Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение-описание по открыткам

Урок русского языка в 5 классе- урок развития речи по написанию сочинения-описанию  по открыткам. - Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно  из самых современных  её воплощений – цветы. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду.  О них слагали легенды. стихотворения, песни. Их изображали на различных картинах. в наше время их изображают на открытках. На уроке проводится работа  над сочинением-описанием цветка по открытке по определённому плану, п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.екст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

Текст №2

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат - это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и белоснежные резные цветы - это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями - и задрожат, качая головками, цветы- колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

_____________________________________________________________________________

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.


Текст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

Текст №2

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат - это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и белоснежные резные цветы - это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями - и задрожат, качая головками, цветы- колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

_____________________________________________________________________________

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.


Текст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

Текст №2

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат - это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и белоснежные резные цветы - это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями - и задрожат, качая головками, цветы- колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.


Ландыш

Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал своё сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и печали. (Древнерусская легенда)

Лилия

Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры - жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул её. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белоснежные лилии. (Древнегреческая легенда)

Маргаритки

Дева Мария, будучи ребёнком, как-то посмотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звёздами, и выказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звёзды стали земными цветами, и она могла с ними играть. И как только звёзды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звёздочками - белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут её любимыми цветами и пусть называются цветами Марии - маргаритками. (Христианская легенда)

Мак

Мак- цветок бога сна Морфея. Это Морфей усыпляет людей, прикасаясь к ним своим цветком. Вокруг жилища этого бога находятся заросли цветущих маков, в которых покоятся разные лёгкие сны, посылаемые людям.

В коробочке мака около 30000 мелких семян, что дало основание считать его символом плодородия. Поэтому-то мак посвящён ещё богине плодородия - Гере.

(Древнегреческая легенда)




РУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.оза.

Царицей цветов зовут красавицу розу.

На Гавайских островах растут чёрные и голубые дикие розы.

В древней индийской легенде говорится о том, что богиня любви, красоты и плодородия Лакшми появилась из лепестков розы. Одна из греческих легенд рассказывает о пиршестве богов, где было несколько капель нектара, из которого появились белые розы. Другая легенда повествует о том, что роза появилась вместе с богиней Афродитой из морской пены. Третья - рассказывает легенду красной розы. Белые розы окрасились от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец их шипами.

В 13 веке во Франции в честь розы устраивались праздник. Королевой праздника роз выбирали самую красивую девушку. В Германии самым ловким и смелым рыцарем на турнирах дарили розы. А в Англии под знаменем алой и белой розы немало было пролито крови за 30 лет междоусобной войны. Из Англии роза попала в Америку. У нас в России роза появилась сравнительно недавно, в конце 17 века. Её привёз в подарок русскому царю немецкий посол. (Древнеиндийская легенда)

Львиный зев

Родина львиного зева - Африка. Этот цветок напоминал грекам о подвиге их любимого мифического героя Геракла, который победил свирепого Немейского льва: руками разорвал его страшную пасть. И тогда богиня цветов Флора создала цветок, по форме и цвету похожий на окровавленную пасть льва. (Древнегреческая легенда)

Тюльпан

Тюльпан считается цветком Голландии. Но он завезён сюда четыреста лет назад из Турции, а туда культура тюльпана пришла из Ирана.

17 век был золотым веком голландской буржуазии, которая путём жестокой эксплуата-ции обширных колоний собрала огромные сокровища. Богачи тратили огромные деньги на роскошь, и, конечно, на цветы. Любимым цветком у голландцев стал тюльпан. Однажды за одну луковицу сортового тюльпана было уплачено 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 большие бочки вина, 4 бочонка пива, 2 бочонка масла, 1 постель с принадлежностями, 1 связка пла-тья и 1 серебряный кубок. Фермеры поняли, что разведение тюльпанов принесёт им большой доход. Широко развернулась торговля тюльпанами. За то, что один плотник чуть не съел луковицу тюльпана, судья приговорил его к 4 голам тюрьмы.

В 1673 году был объявлен конкурс на выведение чёрного тюльпана, за который была обещана награда в 100 тыс. золотых гульденов. Чёрный тюльпан был выращен, а награду за него вручал глава государства Вильгельм Оранский. Голландия стала страной цветоводства.

ИУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.рис.

По легенде, первый ирис расцвёл несколько миллионов лет назад на опушке субтропического леса в Юго-Восточной Азии.

Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые и затем и разнесли созревшие семена цветка по всему земному шару.

А когда семена проросли и расцвели, цветы ириса стали одним из любимых растений человека.

Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этого этрусского поселения в своё время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский «Флоренция» - означает «цветущая». Арабы ещё в древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили ещё в XVI - XV веках до нашей эры, и он был символом красноречия. Из Египта цветок пожаловал в Испанию. Францию, Англию, Россию и другие страны. (Древнегреческая легенда)

Лотос

Лотос - священный цветок индусов. Родина его - Малайский архипелаг, Индия, Цейлон. Лотос завезён в устье Волги из Индии. Азиатские народы считают этот цветок воплощением идеала красоты и чистоты. Лотос обладает лекарственными свойствами. Питательную крахмалистую муку из его корневищ употребляют в пищу.

Фиалка

Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него. И когда он почти настиг её, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл её от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил её в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.

Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Деметры, рвала фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог мрачного подземного царства Аид и хотел похитить её. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид всё-таки догнал её. В испуге она выронила фиалки, и они упали на землю. Вот откуда двойственное отношение в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак печали и траура, с другой - символ весны и оживающей природы. (Древнегреческая легенда)


АУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.стра.

Астра в переводе с древнегреческого означает «звезда». Если долго смотреть на серебристую звезду, можно заметить, что она не просто светящаяся точка, она излучает то голубой, то белый, то розовый свет, словно зовёт кого-то, посылая сигналы. Родина - Китай, а в Европу привезли в середине XVII века. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва слышное перешёптывание - так астры общаются со своими сесрами-звёздочками.

(Древнегреческая легенда)

Сирень

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов - однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её грацией и нежной красотой, что забыл о своих забавах.

Решил Пан поговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоуханный куст с нежными лиловыми цветами.

Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, всем старался сделать добро.

Так имя Сиринги стало латинским названием сирени. (Древнегреческая легенда) Незабудка

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.

Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь её устраивались праздники.

В Германии в «день незабудки» школьники занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть и вернуться домой с букетом незабудок.

(Древнегреческая легенда)

ГУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.иацинт

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и ещё «цветком памяти» о Гиацинте. Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов - олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и бог солнца Аполлон.

Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Всё выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно - Гиацинт ни в чём не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нём вечно жила среди людей. Если смотреть на растение сбоку, то каждый его цветок напоминает две греческие буквы ипсилон (с которой начинается греческое имя Гиацинт) и перевёрнутую альфу. Как бы слились первые буквы Гиацинта и Аполлона.

(Древнегреческая легенда)

Флокс

В переводе с греческого «флокс» означает «пламя». Пламенными факелами были они, по преданию, в руках моряков и Одиссея, спускавшихся в подземное царство Аида. За ними тайно следил бог любви Эрос, который постоянно охранял любовь Одиссея к Пенелопе. Когда спутники выбрались из подземелья и бросили факелы на землю, те проросли и превратились в цветы флоксы в память о смелом Одиссее.

Эрос с факелом не расстался, но, утомлённый тяжёлым путешествием, неожиданно задремал. Пока он спал, нимфа похитила факел и. чтобы уйти незамеченной, решила погасить его в ближайшем источнике. Но когда она опустила факел в воду, источник осветился, закипел, и вода его стала целебной. Теперь немощные люди ходят купаться, и целебные воды возвращают телу молодые силы.

(Древнегреческая легенда)








Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Букет - срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу.

Первые букеты появились во Франции в XIV - XV вв. Составление букетов подчинялось строгим правилам: запрещалось использование жёлтых цветов - их считали символом разлуки. Цветы поливали благовониями.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Открытка - 1) почтовая карточка для открытого (без конверта) письма;

2) карточка для такого же формата с художественными изображениями.



Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.


Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.


УУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.рок русского языка в 5 классе.

Тема урока. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Цели и задачи: обучать написанию сочинения- описания, обогащать словарный запас учащихся лексикой определённых тематических групп; способствовать овладению синонимичными средствами языка; обучать умению анализировать мини тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств; воспитание любви и бережного отношения к природе; воспитание внимательного отношения к людям.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок развития речи.

Технология: на традиционной основе.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (образцы текстов различных типов), открытки и рисунки с изображением цветов, выставка живых цветов, эпиграф, памятки.

Рекомендации по подготовке к уроку:

  • За 1-2 недели учащимся подобрать открытки с изображением своих любимых цветов для сочинения-описания.

  • Дать задание найти легенды об этих цветах, подобрать стихи, песни, пословицы, поговорки. Загадки, выпустить газету «В мире цветов».

  • Одному ученику выучить наизусть стихотворение С. Маршака «Ландыш».

  • Подобрать тексты-образцы научного и художественного описаний.

  • Учитель готовит специальные памятки к уроку.

  • Учащимся предложить попробовать написать стихи о цветах или придумать легенды о происхождении их названий.

Эпиграф к уроку: «Красота обладает силой и даром

вносить мир в сердце». М. Сервантес.

ПУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.лан и ход урока.

I. Орг. момент

II. Работа по теме.

1. Вступительное слово.

- Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно из самых современных её воплощений - цветы. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду. Вот как пишет поэтесса Л.Леонова в стихотворении « Цветы»:

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василёк, ромашка, астры,

Ландыш с запахом прекрасным.

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис,

Незабудка и нарцисс

Хорошо запомни ты,

Как называются цветы.

Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных существ в изящные растения. Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы бледнели перед созданием его рук, анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд садовода.

- А что делать, ребята, если человек живёт в условиях, где невозможно вырастить цветы?

- Как поздравить родственника, друга, родителей, любимую и подарить им чудесные цветы, тому. Кто. Может быть, живёт от него за сотни километров? Как вручить букет?

- Кстати, знаете ли вы значение этого слова?

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Букет - срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу.

ПУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.ервые букеты появились во Франции в XIV - XV вв. Составление букетов подчинялось строгим правилам: запрещалось использование жёлтых цветов - их считали символом разлуки. Цветы поливали благовониями.

- Так как же нам поздравить родственников, если они далеко живут?

- Правильно. Можно послать художественную телеграмму или открытку с изображением цветов. А всегда ли это было возможно? Знаете ли вы, когда появились открытки?

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Открытка - 1) почтовая карточка для открытого (без конверта) письма;

2) карточка для такого же формата с художественными изображениями.

-Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам. Сейчас прослушаем историческую справку о поздравительной открытке. (Заранее подготовленный ученик).

Историческая справка.

В Россию первые поздравительные открытки пришли из Англии. Англичане могли ими любоваться уже в ноябре 1795 г.

На первых, привозимых купцами, открытках был один рисунок без надписи - её потом писали на русском языке, и стоила эта открытка немалые деньги. Первые иллюстрированные отправления появились немногим более

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

100 лет назад. В России первые открытки выпустили к

Рождеству и Пасхе 1898 г. В сюжетах господствовал русский стиль с заснеженными избушками, мехами, тройками и нарядными крестьянскими детьми. Они часто украшались «снегом», который делался из борной кислоты и выглядел как настоящий.

С начала XX века миллионы людей привыкли посылать и получать поздравления к праздничным датам и семейным событиям.

Открытки сегодня - произведения искусства, но всё же главное - слова. В наш сухой век телефонов, телетайпов и телефаксов получить поздравление с живым текстом особенно приятно. Не забывайте никогда поздравить близких вам людей.

2. Работа с текстом.

Задание: прослушайте текст и ответьте на вопросы учителя.

Ирис.

Весною в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. Его сине- фиолетовые, а иногда и жёлто-коричневые лепестки с жилками, как тонкая сеточка, весьма своеобразны. За окраску цветов это растение названо

в Древней Греции ирисом - «радугой».

У нас в России ирис давно известен под нежным названием «касатик», называют его ещё «петушком». (Н. Верзилин).

3. Беседа.

- О каких особенностях цветка рассказывает автор?

- Какие для этого использует художественные средства?

- У кого есть изображение ириса? Кто знает легенду о нём?

- Какие цветы нарисованы на ваших открытках?

-Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам. Проклассифицируйте цветы, которые изображены на ваших карточках. Какие из них садовые? Какие полевые? Какие комнатные?

- Назовите цветы, славящиеся особым ароматом.

- Перечислите свои самые любимые цветы.

4. Анализ текстов - образцы различных стилей.

Цель: дать образец текста-описания, развивать речь учащихся.

Технология: на каждый стол кладутся памятки «Анализ текста описания», 2 текста - образца:

1-ый вариант - научного стиля

2-ой вариант - художественного стиля.

На основе памятки учащиеся определяют стилевую принадлежность текстов и аргументируют ответ.

Текст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

Текст №2

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат - это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и белоснежные резные цветы - это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями - и задрожат, качая головками, цветы- колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

5. Беседа.

- Где можно встретить такое описание, как в первом тексте?

( Правильно в учебнике биологии, в энциклопедии, справочнике)

- Какие изобразительные средства вы встретили в этом тексте?

- Где можно встретить такое описание, как во втором тексте?

(Правильно, в любом художественном произведении)

- Какие изобразительные средства вы встретили в этом тексте?

6. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш» учащимся.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят..

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

БУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.утонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

На солнце раскрывают венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завёрнутый в широкий лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею.

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

7.Запись примерного плана к сочинению.

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получается, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан,

Готовишься к делу - обдумывай план!

План составляется коллективно под руководством учителя.

Примерный план:

I. Красота обитает повсюду.

II. Описание цветка, изображённого на открытке:

1) общий вид;

2) цветок;

3) стебель;

4) история названия;

5) воспетая в песнях его красота.

III. Цветы - олицетворение прекрасного.

8. Устное сочинение- описание по открыткам.

9. Написание сочинения.

III. Подведение итогов урока.

IV. Выставление и комментирование оценок за устную работу.

V. Информация о дифференцированном домашнем задании:

  • Дописать сочинение-описание;

  • Выписать в тетрадь и выучить одно стихотворение о цветах;

  • Нарисовать свой любимый цветок.

ПАМЯТКА

К УРОКУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ ПО ОТКРЫТКАМ».

Смысловые типы текстов.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия ; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: о п и с а н и е, р а с у ж д е н и е и п о в е с т в о в а н и е.

ОПИСАНИЕ - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им.

РАССУЖДЕНИЕ - смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его; вывод.

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей.

ПОВЕСТВОВАНИЕ - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

Сфера общения

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность

Научная деятельность

Словесно-художественное творчество

Стиль

Разговорный (обиходно- бытовой)

Офицально-деловой

Публицистический

Научный

Художественный стиль (стиль художественной литературы)

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Этот стиль употребляется в научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации монолог.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

В научном стиле широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе и термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются очень редко.

В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

ЛУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.АНДЫШ

Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал своё сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и печали.

(Древнерусская легенда)

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

ЛИЛИЯ

Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры - жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул её. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белоснежные лилии. (Древнегреческая легенда)

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Львиный зев


Родина львиного зева - Африка. Этот цветок напоминал грекам о подвиге их любимого мифического героя Геракла, который победил свирепого Немейского льва: руками разорвал его страшную пасть. И тогда богиня цветов Флора создала цветок, по форме и цвету похожий на окровавленную пасть льва.

МУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.АРГАРИТКИ

Дева Мария, будучи ребёнком, как-то посмотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звёздами, и выказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звёзды стали земными цветами, и она могла с ними играть. И как только звёзды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звёздочками - белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут её любимыми цветами и пусть называются цветами Марии - маргаритками. (Христианская легенда)

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Мак

Мак- цветок бога сна Морфея. Это Морфей усыпляет людей, прикасаясь к ним своим цветком. Вокруг жилища этого бога находятся заросли цветущих маков, в которых покоятся разные лёгкие сны, посылаемые людям. В коробочке мака около 30000 мелких семян, что дало основание считать его символом плодородия. Поэтому-то мак посвящён ещё богине плодородия - Гере.



РУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.оза.

Царицей цветов зовут красавицу розу. На Гавайских островах растут чёрные и голубые дикие розы. В древней индийской легенде говорится о том, что богиня любви, красоты и плодородия Лакшми появилась из лепестков розы. Одна из греческих легенд рассказывает о пиршестве богов, где было несколько капель нектара, из которого появились белые розы. Другая легенда повествует о том, что роза появилась вместе с богиней Афродитой из морской пены. Третья - рассказывает легенду красной розы. Белые розы окрасились от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец их шипами.




ГУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.иацинт

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно назы-вали его цветком печали и ещё «цветком памяти» о Гиацинте. Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов - олимпийцев. Красивому юноше покровител-ствовали бог южного ветра Зефир и бог солнца Аполлон. Однажды Аполлон и Гиацинт состяза-лись в метании диска. Всё выше и выше взды-мался бронзовый снаряд, но отдать предпочте-ние кому-либо из спортсменов было невозмож-но - Гиацинт ни в чём не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под СА-мые облака, но Зефир, опасаясь поражения дру-га, так сильно подул, что диск неожиданно уда-рил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смерте-льной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нём вечно жила среди людей. Если смотреть на растение сбоку, то каждый его цветок напоминает две греческие буквы ипсилон (с которой начинается греческое имя Гиацинт) и перевёрнутую альфу. Как бы слились первые буквы Гиацинта и Аполлона.


СУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.ирень

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов - однажды повстречал прекрасную речную нимфу Си-рингу - нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её грацией и нежной красо-той, что забыл о своих забавах. Решил Пан поговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно преврати-лась в благоуханный куст с нежными лило-выми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, всем стара-лся сделать добро. Так имя Сиринги стало латинским названием сирени.

(Древнегреческая легенда)



ФУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.локс

В переводе с греческого «флокс» означает «пламя». Пламенными факелами были они, по преданию, в руках моряков и Одиссея, спускавшихся в подземное царство Аида. За ними тайно следил бог любви Эрос, который постоянно охранял любовь Одиссея к Пене-лопе. Когда спутники выбрались из подземе- лья и бросили факелы на землю, те проросли и превратились в цветы флоксы в память о смелом Одиссее. Эрос с факелом не расстался, но, утомлённый тяжёлым путешествием, нео-жиданно задремал. Пока он спал, нимфа похи-тила факел и, чтобы уйти незамеченной, ре-шила погасить его в ближайшем источнике. Но когда она опустила факел в воду, источник осветился, закипел, и вода его стала целебной. Теперь немощные люди ходят купаться, и целебные воды возвращают телу молодые силы.(Древнегреческая легенда)

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Незабудка

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цве-там на земле. Все цветы были одарены име-нами, никого не пропустила прекрасная бо-гиня и хотела удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и сно-ва хотела уйти, так никого и не увидев. Но го-лос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы мА-ленький нежный цветок голубого цвета. Рас-смеялась богиня и сказала, что будет он на-зываться незабудкой. А вместе с этим име-нем она наделила его чудесной силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких. (Древнегреческая легенда)

ИУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.рис.

По легенде, первый ирис расцвёл несколько миллионов лет назад на опушке субтропического леса в Юго-Восточной Азии. Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые и затем и разнесли созревшие семена цветка по всему земному шару. А когда семена проросли и расцвели, цветы ириса стали одним из любимых растений человека. Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этого этрусского поселения в своё время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский «Флоренция» - означает «цветущая». Арабы ещё в древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили ещё в XVI - XV веках до нашей эры, и он был символом красноречия. Из Египта цветок пожаловал в Испанию. Францию, Англию, Россию и другие страны. (Древнегреческая легенда)





ПУрок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.АМЯТКА

Анализ текста- описания

I. Рассмотрите структуру текста.

  1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).

  2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи, порядок указания признаков, целесообразность этого порядка).

  3. Найдите окончание описания (Указан последний признак, дан вывод).

  4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие теме, типу, стилю речи.

  5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествования, рассуждения). Каково их назначение?

  6. Назовите средства связи слов и частей текста.

II. Охарактеризуйте языковые средства.

III. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).

Описание предмета.

  1. Определите тему описания.

  2. Определите цель описания.

  3. Назовите наиболее характерные признаки (назначение, впечатление, которое производит, необходимость, полезность, сущность предмета, объём, цвет, форму, размер, запах, вкус и т.п.).

  4. Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения (то есть те, которые наиболее ярко отражают признаки именно этого предмета).

  5. Подберите наиболее точные слова для обозначения этих признаков.

  6. Распределите признаки в соответствии с их значимостью (сообразно теме и идее сочинения).

  7. Подумайте над оформлением описания.

  8. Придумайте несколько вариантов заглавия, сопоставьте их, выберите лучшее.

  9. Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.

  10. Запишите основную часть и поработайте над окончанием текста.

  11. Внимательно прочтите текст, отметьте излишества и недостатки в тексте, уберите встречающиеся повторы.

В МИРЕ

ЦВЕТОВ

БУКЕТ

ОТКРЫТКА

ЛОТОС

ТЮЛЬПАН

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Цветы.

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василёк, ромашка, астры,

Ландыш с запахом прекрасным.

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис,

Незабудка и нарцисс

Хорошо запомни ты,

Как называются цветы.

Л. Леонова


Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.





Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

1.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

2. Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нём нет. (Колокольчик)

3. Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (Подорожник)

4. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подорожник)

5. Как весёлые звёзды,

Средь розовой кашки

Цветут нам знакомые

С детства… (ромашки).

6. Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Сластями угощают. (Цветы) Г. Виеру.

7. Когда в текстильный магазин войдёшь,

Там первый слог, возможно, ты найдёшь.

Собранье мифов греческих открой,

Оттуда взят в шараду слог второй!

А целое узнать сумеешь ты,

Перебирая в памяти цветы. (Тюль - пан).

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

8. Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок.

Остался стебелёк. (Одуванчик)

9. Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подул слегка…

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

10. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

11. Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Алыми … (гвоздиками)


Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.КРОССВОРД

2Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам. 1 Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

3Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

4

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение- описание по открыткам.

© 2010-2022