Конспект урока по литературе на тему А. П. Платонов. Рассказ Неизвестный цветок. Прекрасное-вокруг нас (6 класс)

Конспект урока «А. П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас» составлен по схеме конспекта урока к аттестации на соответствие занимаемой должности. Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведения и творчества А. П. Платонова. Задачи: - Познакомить с фактами биографии А.П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»; с содержанием сказки «Неизвестный цветок». - Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом худож...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края

Урок

литературы в 6 классе по теме:

А. П. Платонов.

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас






Разработчик: Полякова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы



Тема урока: А. П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас.

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведения и творчества А. П. Платонова.

Задачи:

  1. Познакомить с фактами биографии А.П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»; с содержанием сказки «Неизвестный цветок».

  2. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.

  3. Научить читать платоновские рассказы, видеть их красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет А.П. Платонова, иллюстрации к рассказу «Неизвестный цветок», фонохрестоматия, компьютер. мультимедийный проектор, презентация , раздаточный материал.


  1. Организационный момент

Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.

Цель этапа: вместе с учащимися сформулировать цель урока, настроить учащихся на свободное общение с учителем.

Задачи:

  • мотивировать учащихся к работе;

  • проверить готовность класса и оборудования урока к работе;

  • вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме.

Метод: словесный (беседа).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Целеполагание (учащиеся).

Записывают тему урока в тетради.

На доске записана тема урока.

- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему.
- Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
-Запишите , пожалуйста, тему урока в тетрадь.


  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: продемонстрировать знания стихотворений русских поэтов о родной природе наизусть.

Цель этапа:

проверить у учащихся выученные стихотворения русских поэтов о родной природе.

Задачи:

  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

  • определить пробелы в знаниях по данному материалу.

Метод, способствующий решению поставленных целей и задач: устный индивидуальный опрос.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: знание текста стихотворений без ошибок, выразительное чтение наизусть.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей Если учащиеся допускают ошибки при чтении стихотворения, то в данном случае учитель использует помощь другого ученика.

Методы организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог: индивидуальный.

Метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: поощрение.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение, выразительное чтение стихотворений наизусть.

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

Ученики рассказывают наизусть стихотворения русских поэтов о родной природе.

Слушает учащихся и оценивает.

3. Изучение нового учебного материала

Цель: Познакомиться с фактами биографии А.П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок», содержанием сказки «Неизвестный цветок».

Цель этапа: познакомить с фактами биографии А.П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»; с содержанием сказки «Неизвестный цветок».

Задачи:

  • рассмотреть художественные приёмы, помогающие донести до читателя основную мысль автора;

  • определить смысл сказки-были.

  • обеспечить понимание значимости изучаемого материала в курсе литературы;

  • поощрять активность учащихся.

Основные положения нового учебного материала: Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова о труде и человеческом сострадании. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

Формы и методы изложения нового учебного материала: словесный метод (рассказ учителя); наглядный метод (слайдовая презентация); практический метод (изучение материала по учебнику), прослушивание записи в исполнении Елены Габец.(фонохрестоматия).

Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: работа с текстом, фронтальная работа учителя с учениками. Если возникли вопросы, задаются вопросы и обсуждаются сразу.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: включенность в работу, индивидуальные рассуждения учеников, вопросы учителю по непонятным моментам.

Метод мотивирования: наглядный (показ слайдовой презентации), создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

Слушают учителя.




Смотрят слайдовую презентацию «Факты из биографии Андрея Платоновича Платонова».

Читают историю создания сказки-были «Неизвестный цветок».(По В.Чалмаеву).



Выполняют физминутку.




Слушают учителя.





Слушают сказку-быль «Неизвестный цветок» в исполнении Елены Габец.

1.Вступительное слово учителя.

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками... и есть - опережающие время, до которых надо еще тянуться...». К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Андрей Платонов родился на рубеже двух веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека. Ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей - вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

Познакомимся с фактами биографии писателя.

2. Показ слайдовой презентации «Факты из биографии Андрея Платоновича Платонова». (Приложение № 1)

3. Работа с учебником. Чтение истории создания сказки-были «Неизвестный цветок». (По В.Чалмаеву) с.31-32.


Физминутка.

Предлагаю представить себя цветком, вот цветок поднимает свои листья, ветер колышет их в разные стороны, но цветок крепко держится корнями в земле. Прилетела и села (садитесь) на камень сова, она осматривается по сторонам и удивляется: - у-у-у. Сова заметила необыкновенный цветок и стала рассматривать его.

4.Знакомство со сказкой-былью «Неизвестный цветок». (Приложение № 2)

- Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия - увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: островов, звезд, новых видов растений и т.д. Сколько уже открыто на Земле?! Порой кажется, что на долю современного человека ничего не осталось. А как вы думаете, делали ли вы какие-нибудь открытия, даже самые маленькие? Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал замечательную сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Послушайте ее внимательно и подумайте, о каком открытии в ней идет речь.

Прослушивание записи в исполнении Елены Габец. (фонохрестоматия)

4. Закрепление учебного материала

Учебная цель: выяснить, насколько ученики усвоили содержание рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.

Формы и методы достижения поставленных целей: беседа, работа с раздаточным материалом.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: письменные и устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении некоторыми учениками текста рассказа, рекомендую использовать повторное чтение рассказа и обсуждение прочитанного.

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

  1. Учащимся заранее раздается приготовленный материал с вопросами и вариантами ответов, где они и отмечают свою точку зрения. (Приложение № 3).


Учащиеся отвечают на вопросы.



Читают описание цветка.





- Вспомните, какой вопрос был задан вам перед чтением сказки и ответьте на него, выбрав один из вариантов ответов. Обозначьте выбранный ответ. Если вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, то запишите свой вариант ответа.

Беседа по вопросам.

  • А. Платонов назвал свое произведение сказкой-былью. Что в нем сказочного и что реального? Приведите примеры.

  • К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

  • Как был вознаграждён цветок за его каторжный труд и терпение?

  • Почему Дашу так заинтересовал маленький цветок? Как и в чем раскрывается характер Даши?

  • Прочитаем описание цветка. Какое сравнение помогает понять его красоту?

  • Увидеть, оценить эту красоту может не каждый. Как разглядела его героиня рассказа? Как мы замечаем особенности этого цветка?

  • Как автор относится к цветку и девочке?

  • Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

  • В чем смысл концовки сказки-были?

  • Новый цветок, выросший между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее…» Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

5. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны пересказать события сказки сначала от имени цветка, а потом от лица Даши, используя речевые обороты из текста сказки.

Цель учителя: умение выделять основные события в рассказе, умение пересказывать, используя речевые обороты из текста.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, свободное владение материалом в процессе пересказа.

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

Отвечают на вопрос учителя.

Запись домашнего задания.

Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Подводит итог урока.

- Платонов написал: «От сказки душе счастье, а уму раздумье» - согласны вы с этим утверждением?

Организует домашнее задание: пересказать события сказки сначала от имени цветка, а потом от лица Даши, используя речевые обороты из текста сказки.

Оценка деятельности учащихся на уроке.








Приложение № 2

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

"Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

- Отчего ты такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

- А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

- А как тебя зовут? - спросила Даша.

- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Приложение № 3

Раздаточный материал

1.О чем эта сказка?

а) об открытии неизвестного ранее цветка;

б) об открытии способа разговаривать с цветами;

в) об открытии закона выживания растений на пустыре;

г) об открытии способа разводить цветы;

2. Какой была жизнь цветка на пустыре?

а) он скучал;

б) ему было трудно;

в) он страдал.

3. Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

а) цветку было важно, во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек;

б) он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.






© 2010-2022