Урок по русскому языку в 6 классе Разносклоняемые имена существительные

Повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой разносклоняемых существительных;- учить изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;- совершенствовать навыки правильного написания суффикса – ен- в разносклоняемых существительных; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.- воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать инт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА «Разносклоняемые имена существительные»

Цели: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;

познакомить с группой разносклоняемых существительных

Задачи:

- учить изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

- совершенствовать навыки правильного написания суффикса - ен- в разносклоняемых существительных; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.

- воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточные карточки, «Толковый словарь русского языка»/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.:Азбуковник, 1999.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У всех у нас хорошее настроение, а значит, всё у нас с вами получится!

2. Фаза вызова. Подготовка к восприятию новой темы.

- Какую часть речи мы изучаем? Что вы уже знаете об этой части речи?

( Часть речи, значение, вопросы, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, число, падеж,склонение, правописание окончаний).

- Предположите, начиная свой ответ со слов, возможно, чем мы будем заниматься на уроке, если тема нашего урока «Разносклоняемые имена существительные? Слайд 1

- Какие ассоциации возникают у вас словосочетание разносклоняемые имена существительные? (существительные, которые склоняются по-разному).

- Как образовалось это слово?

- Можете ли вы назвать такие существительные? Какова же цель нашего урока?

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой разносклоняемых существительных; сколько их, понять, в чем их особенность, научиться склонять. Слайд 2

3. Фаза реализации смысла.

- Что такое склонение? Слайд 3

- Сколько склонений в русском языке и как распределяются слова по склонениям. Слайд 4

- Когда в окончаниях имен существительных пишется -е? Когда -и? Слайд 5

Выполните задание, объясняя свой выбор. Слайд 6

В работе встретилось существительное «путь», просклоняйте его. Сделайте вывод о его склонении. Какие окончания у этого слова? Какому склонению и роду соответствуют? Сравните окончания существительных. Слайд 7

Давайте рассмотрим существительное «время». Определите его род (средний), а окончание -а. Куда мы его отнесём в нашей системе склонения? Окончания -я есть в 1 склонении, но среднего рода там нет. Получается, что нет для него места!?

Историческая справка. В древнерусском языке было 6 склонений. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской - основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий. Но в процессе распада первоначальной системы склонения древнерусская система из 6 типов склонения раскололась. Все перемешалось, выстроилось в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас - разносклоняемые. Слайд 8

К разносклоняемым существительным относятся: десять существительных на -мя. (не путать с окончанием!). Запишите их. (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); Слайд 9

4. Работа со словом. Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом словаре русского языка). Слайд 10

Бремя - 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. - в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое - все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ - макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы - самая вершина.

СТРЕМЯ, стремена ср. - часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Слайд 11

Физкультминутка на глаза. Слайд 12

Разбиремся с записанными словами. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.

Просклоняем существительное время ( записывают в тетрадях).
И.п. - время. Тут просто, основа врем, а окончание -я. .
Р., Д., П.- времени.

Т.п. - временем.
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что промсходит с основой? (удлинилась)!

Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс -ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то!

Вот какой суффикс! Спрятался, а мы его обнаружили.

Сравнить и сделать вывод (устно).

- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения). Слайд 13

Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения - ем (-ём)).

- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?

Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.- времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час? Слайд 14
5. Закрепление.

Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых имен существительных. (Раздаточный материал на столе у обучающихся). Работа в парах.

В знам_н_ твоя честь, в оружии - слава.

Не в золоте богатство, а в добром им_н_ .

От худого сем_ни_ не жди доброго плем_н_ .

Нет тяжелее брем_н_ , чем безделье.

Большого плам_н_ не задуешь.

Добрый совет ко врем_н_ хорош.

6. Проверяем себя. В каждом ряду найдите « лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. (Запись на доске)

Дедушка, бабушка, мать, племянница, тетя.

Конь, олень, лошадь, медведь, лось.

Радио, облако, какао,метро, бюро.

Знамя, имя, время, пламя. земля.

7. Рефлексия.

- Что нового узнали вы узнали на уроке?

- Почему они так называются?

- Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?

- В чем особенности их склонения?

- О какой орфограмме необходимо помнить при работе с данными существительными?

- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?

8. Составление кластера по теме.

9. Домашнее задание: на выбор

1. Придумать лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных.

2. Найти русские пословицы с разносклоняемыми именами существительными.

3. Упражнение 208

10 Выставление оценок за урок.

Карточка

Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых имен существительных.

В знам_н_ твоя честь, в оружии - слава.

Не в золоте богатство, а в добром им_н_ .

От худого сем_ни_ не жди доброго плем_н_ .

Нет тяжелее брем_н_ , чем безделье.

Большого плам_н_ не задуешь.

Добрый совет ко врем_н_ хорош.

Из Толкового словаря В.И.Даля

ВРЕМЯ ср. - длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; про­должение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время года - весна, лето, осень или зима. Время дня - утро, полдень, вечер, полночь. Пора, година, срок. Знай время и место.

ВЫМЯ ж. - женские груди животных, сосцы у самок, молочные железы с мешковатыми покровами своими. Коровье вымя. Собачье вымя - болезнь у че­ловека, нарывы в железах под мышками; волчье вымя - то же, когда прикинется антонов огонь. Не выменем доит корова, а рылом - кормом. Нужды нет, что плохо имя, было бы хорошо вымя - приданое. Ку­рячье вымя, свиные рожки - ничего нет.

ТЕМЯ - макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость при­мыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы - самая вер­шина. И я в темя не колочен (не дурак). Темяшить и темя(е)сить кого - бить, колотить кулаками; -что и в кого, в голову кому - втемяшить; вбить.

СЕМЯ ср. - вещество, содержащее в себе заро­дыш животный или растительный. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Потомки, нисходящее поколенье. Краденые семена лучше родятся. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Семя --яички насекомых, пчел. Корень, нача­ло, основанье, причина нравственная, духовная. Крапивное семя: брань. Блошиное семя, воробьиное семя, канареечное семя, пузырное семя - растения.

СТРЕМЯ, стремена ср. - часть верхо­вой конской сбруи: железная дуга, дужка с проуши­ной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Встарь бывали и се­ребряные стремена, а киргизы любят зимою деревян­ные, ноге теплее. Вступить в стремя - выйти из младенческого возраста. Вступить в отцовское стремя - пойти по следам отца.

ПЛЕМЯ ср. - в обширном значении: вид живот­ных. Все племена земные. Племя человеческое - все люди. Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. Приплод. Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского, русского, немецкого племени - родители, либо пред­ки оттуда родом. Видоизмененье, отродье, порода, раса. У него ни роду, ни племени - никакого родства.

ЗНАМЯ ср. стар. - знаменье, знак, признак, примета; печать, клеймо, тамга, тавро, подпись или рукоприкладство; вид для про­пуска, ярлык, паспорт; рубец, пятно, например, от чумы; чертеж, изображенье, рисунок, для объясненья чего-либо; знамя, в церковном пении: крюк, знак, выражающий звук, ноту или наголосок; отсю­да знаменное пение. Ныне: полотнище на древке, жа­луемое полкам и другим частям войск, для почета и как сборный знак во время боя; военная хоругвь, прапор; у конницы: штандарт, значок; на судах и кре­постях: флаг.

ИМЯ ср. - названье, наименованье, слово, кото­рым зовут, означают особь, личность. Имя предме­та - названье; имя животного - кличка; имя чело­века -- собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло - которое встарь не оглашалось; отчество или вич; прозвание, родовое - фамилия; прозвище - данное в семье или народом в прибавку к родовому. Крестное, ангельское дается по Святому, но иных обычных имен нет в Святых: Богдан, Не­ктарий, Ростислав, Рафаил, Серафим, Болеслав, Воин и пр.

Из Толкового словаря С.И. Ожегова

БРЕМЯ- 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот












© 2010-2022