Урок – знакомство «Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы творчества поэтов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Серебряный век» русской поэзии» очень многогранна и сложна. Не секрет, что современные ученики не хотят читать, а поэзия еще и сложна для восприятия. Чтобы затронуть струнки в душах у наших учеников, необходимо их заинтересовать. Представить это время, поэтов, живущих в нем познакомиться с ними. Рассказать о том, что Россия переживала значительный культурный подъем; шла подлинно творческая духовная работа. Создавались творческие союзы разного толка. В них распространялась особая атмосфера культурного возрождения. Чтобы донести это до учеников, провожу уроки - знакомства, уроки - презентации.










ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 101

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ





Урок - знакомство


Тема: «Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы творчества поэтов.














Урок подготовила:

Кубракова В.С.

учитель русского

языка и литературы

категория: высшая

Адрес: г.Донецк-10,

ул. Карамзина, 18

тел.: 203-38-24






Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы

творчества поэтов.

Цель урока: познакомить учащихся с поэзией «Серебряного века»; помочь

учащимся понять особенности поэтических образов поэтов.

Тип урока: Урок - знакомство.

Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин М.Волошина,

хрестоматия.

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Шарль Бодлер


Ход урока.

І.Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Учитель.

Учитель: Исключительной сложностью и противоречивостью отличалась

литература рубежа веков, характерным признаком которой была борьба и взаимодействие различных школ и направлений. При всей ожесточенности полемики, которую вели между собой писатели, принадлежавшие к различным литературным группировкам, в их творчестве отчетливо обнаруживалась тенденция к художественному синтезу. Известный философ Федор Степун писал в середине ХХ века, что в годы короткой передышки между революциями и войнами литература переживала значительный культурный подъем. В Москве одно за другим возникали новые издательства - «Весы», «Путь», «Мусагет», «София». В них формировалась и распространялась особая атмосфера некоего культурного возрождения. За несколько лет русская культура подверглась значительным изменениям. Это изменение облика русской культуры проявилось, прежде всего в поэзии. Философ Николай Бердяев, определяя особенности поэтического творчества рубежа ХІХ-ХХ веков, называя этот период «Серебряным веком». Определение вскоре приобрело и более широкое значение: «Серебряным веком» стали называть эпоху не только в развитии русской поэзии, но и всей художественной культуры рубежа ХІХ-ХХ веков.

При всей условности термина «Серебряный век» его хронологические рамки исследователями обозначены четко 1890 - 1917 годы.

Начинался с декаданса, первых деклараций и сборников русских символистов. Но корнями уходят в 19 столетие, в «золотой век», в творчество Пушкина, в тютчевскую философичность, в лирику Фета, Некрасова. Сегодня мы познакомимся с яркими представителями «Серебряного века».

І. Ученик: Игорь Северянин - «Король поэтов». Эти слова венчают весь его

недолгий творческий путь. В снежном холодном феврале 1918 года в Политехническом музее состоялся литературный вечер. Игорь Северянин выступал после Маяковского и Бальмонта, прочитал свое знаменитое «Это было у моря…», а после этого - «Ананасы в шампанском». И зал понял, что перед ним действительно король поэтов.

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж…

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

Настоящее имя поэта - Игорь Васильевич Лотарев. Родился в Петербурге в семье офицера. С юности Игорь Лотарев хотел быть только поэтом и никем другим. Его мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.Фет. Нити родства связывали его и со знаменитым историком Н. Карамзиным.

Литературный дебют состоялся в 1905 году. Первый сборник стихов «Зарницы мысли» был опубликован в 1908 году. Наибольшую известность Северянину принес сборник «Громкокипящий кубок», опубликованный в 1913 году и выдержавший 10 изданий.

Северянин возглавлял группу эгофутуристов - одно из течений русского футуризма, в основе поэтики которого опора на «эго» - собственное «я».

После 1918 года Северянин жил в эмиграции, в Эстонии, где выпустил ряд книг, в которых ощущается тоска по России. Занимался переводом эстонских поэтов. Умер в оккупированном фашистами Таллинне в 1941 году.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буэров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

ІІ. Ученик: Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого замечательного человека ХVІІІ века, и можешь ничего не добавлять. Это же можно сказать и о многих поэтах «Серебряного века». Удивительная судьба у Николая Гумилева: путешественник, авантюрист, воин, эстет - аристократ, книжник, романтически влюбленный поэт. Мальчишкой он увлекался географией. В 1906 г. совершил свое первое путешествие - в Париж, где учился в Сорбонне. Затем - Италия, потом Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка.

Смотрел соборы и картинные галереи, древние города. Ловил акул,

охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Он любил искушать судьбу: любил объезжать необъезженных лошадей.

В годы Первой Мировой войны - участник боевых действий. О его храбрости ходили легенды. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами за безграничную храбрость.

Начитанность и образованность его были удивительными. В 10-20-е годы пишет цикл статей «Письма о русской поэзии», является членом редколлегии издательства «Всемирная литература», заведует отделом французской культуры в Институте Живого слова, преподает историю и теорию поэзии, переводит.

Всю жизнь его преследует одна любовь на всю жизнь - великая и безнадежная: Я знаю женщину, молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцанье

Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Это была Анна Ахматова. Но счастья у них не было.

Но люди, созданные друг для друга,

Соединяются, увы, так редко…

Н. Гумилев прекрасно отдавал себе отчет в том, что жизнь его трагична.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой - нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще.

Гумилев был расстрелян в 1921 году за то, что не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию.

Имя Николая Гумилева более 50 лет замалчивалось, как будто не существовал такой поэт

И в реве человеческой толпе,

В гуденье проезжающих орудий,

В немолчном зове боевой трубы

Я вдруг услышал песнь моей судьбы

И побежал, куда бежали люди…

ІІІ. Ученик: Имя Валерия Брюсова известно многим. Один из признанных лидеров символистов, прозаик, критик, литературовед, сыгравший значительную роль в судьбах многих поэтов Серебряного века - Н.Гумилева, К.Бальмонта, А. Белого, М. Волошина.

Родился в зажиточной купеческой семье в Москве. Получил первоначально домашнее образование, затем в гимназии, где начал писать стихи, издавать рукописный журнал; затем историко-филологический факультет Московского университета.

В 90-е годы 19 ст. организовал группу молодых поэтов и выпустил три сборника «Русские символисты», состоявшие из стихов самого Брюсова и его переводов французских символистов - Поля Верлена, Шарля Бодлера, Стефана Малларме. Все свои организаторские способности Брюсов направляет на создание нового литературного течения. С изданием альманаха «Северные цветы», который был создан Брюсовым, русский символизм заявил о себе как о целостном и самостоятельном литературном направлении.

Юному поэту.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

ІV. Ученик: Велимир Хлебников. Маяковский назвал Хлебникова «Колумбом новых поэтический материалов», создателем «целой периодической системы слова», «поэтическим учителем». Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Футуризм как явление выходил за рамки литературы. Новое поколение модернистов претендовало на вселенскую миссию: рождение сверхискусства, способного преобразить мир.

Поэзия Хлебникова обращена к общечеловеческим вопросам, привлекает неподражаемым звуковым построениям, образами, метафорами. Он мечтал создать «всеславянский язык», вынашивал идею определить «законы времени», помочь преобразовать жизнь людей. Предметом его размышлений как философа и поэта были судьбы народов и цивилизаций, законы развития истории, смысл жизни и назначение человека:

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звезды - невод, рыбы - мы.

Боги - призраки у тьмы.

Друзья - футуристы восторгались его неистощимостью экспериментирования над словом. Именно в расширении диапазона литературного языка, в «словотворчестве и словоновшестве», в возвращении к фольклорно-мифологическим «первоначалам», в предвосхищении искусства будущего состоит новаторство Хлебникова. Хлебников стремился создать новый тип языкового мышления, пытался выделить в слове смысл, разложить слово на первоначальные части, из которых потом можно вывести новые слова. Так строится известное стихотворение «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

Опыты Хлебникова в области стихосложения, языковое творчество поэта, стремление оживить слово, выявить его глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний - все это оказало плодотворное влияние на русскую поэзию, на развитие русского стихосложения.

ІІІ. Подведение итогов работы. Заключительное слово учителя.

Пятницы, вторники, четверги… Собирались поэта, читали стихи, слушали музыку. Засиживались до полуночи, иногда расходились утром. Одни из них называли себя символистами: Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Максимилиан Волошин; другие - акмеистами: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, третьи - футуристами, или будетлянами - Велимир Хлебников, Игорь Северянин, Владимир Маяковский. Но независимо от литературных направлений, которые они представляли, их творчество - это и есть «серебряный век» русской поэзии.

ІV. Д/з. Написать сочинение - миниатюру: Каким будет наш век? «Золотой» и

«Серебряный» уже были…

Литература

  1. Северянин И. Стихотворения - Л., 1975.

  2. Н. Гумилев. Собр. соч. в 3-х т. - М., 1991.

  3. Ж.В. Пилипенко, И.П. Говердовская, Лит-ра. Харьков, «Ранок» Веста 2006.

  4. Л.П. Левицкая, Л.Е. Соловьева, Н.П. Лисовая. Лит-ра ХХ века. Учебное пособие, Донецк, 2000.

  5. Л.П. Левицкая. Рабочая тетрадь по лит-ре, Донецк, 2004.

  6. Аламдарова Э.Е., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.Е. Хрестоматия по лит-ре для 10-11 классов, Астрахань: изд-во астраханского педагогич. инструктаж, 1994 год.


© 2010-2022