Урок-сочинение по картине И. Репина Бурлаки на Волге

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-сочинение по картине И. Репина «Бурлаки на Волге».

Урок комплексного применения знаний навыков и умений.

Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством великого художника И. Репина. Найти общее в творчестве великих поэтов Н. Некрасова и художника И. Репина. Привить любовь и интерес к живописи, к творчеству великих…

Наглядность: портрет И. Репина. Картина-иллюстрация «Бурлаки на Волге»

ХОД УРОКА:

1.Постановка цели урока.

2.Слово учителя: Рассказ о картине И. Репина «Бурлаки на Волге»

3.Работа над сочинением.

РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ КАРТИНЕ И. Репин «Бурлаки на Волге»

Эта картина знакома всем. Мы впервые узнаем о ней из школьных учебников, из календарей, на открытках. Конечно, это лишь репродукции: подлинник находится в Санкт-Петербурге, Ленинграде, в Русском музее.

В популярности произведения нередко таится опасность: притупляется живой интерес к нему возникает иллюзия достаточного знакомства, и вся глубина чувств, мыслей, стремлений художника может оказаться как бы ненужной зрителю. Творения же большого мастера выражает не только его духовный мир, но и существенные приметы эпохи. Поэтому-то можно снова и снова возвращаться к известной картине и, постигая ее получать новые знания и впечатления.

«Бурлаки на Волге» - одна из вершин творчества Репина и русского искусства ХIХ-века. Замысел полотна возник в студенческую пору, за два с лишним года до окончания Петербургской Академии художеств. Выросший на Украине, художник никогда не бывал на большой судоходной реке, и впервые увидел бурлаков на Неве, в дачном пригороде столицы.

Двигавшееся вдоль берега «темное, сольное, коричневое какое-то пятно» - так передавал впоследствии Илья Ефимович свои впечатлени - оказалось влизи толпой из-под пряди сбившихся впряденных в лямку людей, вид которых потряс художника.

«О Боже, зачем же они такие грязные, оборванные?... Вот лохмотья!... Лица угрюмые ,иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячий волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!»

С этого дня Репин, по его словам, «не мог отделаться от бурлаков» и бессчетное число раз рисовал по памяти группу фигуры, лица. Талантливый пейзажист Федор Васильев вызвался добыть через покровителей необходимую сумму для поездки на Волгу. Где же, как не на великой русской реке, можно было увидеть и понять настоящих бурлаков, тяжкий труд которых издавна использовался здесь как самый дешевый где зародились и некрасовские строки: «Выдь на Волгу, чей стон раздается…»

Хлопоты Васильева увенчались успехом, в небольшой компании художников

целое лето проработал Репин в местечке Ширяев Буерак, недалеко от Самары.

Широкие просторы реки. Знакомство с бурлаками. Эскизы, этюды, рисунки с натуры , Волга-матушка вознаградила его по-царски, широко и щедро: дав обширный материал для сердца и ума, помогла и в живописных открытиях. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, - вспоминал Илья Ефимович, - и во взгляде на природу; мы постигали и ширь необъятную, и живой колорит вещей»

Вернувшись в августе 1870 года в Петербург, Репин предъявил свои летние работы начальству Академии художеств. Летом 1872 года художник снова на Волге-пишет этюды, делает композицию «Бурлаки, идущие вброд».

Наконец, в начале 1873 года трехметровое полотно завершено и отправлено на выставку. Уже размер его поражал воображение. Никогда еще картина «бытового жанра» не возводилась в ранг эпического произведения, как бы приобретая права «исторической живописи».

...По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке Лорька. А рядом -бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек до предела изнуренный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак -боец, наконец -Канин, любимый персонаж Репина. Это вполне реальный человек, бурлачивший 10 лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. Что так круто повернуло его жизнь?...

Там на Волге Канин с его умным, проницательным взглядом, сдержанностью и незлобивостью всецело завладел мыслями живописца.

«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз,- описывает волжскую поездку Репин,-я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи!». Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. С ним Репин связывает представление о могучей, дремлющей в русском народе силе, которую нельзя подавить…Емкое по содержанию полотно - не просто о тяжести бурлацкого труда, но и судьбе народа, его терпении , о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. В народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли.

Картину приветствовала передовая часть общества. Картина «Бурлаки на Волге» имело значение для истории русского музея: навсегда оставшись в Петербурге-Петрограде, картина в конце концов оказалась в этом крупнейшем собрании страны.

© 2010-2022