Интегрированный урок биологии и литературы на тему Человек и природа в лирике С. Есенина

Цели урока: 1. Образовательная: дать понять как связан человек и природа в лирике С. Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях С. Есенина. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по литературе и биологии, связанных с временами года, показать красоту родной природы в разные времена года.             2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и человеку.             3. Развивающая: развивать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и биологии на тему:

<< Природа и человек в лирике С. Есенина>>

Цели урока: 1. Образовательная: дать понять как связан человек и природа в лирике С. Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях С. Есенина. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по литературе и биологии, связанных с временами года, показать красоту родной природы в разные времена года.

2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и человеку.

3. Развивающая: развивать навыки анализа текста, умение внимательно относится к слову, как услышанному, так и прочитанному; развивать коммуникативные навыки.

В стихах моих читатель

должен главным

образом обращать

внимание на лирическое

чувство...

С. Есенин

Ход урока.

1. Организационный момент (7 минут).

На фоне музыки П. Чайковского <<Времена года>> идет презентация с временами года и звучат отрывки из стихов С. Есенина.

Зима

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Весна

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Лето

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Осень

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым,

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

- О каком поэте пойдет речь на нашем уроке?

- С чем неразрывно связана лирика С. Есенина? ( С природой, взаимоотношения человека и природы).

- Итак, тема нашего урока «Человек и природа в лирике С. Есенина.

Цель урока посмотреть, как связаны природа и лирика Есенина. Мы будем говорить о стихах Есенина, бережном отношении к природе, анализировать стихи.

2. Новый материал. Дети разделены на 4 группы, у каждой на столе распечатки стихов Есенина с заданиями.

Учитель биологии:

- Что такое природа?

Предполагаемый ответ: Природа - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

- Какое значение имеет природа для человека?

Предполагаемый ответ:

1. Производственное и экономическое значение природы заключается в том, что любые потребляемые человеком продукты, в конечном счёте, создаются использованием природных ресурсов.

2. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми, использует в своих целях естественные силы и процессы.

3. Оздоровительное значение природы. На здоровье человека благотворно действуют чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т.д.

4. Воспитательное значение природы. Общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Находясь среди природы ребёнок начинает испытывать потребность постоянного с ней общения, любить её, и эта любовь умело направленная, переходит в любовь к окружающему миру.

5. Эстетическое значение природы.

- Почему поэты писали о природе?

Предполагаемый ответ:

1. Потому что природа их вдохновляет, а они пытаются передать это читателям прекрасными стихами. Природа красива и они в отличие от других людей, это замечают. Несмотря на то, что человек в какой-то степени и отделен от природы, но он все же является ее частью.

2. Потому что все поэты романтики, они замечают прекрасное и это вызывает у них вдохновение. Природа прекрасна и неповторима, поэтому поэты описывают в своих стихах природу.

- Какова особенность природы нашего региона?

Предполагаемый ответ: Смена времен года.

Учитель литературы:

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.

Зима - суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели - каждый русский человек знаком со всеми << прелестями>> этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все - таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Чтение учеником (Соломина Вика) стихотворения << Поет зима - аукает>>, написанного Есениным в 15 лет.

Поет зима - аукает...

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Предполагаемый ответ: Образ зимы в начале стихотворения ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя - в данном случае <<мохнатый лес>>, но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ - жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими - выглядят << воробышки игривые>>. Недаром поэт сравнивает их с <<сиротливыми детками>>, которые прижались у окна, чтобы хоть как- то согреться.

Таким образом, зима у Есенина, словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица << ковром шелковым стелется>>, но << больно холодна>>. А вьюга, которая с << бешеным ревом>> стучит по ставням и << злится все сильней>>, своей суровостью противостоит <<ясной красавице весне>>, снящейся пташкам, голодным и усталым.

Зима сравнивается со старухой, косматой и седой. Стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и << стозвон сосняка>> - чисто есенинская метафора; вьюга издает<<бешеный рев>> и стучит ставнями. Эпитеты в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, весна - ясная.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой.

Олицетворения: << зима аукает и баюкает>>, << метелица ковром шелковы стелется>>, а << вьюга злится все сильней>>. Все это отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Таким образом, в стихотворении Есенина противопоставлено чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды.

Учитель литературы: А эту надежду даёт весна, т.к. весной просыпается и природа, и душа человека.

Чтение учеником (Кудрявцева Таня) стихотворения << Черемуха>>, написанного в 1915 году.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Предполагаемый ответ: Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, красках и звуках, запахах, в движении. Поэт в стихотворении делится собственными впечатлениями о природе. Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, используя рефрены.

Написано двустопным ямбом, рифма перекрестная, не разделено на строфы.

Эпитеты ( душистая, золотая, медвяная, пряная и т. д); сравнения ( ветки, что кудри; в серебре - в росе и т. д); олицетворения ( черемуха завила) деревце предстает юной девушкой. Это черемуха в период расцвета, когда наступает долгожданная весна. <<Сползает, будто роса>> ощущается пряный запах зелени. В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черемуха стоит развесившись, золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдает волной ветки черемухи, поет ей песни.

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черемухе. Весной просыпается не только природа, но и душа человека.

Учитель биологии:

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Учитель литературы: Лето - это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. чтение учеником ( Полковников Максим) стихотворения <<С добрым утром>>.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Предполагаемый ответ: Написано в 1914 году. После прочтения стихотворения, душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок, чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Стихотворение описывает рассвет. Насыщено художественными средствами: - аллитерация ( з - ж, зж)- ощущение легкой дрожи и ряби, пробегающей по воде; - глаголы ( динамика) - улыбнулись, растрепали, горят; - кульминация третья строфа; много олицетворений - обрядилась, шепчет. Природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется.

- Эпитеты( золотая, серебряная, шелковые) характеризуют природную красоту как драгоценную, олицетворения << звезды задремали, березки улыбнулись>> делают все вокруг живым, ничуть не меньше, чем человек. Березки описаны словно подружки, деревенские девчонки.

- метафоры исключительно точны и выразительны. <<Зеркало затона>> сразу рисует замерзшую водную гладь с отражением неба, << сетка небосклона>>, которую<< румянит свет>> - россыпь розовых перистых облаков на востоке.

-Пятистопный ямб, перекрестная рифма. После прочтения стихотворения остается чувство, будто автор не только нарисовал перед читателями совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название << С добрым утром!>>, повторенное в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости.

Учитель биологии:

Главная особенность природы - это её цикличность, последовательная смена сезонов, где пробуждаемые процессы постепенно сменяют замедляющие, от фазы роста и развития в фазу сна и замедления процессов.

- О каком времени года пойдёт речь?

Чтение учеником ( Еплеева Настя) стихотворения<<Отговорила роща золотая>>, написанного в 1924 году

Отговорила роща золотая...

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Предполагаемый ответ: В стихотворении раскрывается сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы. Образ героя соотносится с образом березовой рощи. Есть параллелизм - сопоставление природных явлений с событиями жизни человека. По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией - грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть звучит в каждой строке: <<отговорила, журавли, печально пролетая..>>. Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? - Аллитерация: <<в саду горит костер рябины красной>>. Написано пятистопным ямбом.

Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, повторение строки << отговорила роща золотая>>

- Как связаны природа и лирика Есенина?

3. Вывод: в поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.

4. Рефлексия: - хокку (Ха́йку - жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики.

- метод пяти пальцев.

5. Домашнее задание: - анализ стихотворения << Отговорила роща золотая>>; «С добрым утром».


© 2010-2022