Интегрированный урок по литературе и музыке Как служил солдат (творчество К. Симонова и песни военных лет)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чегандинская средняя общеобразовательная школа»

Каракулинского района Удмуртской Республики

Интегрированный урок по литературе и музыке Как служил солдат (творчество К. Симонова и песни военных лет)

Конспект интегрированного урока

Литература и музыка


8 класс



Тема: «Как служил солдат службу ратную…»

(Поэзия К.Симонова

и музыка военных лет)





Разработали:

Перечнева Ирина Афанасьевна,

учитель русского языка и литературы;

Ведерникова Валентина Ивановна,

учитель музыки.


Чеганда

2015 год

Цели урока:

  • обучающая - познакомить старшеклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне;

  • развивающая - развивать у обучающихся интерес к творчеству К.М.Симонова, композиторов и авторов песен военных лет;

  • воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения и благодарности к людям старшего поколения.

Задачи:

  • приобщение к литературно-музыкальному творчеству;

  • формирование нравственно-гражданской позиции;

  • расширение знаний об истории Отечества;

  • развитие кругозора, активности.

Оборудование:

  • информационный стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;

  • ИКТ;

  • мультимедийные презентации «Первые дни Великой Отечественной войны»,

«Жизнь и творчество К.М.Симонова», «Журавли»;

  • музыкальные композиции «Музыка войны» на аудио СD;

  • выставка творческих работ «70-летию Победы посвящается…»;

  • выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо»;

  • материалы к познавательной викторине «Строки и звуки».

Тип: комбинированный.

Форма: литературно-музыкальная гостиная.











































«Как служил солдат службу ратную»

(поэзия К.Симонова и музыка военных лет)

Учитель литературы:

-- Ребята, сегодняшний урок «Как служил солдат службу ратную» мы проводим в форме литературно-музыкальной гостиной, и говорить мы будем о стихах и песнях военных лет. Уходящий год богат на юбилеи: прежде всего это 70 - летие Победы, это Год литературы, это 100 - летие со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Этим датам мы посвятим наш урок.

Цель урока: познакомиться с военной поэзией Константина Симонова и вспомнить музыку и песни, которые помогали в борьбе с фашистами.



  1. Звучит «Священная война».

Презентация «Первые дни Великой Отечественной войны».

Учитель музыки: комментарий Ведерниковой В.И.

2 . Чтение стихотворения «Родина» (1941г.) Черняева Ирина.

-- Какие чувства испытываешь, когда слушаешь это стихотворение?

Гордость за Родину - «непобедима», восхищение стойкостью, мужеством солдат - «…но эти три березы при жизни никому нельзя отдать»

-- В чем идея этого стихотворения? Какие слова самые главные?

Слова последнего катрена - Родину нужно защищать любой ценой



  1. Учитель литературы:

Давайте познакомимся с биографией К.М.Симонова. Устюжанина Анна.

Презентация «Жизнь и творчество К.М.Симонова».

( «О любви к Родине Симонов пишет в одном из лучших своих стихотворений военного времени «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)



  1. Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941г.)

Сибирякова Дарья и Сидорова Ксения.



  1. Учитель литературы:

Хотя Симонов был военным корреспондентом, сам, как и все, участвовал в боях с немцами. В июле 1941 года он выбирался из окружения на территории Белоруссии, в крымских боях ходил в атаку. Сталинград, Одесса, Курская дуга, Югославия - вот неполный перечень его фронтовых маршрутов, и не только в качестве корреспондента. Поэтому за каждой строкой его стихов - личный опыт войны, реальная картина судьбы страны и судьбы каждого человека. Это стихотворение Симонов посвятил другу, известному поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки» («Бьется в тесной печурке огонь»). Их связывала не только творческая, но и фронтовая дружба.

--Поэт пишет о том, что тревожило его в настоящем, но нам кажется, что мысленно он обращается историческому прошлому Родины. Какие слова поэта уносят нас в далекое прошлое, к истокам героизма русского народа?

Родину называет Русью, мы вспоминаем былинных богатырей - защитников Родины. Поэт использует диалектные слова «околица», «кринки», «тракт», «пажити», которые тоже уносят нас из сороковых годов в более раннее время.

-- Почему поэт говорит не о защитниках Родины, а о женщинах и стариках?

Они беззащитные, слабые, это самые родные люди для каждого солдата, и поэтому строки этого стихотворения касаются каждого и звучат пронзительно, напоминают о тех, кого нужно защищать.



  1. Учитель музыки: под аккомпанемент гитары

песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…» исполняют учащиеся 8 класса.



  1. Учитель литературы:

Тысячи мальчиков, юных, но быстро повзрослевших стали защитниками Родины. Об одном из них рассказал в своей балладе «Сын артиллериста» Константин Симонов.

Чтение наизусть баллады «Был у майора Деева…» до «…У майора была»,

Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над Родиною война.

А вскоре в один из пасмурных

Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров. Перечнева И.А.

Инсценировка. Деев - Лебедев Альберт,

Ленька - Коротков Ростислав,

Автор - Санникова Валентина

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой до

-- Понял меня? - Все понял.

Разрешите идти? - Иди!

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым до

Такая уж поговорка

У майора была.

-- Какие слова, составляющие идею баллады, несколько изменяясь, звучат в конце баллады?

Держись, отец: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

Теперь у Леньки была.

--Ребята, а как вы понимаете эти слова?

Надо быть стойкими, мужественными, переносить все трудности, испытания. Именно таким был Ленька, который достоин восхищения и уважения. Он настоящий герой.



  1. Учитель музыки: Лирические песни на войне.

Звучит запись «Жди меня». Стихотворение написано в 1941году.



  1. Учитель литературы:

«Жди меня» - это послание любимой женщине, актрисе Валентине Серовой. Сначала Симонов не хотел печатать это стихотворение, настолько глубоко личными были чувства, описанные в нем. Но поэта убедили, и он отдал стихи в газету. В начале 1942 года они были напечатаны в «Правде». Газета доходила не просто до фронта, но и до самих окопов. Поэт Алексей Сурков вспоминал: «Редко можно было встретить человека, которому не попался бы в руки номер газеты «Правда», где было напечатано стихотворение «Жди меня». Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него». Слова «Жди меня» даже чертили на броне танков!

А в санитарных поездах, в прифронтовых госпиталях строки эти, идущие от самого сердца, исполненные дрожащими голосами сестричек, были порой спасительнее лекарств. Валентина Васильевна Серова ждала поэта, и об этой любви двух известнейших в стране людей узнали из посвящения актрисе, которая стала кинозвездой еще до войны. Это стихотворение и сегодня продолжает жить и волновать многих, кто оказался оторванным друг от друга: это жены и их мужья - моряки, военные, солдаты срочной службы и просто любящие сердца. Стихотворение стало гимном любви и верности.

  1. Учитель литературы:

Наш урок называется «Как служил солдат службу ратную», это первые строчки стихотворения «Старая солдатская», написанного Симоновым в 1943 году. Оно стилизовано под народную песню, и многие не знают, что автором слов был Константин Симонов.

Звучит песня «Старая солдатская». Исполняет Ведерникова В.И.



  1. Учитель музыки:

Давайте вспомним наших односельчан и своих дедушек и прадедушек - защитников Родины (в презентации «выплывают» портреты чегандинцев и родственников восьмиклассников) - все встают.

Исполнение учащимися 8 класса песни «Журавли» на стихи поэта-фронтовика Р.Гамзатова на фоне презентации «Журавли».





































© 2010-2022