Разработка урока 5. СПП в разных стилях речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В.Манченко,

учитель русского языка и литературы

Тема урока. Сложноподчиненные предложения в разных стилях речи.

Цель урока:

Закрепление знаний о сложноподчиненном предложении, выявление частотности употребления сложноподчиненного предложения в разных стилях речи.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- углубить полученные знания о СПП ;

- создать условия для освоения учащимися теоретического материала о стилистическом использовании СП.

Развивающие задачи:

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать монологическую речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к мнению других людей, умение работать в группе.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Форма проведения урока - урок-исследование.

Оборудование урока: раздаточный материал - карточки, тесты.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации, постановка темы и цели урока.

4. Выявление стилистических ошибок.

5. Исследовательская работа по группам.

6. Итоговый тест по теме «Сложноподчиненное предложение».

7. Домашнее задание (дифференцированное).

8. Рефлексия. (1 мин)

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ход урока:

1. Оргмомент. Здравствуйте! Садитесь. Настраиваемся на работу, надеюсь, что она будет плодотворной. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации. Постановка темы и цели урока:

И чтобы настроиться на урок, предлагаю начать с разминки.

Задание: нужно понять, что объединяет данные понятия. О чем идет речь?

1) Простое, сложное, союзное, бессоюзное. (Предложения.)

2) Главная, придаточная. (Части сложного предложения.)

3) Сочинительные, подчинительные. (Союзы.)

4) Изъяснительные, определительные, обстоятельственные. (Типы придаточных предложений.)

С какой темой связаны все эти понятия? (Сложное предложение. )

Вы уже довольно много знаете о сложном предложении, видах сложных предложений. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами проведем исследовательскую работу, которая поможет узнать о том, как употребляются сложноподчиненные предложения в разных стилях речи.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Сложноподчиненные предложения и их употребление в разных стилях речи». Запишите тему в тетрадь.

4. Выявление стилистических ошибок.

- Прочитайте предложение, почему оно вызывает улыбку? Верно ли оно построено?

- Укажите стилистические ошибки, запишите предложение в исправленном виде:

1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.

2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

- Чему можно научиться, выполняя данное задание? Научиться правильно писать и говорить в устной и письменной форме.

Вы знаете, что русский язык - это не только разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневном обиходе, это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Одни слова и предложения мы встречаем в художественной литературе, другие - в официальных бумагах.

Вспомните, какие стили речи выделяются в русском языке? Ответ подготовленного ученика.

А вы можете ответить на вопрос: во всех ли стилях речи употребляются СПП предложения, и зависит ли тип придаточных от того стиля, в котором они употребляются?

5.Исследовательское задание по группам.

• Давайте мы это выясним. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Каждая группа должна проанализировать текст на карточке.

Задание:

-определить стиль текста;

-найти СПП;

-определить их вид;

-сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Оформить запись в тетрадь. Время обсуждения - 5 мин. Затем групповое обсуждение прекращается.

(Класс делится на 4 группы. Даются тексты публицистического, художественного, научного, официально-делового, разговорного стилей. После групповой работы, один из группы отвечает. Другой - чертит на доске схему сложноподчиненного предложения.)

Группа 1.

Прочитайте текст:

Понятие "активный и пассивный словарь" применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 2 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

- Есть ли вопросы к группе?

Группа 2.

Прочитайте текст.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Определите стиль текста. Докажите.

Составьте схему 1 предложения.

Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

(после ответа группы предлагаю всем закрыть глаза и представить себе картину, изображаемую писателем (читаю текст вслух). Какую картину представили себе? Удалось ли Толстому передать красоту природы? - таким образом отдыхаем, своеобразная физкультминутка)

Группа 3.

Прочитайте текст.

Милосердие…Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Быть милосердным стало немодно?

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Определите стиль текста. Докажите. Какова основная мысль текста?

Какие СП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?

Составьте схему последнего предложения.

Группа 4.

Прочитайте текст.

Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г. Петров.

Определите стиль текста. Докажите.

Определите вид сложного предложения.

Что дает использование его в тексте?

-Вы проанализировали тексты разных стилей речи. Что вы можете сказать об употреблении в них сложных предложений? Об их частотности?

Вывод: сложные предложения употребляются практически во всех стилях речи. В зависимости от стиля речи, употребляются СПП с разными придаточными, так как использование определенного типа придаточного помогает раскрытию основной мысли текста.

Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.

Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи предикативных частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).

А что касается частотности употребления СПП в разных стилях речи, то мы, проанализировав «Стилистику русского языка» И.Б.Голуб , составили такую таблицу (эту работу можно выполнить на уроке или дать предварительно на дом).

Особенности употребления СПП в разных стилях речи

Публицистический стиль

СПП с придаточными определительными и изъяснительными (33,6% и 21,8%)

Научный стиль

СПП с придаточными причинными, условными (вместе - 22%), времени (2,2%) ,места (0,4%)

Официально-деловой стиль

СПП определительные, условные

Художественный стиль

Все виды придаточных, зависимость от авторской манеры автора

Разговорный стиль

Преимущественно простые предложения, но не исключены и сложные предложения

И следующий этап нашего урока - тест, который поможет выявить, насколько вы усвоили изученный материал по теме сложноподчиненное предложение.

6. Тест.

Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения"

I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. Какая схема соответствует предложению

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А.( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [, ( ), ].

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения"

I I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение

Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9.Какая схема соответствует предложению

Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

6. Домашнее задание (по выбору):

1) написать сочинение-миниатюру на тему «Русский язык без сложноподчиненных предложений?!»;

2) выполнить упражнение учебника.

7. Рефлексия и подведение итогов:

(Цель: дать оценку работы класса и отдельных учащихся.)

Продолжите незаконченные предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал, что ……….

2. Знания, которые я приобрел, понадобятся мне …….

Замечательно, а закончить наш урок хочется словами великого писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Почему именно эти слова?

(Через постижение красоты языка, его богатства мы приходим к грамотной устной и письменной речи. И я надеюсь, что сегодняшний урок приблизил вас еще немного к пониманию величия нашего языка.)

Урок закончен. Всем спасибо за работу.



© 2010-2022