пирожок!
Не дашь пирожок,
Уведём корову за рожок.
В каждом доме обязательно что-то подавали. Чаще всего это были пироги, блины, некоторые давали деньги, вино. Всё это собиралось в мешок, его носил кто-то один, потом все шли в гости к кому-нибудь , и всё это съедалось и выпивалось - начиналось веселье. Была в Четвёртове тоже традиция: кататься на санях с гор, а горы местные высокие, прямо в пруд угождали -весело и страшно, да молодым всё нипочём....
Бабушка сейчас живёт в Надёжине и иногда ходит сама колядовать, но только к самым близким людям, очень она любит веселить людей.
Бабушка рассказала также о гаданиях, которые совершались в крещенский вечерок.
- Гадали просто: на стол ставили блюдо, в него наливали воды и сверху накрывали платком. Каждый в это блюдо своё кольцо бросал. Песни пели особые. Каждая песня что-то предвещала. Под песню девушке завязывали глаза, и она из блюда доставала одно из колец. Чьё это кольцо оказывалось, тому и судьба в песне нагадывалась. А ещё бросали валенок за забор, куда носком покажет, оттуда и жениха нужно ждать; спрашивали у первого встречного мужчины имя - так звать будут мужа; в ночь клали под подушку на ночь записки с именами и говорили:"Суженый -ряженый , приди наряженный".
От дедушки, Ляблина Семёна Кузьмича, 1933 года рождения., о зимних праздниках я узнал не очень много, но ясно одно, что и в селе Юсупово ходили в своё время ряженые,
всего несколько женщин, которые были самыми весёлыми, голосистыми, смелыми. В каждом доме их встречали с радостью. А ещё дедушка рассказал об очистительном обряде:
-Накануне Крещения нужно проставить над каждым окном и дверью дома мелом крестики, говоря следующее: всем дверям -аминь, всем щелям -аминь, а всему дому благодать.
Кстати, это он исполняет каждый год.
Шиненков Александр Владимирович исполнил мне колядку, которую сам пел в д. Малиновка в детстве:
Ты Таусен, старый русен,
На гармошке конёк,
Прыг-прыг в кузовок,
Тётка- Лебёдка, подай конька,
Не подашь конька, не родишь сынка,
Родишь девицу- расщеперицу,
Не ткать, не прясть-
С горы вёдра катать.
Покатилося ведро
Под Ивановско село,
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Интересно было узнать , как колядовало поколение моих родителей. В Святки они
собиралась большой компанией и отправлялась "вдоль по улице ".Тоже пели песни. шутили, но немного меньше, чем бабушки и дедушки. Колядок знали меньше. Катание на санях сменилось катанием на мешках ,набитых соломой, с ледяной горки ( которую заливали заранее).Хозяевам, которые не открывали ряженым, засыпали выход снегом, заливали ступеньки крыльца водой, превращая их в каток...
Отрадно то, что в настоящее время традиции зимних народных праздников вновь возрождаются. У нас в селе каждый год под Старый новый год можно встретить колядующих. Ходят целыми компаниями, иногда по 2-3 человека. встречаются и одиночки. Больше ,конечно, детей, но ходят и взрослые. То там, то здесь слышится:
Коляда. Коляда!
Ты подай пирога,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком:
------------------------------
Хозяин и хозяюшка, не морозьте.
Хоть копеечку да бросьте!
------------------------------
Коляда-маляда!
Накануне Рождества!
Везде поспевай,
С Новым годом поздравляй.
Хозяева- добрячки
Открывайте сундучки.
Доставайте пятачки
В каждый доме, куда заходят, одаривают конфетами и деньгами. Все обязательно наряжаются, украшают себя мишурой, лицо закрывают масками. Шумно и весело в этот вечер на улице. А на следующий день все обмениваются впечатлениями.
6.Достигнутые результаты
Данный проект помог мне узнать историю зимних новогодних праздников, вспомнить о давно забытом. Интересно было узнать о местных традициях. А многие колядки я возьму себе на заметку и , конечно, посоветую своим друзьям. И в этом году в Надёжине вновь по старой доброй традиции будут раздаваться песни и шутки детей, пожелания доброго и светлого.
Традиционные праздники, перешедшие в нашу современную жизнь, практически не изменили своей смысловой нагрузки, и сценарии мероприятий, связанные с их проведением, берут свои корни из прошлого, несут положительные эмоции, любовь, радость всем людям.
7. Список использованной литературы
1.Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
2.Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.-
2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
3.Клубный вестник № 9.
4.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
Интернет - источники
Режим доступа: razumniki.ru
Режим доступа: Strana-sovetov.com
Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
Рождественские картинки. Сайт: viki.rdf.ru.