«Производные и непроизводные предлоги»

Конспект урока по теме «Производные и непроизводные предлоги» для 7 класса. Данная разработка поможет познакомить детей с происхождением предлогов, отработать умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи. Воспитательной целью урока является развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания по теме. Основные технологии, используемые на уроке: групповая, проблемна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области





Конспект урока русского языка по теме

«Производные и непроизводные предлоги»

Класс: 7а

Дата проведения: 06. 02.2013 года

Цели:

а) познавательная - познакомить учащихся с происхождением предлогов,

б) практическая - тренировать умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи;

в) общепредметные - развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу,

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.

  • музыка для физминутки;

  • компьютер, презентация;

  • раздаточный материал;

  • интерактивная доска.

Технологии: проблемная, игровая,

Ход урока:


  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

1. Вступительное слово. Формулировка темы урока.

- Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? Думаю, выполнив задание, вы сами сформулируете ее.

Задание: прочитайте текст телеграммы:

Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.

- Какие слова пропущены?

- Что вы знаете о предлогах?

  1. Лингвистическая справка:

  1. Учитель. В переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом».

Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительных, глаголов, местоимений. Самый употребительный предлог - «в».

В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения. ( Cлайд с примером)

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)

- Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы. А теперь перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.

  1. Задание: перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их. (Слайд 2)

  1. Из - под забора вылез соседский кот Тимофей.

  2. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.

  3. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.


  1. Учащиеся выполняют задание, проверка.

Опрос учащихся:

− Кто выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти в 3 предложении предлог).

− Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно? Вы можете обосновать свою точку зрения?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свои действия по определению предлога)

− Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога)

− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав)

− Что обозначает? (Ничего не обозначает)

− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения)

− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/)

− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог)

− Как он образован? (Из деепричастия, т. е. из самостоятельной части речи)

− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный)

− А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет)

− Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги)

− Молодцы! Запишем тему урока: «Производные и непроизводные предлоги».

Наша задача сегодня- научиться отличать производные и непроизводные предлоги;

- Как различать производные предлоги и непроизводные? Обратимся к справочному материалу. (См. Учебник «Теория»)

Приложение 22. «Производные и непроизводные предлоги» (Слайд 3)

Непроизводные

Производные

  1. Не образованы из самостоятельных частей речи:

Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через

  1. Могут употребляться с разными падежами:

Работать на фабрике (П.п.)

Надеяться на сестру (В.п) и др.

  1. Образованы путем перехода самостоятельных частей речи, утративших лексическое значение и морфологические признаки в служебные:

Возле реки, вдоль дороги, насчет работы, в продолжение дня, несмотря на болезнь и др.

  1. Обычно употребляются с одним падежом: благодаря дождю (Д.п.)

Таблички раздаются учащимся для вклеивания в справочники.

− Вернёмся к 3 предложению. Почему вы не определили сразу, что «благодаря» - это предлог? (Слово похоже на деепричастие)

− Чему вам надо будет научиться, чтобы найти в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи)

- Чем будем пользоваться? Есть люди - близнецы, которых вы как отличаете? (по признакам), есть слова - близнецы, которые тоже отличаются по признакам.


  1. Отработка нового материала в упражнениях.

Задание 1: рассмотреть материал для наблюдения, выявить отличия, используя таблицу (Приложение 22).

Поговорил с другом насчет работы.

Положил деньги на счет в банке.

Футболист промчался мимо.

Корабль проплыл мимо острова.

Весь материал - смотрите документ.

Задание 2: замените непроизводные предлоги на производные.

Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из - за (вследствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из - за (вследствие) нездоровья.

-«Производные и непроизводные предлоги»Обратите внимание на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.

(Слайд 4)

«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»

«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»

Знаменосцы шли впереди (наречие)

«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»

«Производные и непроизводные предлоги»«Производные и непроизводные предлоги»

Знаменосцы шли впереди отряда (предлог)

Задание 3: записать предложения, определить предлоги и омонимичные им части речи.

  1. Я знаю этот лес вдоль и поперек.

  2. Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

  3. Поперек речонки лежало небольшое бревно.

  4. Вблизи виднелся лес.

  5. Вблизи села протекала речка.

  6. Петя надеялся на встречу с товарищами.

  7. Товарищи шли навстречу друг другу.

«Производные и непроизводные предлоги»

Формулируем правило-помощник: производный предлог чаще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом. Например: Поперек речонки лежало бревно. - Через речонку лежало бревно.


  1. Рефлексия

Игра «Задай вопрос соседу».

- На какие группы делятся предлоги по происхождению?

- Какие предлоги называются непроизводными?

- Какие предлоги называются производными?

- От слов каких частей речи могут происходить производные предлоги?

VI . Домашнее задание.

Карточка с заданием.

«Производные и непроизводные предлоги»

© 2010-2022