- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока русского языка на тему Не-с существительными
План-конспект урока русского языка на тему Не-с существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дурцева О.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: « Правописание не- с существительными».
Цель урока:
-
закрепление знаний учащихся о правописании не- с существительными, знакомство с новыми словарными словами;
-
развитие орфографической зоркости, логического мышления, речи;
-
воспитание интереса к русскому языку, к космосу, умения работать в группе.
Тип урока - закрепление ранее изученного материала.
Форма урока - игровой (урок - космическое путешествие).
-
Организация урока. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь нашим гостям и помашите им, потому что сейчас мы полетим в космос.
Мы совершим групповой полёт космических кораблей на Луну. Главная цель космического путешествия - закрепить знания о правописании не- с существительными.
Почему люди тянутся к звёздам?
Почему в наших песнях
Герой - это сокол?
Почему всё прекрасное, что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля, Города над рекой -
В заре, И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звёзд,
Но трудней на земле найти
Путь, что в сердце своём пронёс.
( Отрывок из поэмы «Земля, поклонись человеку!» О.Сулейменова)
-
Реализация домашнего задания.
- Космонавты долго готовятся к полётам, тренируются и обучаются. Проверим, а как вы подготовились к полёту. В полёт мы сегодня полетим на двух ракетах (класс делится на 2 группы). Один человек из вашего экипажа начертит маршрут вашего полёта (опорный конспект «Правописание не- с существительными»), а остальные расскажут правило.
III. Работа по теме урока.
-
Повторение.
Пр..луниться пр..землиться.
К старту готовы? Внимание! Первой стартует ракета, где участники полёта вспомнят правило о приставках пре- и при-, и правильно его расскажут.
Внимание! На старт! Поехали! Кстати, вы знаете, именно это слово произнёс на старте лётчик-космонавт, первым отправившийся в космос. Знаете, кто это был?
-
Словарная работа.
- В какой-то период развития той или иной науки происходит создание не отдельных специальных слов или терминов, а целых групп. Начиная с 15 мая 1960 года, когда стартовал первый космический корабль-спутник, бурно стали появляться новые «космические» слова. Познакомьтесь с такими словами.
Звездолёт, спутник, ракета, космический, космонавт, луноход.
Составьте с одним из слов предложение.
-
Закрепление. «Выход в открытый космос».
- Нам предстоит выход в открытый космос. Чтобы его осуществить, выполните задание.
Выход в открытый космос
Выпишите номера тех предложений, в которых существительные пишутся:
1 ракета - слитно, 2 ракета - раздельно.
-
Ученье - свет, а (не) ученье - тьма. 2.Сей в (не) настье, а убирай в вёдро. 3 . (Не) счастья бояться - счастья не видать. 4. (Не) правдою не прожить. 5. (Не) работа сушит, а забота. 6. Жизнь пройти - (не) поле перейти.
Объясните смысл пословиц.
-
Замена существительных синонимами.
- Впереди показалась Луна! Кстати, кто первым вышел на поверхность Луны? (Нил Амстронг) Чтобы удачно прилуниться, выполним следующее задание.
«Лунное» задание
Замените выделенные существительные синонимами с приставкой не-.
1 ракета:
Нельзя терпеть ложь. Его не сломило горе. Болезнь портит настроение.
2 ракета:
Надо исправить дефекты. Испытания закаляют характер. Рабство для всех горько.
-
Физкультпауза.
- Вы не устали, путешественники? Давайте отдохнём.
Если очень захотеть,
Можно в космос полететь.
Пять-четыре - руки шире!
Четыре-три - вверх смотри!
Три-два - тянись, как трава!
Два-один - рёв турбин.
Пуск, ура! Стартуй со двора!
Продолжаем отдыхать. Закройте глаза. Нам всем приснился необычный сон о загадочной стране.
Послушайте стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица "НЕ".
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы "НЕ".
-
Работа по стихотворению.
- Откройте глаза и посмотрите на распечатанное стихотворение. К каким словам нужно добавить не? Какую ошибку допустил автор стихотворения?
7. На Луне нам нужно выполнить задание по нашим космическим учебникам. Упражнение 241.
8. Тест.
- Возвращаемся на Землю. Проверим результаты полёта. Выполним «лунный» тест (см. приложение).
IV «Адаптация космонавтов». Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Полёт в Космос».
V Итоги полёта. Похвалите членов экипажа. Оценки.
- Вот и вернулись мы домой. Было ли путешествие полезным?
- Как пишется не- с существительным?
Приложение.