- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Производные и непроизводные предлоги»
«Производные и непроизводные предлоги»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидерко Н.Е. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4
Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области
Конспект урока русского языка по теме
«Производные и непроизводные предлоги»
Класс: 7а
Дата проведения: 06. 02.2013 года
Цели:
а) познавательная - познакомить учащихся с происхождением предлогов,
б) практическая - тренировать умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи;
в) общепредметные - развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу,
Оборудование:
-
УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
-
музыка для физминутки;
-
компьютер, презентация;
-
раздаточный материал;
-
интерактивная доска.
Технологии: проблемная, игровая,
Ход урока:
-
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
1. Вступительное слово. Формулировка темы урока.
- Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? Думаю, выполнив задание, вы сами сформулируете ее.
Задание: прочитайте текст телеграммы:
Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.
- Какие слова пропущены?
- Что вы знаете о предлогах?
-
Лингвистическая справка:
-
Учитель. В переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом».
Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительных, глаголов, местоимений. Самый употребительный предлог - «в».
В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения. ( Cлайд с примером)
For whom have you sent? (За кем вы послали?)
The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)
- Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы. А теперь перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.
-
Задание: перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их. (Слайд 2)
-
Из - под забора вылез соседский кот Тимофей.
-
Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.
-
Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.
-
Учащиеся выполняют задание, проверка.
Опрос учащихся:
− Кто выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти в 3 предложении предлог).
− Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно? Вы можете обосновать свою точку зрения?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свои действия по определению предлога)
− Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога)
− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав)
− Что обозначает? (Ничего не обозначает)
− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения)
− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/)
− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог)
− Как он образован? (Из деепричастия, т. е. из самостоятельной части речи)
− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный)
− А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет)
− Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги)
− Молодцы! Запишем тему урока: «Производные и непроизводные предлоги».
Наша задача сегодня- научиться отличать производные и непроизводные предлоги;
- Как различать производные предлоги и непроизводные? Обратимся к справочному материалу. (См. Учебник «Теория»)
Приложение 22. «Производные и непроизводные предлоги» (Слайд 3)
Непроизводные
Производные
-
Не образованы из самостоятельных частей речи:
Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через
-
Могут употребляться с разными падежами:
Работать на фабрике (П.п.)
Надеяться на сестру (В.п) и др.
-
Образованы путем перехода самостоятельных частей речи, утративших лексическое значение и морфологические признаки в служебные:
Возле реки, вдоль дороги, насчет работы, в продолжение дня, несмотря на болезнь и др.
-
Обычно употребляются с одним падежом: благодаря дождю (Д.п.)
Таблички раздаются учащимся для вклеивания в справочники.
− Вернёмся к 3 предложению. Почему вы не определили сразу, что «благодаря» - это предлог? (Слово похоже на деепричастие)
− Чему вам надо будет научиться, чтобы найти в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи)
- Чем будем пользоваться? Есть люди - близнецы, которых вы как отличаете? (по признакам), есть слова - близнецы, которые тоже отличаются по признакам.
-
Отработка нового материала в упражнениях.
Задание 1: рассмотреть материал для наблюдения, выявить отличия, используя таблицу (Приложение 22).
Поговорил с другом насчет работы.
Положил деньги на счет в банке.
Футболист промчался мимо.
Корабль проплыл мимо острова.
Весь материал - смотрите документ.
Задание 2: замените непроизводные предлоги на производные.
Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из - за (вследствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из - за (вследствие) нездоровья.
-Обратите внимание на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.
(Слайд 4)
Знаменосцы шли впереди (наречие)
Знаменосцы шли впереди отряда (предлог)
Задание 3: записать предложения, определить предлоги и омонимичные им части речи.
-
Я знаю этот лес вдоль и поперек.
-
Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.
-
Поперек речонки лежало небольшое бревно.
-
Вблизи виднелся лес.
-
Вблизи села протекала речка.
-
Петя надеялся на встречу с товарищами.
-
Товарищи шли навстречу друг другу.
Формулируем правило-помощник: производный предлог чаще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом. Например: Поперек речонки лежало бревно. - Через речонку лежало бревно.
-
Рефлексия
Игра «Задай вопрос соседу».
- На какие группы делятся предлоги по происхождению?
- Какие предлоги называются непроизводными?
- Какие предлоги называются производными?
- От слов каких частей речи могут происходить производные предлоги?
VI . Домашнее задание.
Карточка с заданием.