- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация Современные информационные средства в преподавании русского языка и литературы
Презентация Современные информационные средства в преподавании русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Акопова Н.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема выступления:
«Современные информационные средства в преподавании русского языка и литературы с учащимися разной мотивации».
Доклад на педсовете по теме «Современные информационные средства в процессе организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися разной мотивации»
учителя русского языка и литературы Акоповой Нины Александровны
Цели:
-
Познакомить коллег с открытыми уроками учителей-словесников (ИКТ на уроках русского языка, литературы, словесности).
-
Использование ИКТ в учебном процессе - актуальная проблема современного школьного образования.
I. Недавно в Москве прошла выставка известного русского художника Валентина Александровича Серова.
(слайд № 1 Серов).
(слайд № 2 Серов) Большую часть времени он создавал портреты представителей августейшей фамилии, аристократии, купечество и лиц самых простонародных. (слайд № 3 Серов)
В высшем свете опасались заказывать портреты у Серова.
Все дело в том, что он не старался приукрасить реальность, его основными заповедями в искусстве были «простота - естественность - правда».
Так (слайд № 4) известную красавицу - княгиню Ольгу Константиновну Орлову он изобразил карикатурно.
Иначе обстояло дело, когда Серов проникался к своей модели искренней симпатией, от подобной карикатурности не оставалось и следа.
(слайд № 5) «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой»:
художник с невероятной теплотой относился к членам этой семьи и часто гостил в подмосковном имении Юсуповых.
Серова ПО ПРАВУ считают мастером детского портрета,
(слайд № 6 Мика Морозов)
Мать М.М. Морозова считала, что в этом портрете "Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила".
Искусство - это творчество по законам красоты. Но творить можно не только при помощи кисти, красок, но и - СЛОВА!
II. Так вслед за Серовым - мастером портрета. Ученики Веры Ивановны Дубровской создавали
Речевой портрет своего современника
(слайд № 7), главной целью работы
(слайд № 8) учащихся было выявление грамматических, орфоэпических ошибок тестируемых.
Видео (запустить)
Видео (Ирина Быстрова сначала говорит без звука), затем прибавить звук немного!!!!
Одноклассники должны были сначала без звука постараться понять, о чём идет речь (тему). Вербальные/невербальные средства общения.
(слайд № 8) Затем найти ошибки. Озвучить свои, что нашёл.
(слайд № 9, 10). Ребята пришли к выводу, что бОльшее количество речевых ошибок допускают взрослые люди(35-40), а не дети.
Кроме этой проектной работы,
(слайд № 11) старшеклассники искали ошибки в объявлениях, фотографируя их.
Пролистать слайды № 12,13,14,15(Распродажа).
Для искоренения орфографических ошибок
(слайд № 16) Елена Николаевна Николко на своих уроках использует интерактивные таблицы.
(слайд № 17) Они помогают разобраться в лингвистике. Так, например, для изучения орфограммы о-ё после шипящих
(слайд № 18), щёлкать
Различие букв о / ё?
Слоговой принцип русской графики - обозначение качества согласного берут на себя гласные.
Алгоритм применения правила: - условия выбора о/ё: это корень или суффикс, окончание? Не забыть про исключения(чопорный), правописание ё в глагольных формах и различение существительного ожог и глагола - ожёг!
(слайд № 19), листаем
Если говорить о пунктуации, то вызывает особое затруднение тема «Сложноподчинённые предложения» с придаточными определительными , изъяснительными, обстоятельственными.
- К чему относится?
- На какой вопрос отвечает?
- Чем присоединяется?
- Где стоит?
Выделяем грамматические основы, акцентируем внимание на схемы предложения.
(слайд № 20) На уроках словесности при анализе художественного текста Наталья Петровна Алябьева,
(слайд № 21) цитирует известного лингвиста: «Автор идёт от мысли к словам, читатель - от слов к мысли». Н.Шамфор
(слайд № 22) Даётся таблица («Фигуры и тропы»), вспоминается из отличие,
(слайд № 23) исключаются и дополнятся столбцы(наглядно видно).
(слайд № 24) Даётся новое понятие - парцелляция (намеренное членение предложения на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков), цели использования данной стилистической фигуры.
(слайд № 25) Примеры: У Елены беда тут стряслась. Большая. (Панферов).
(слайд № 26) По рядам даётся задание - подготовка к ГИА
(слайд № 27) В заключение - вывод! «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
(М. Н. Кожина)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
(Е.В.Джанджакова)
На уроках Т.М.Черкасовой используются
(слайд № 28) Некоторые способы использования ИКТ во время уроков и для подготовки к ЕГЭ в старших классах по литературе.
(слайд № 29) Одиннадцатиклассникам можно предложить авторские учебные видеолекции.
1. Возможность ввода фактического дополнительного материала на уроке ( в качестве фрагментов)
2. Альтернативное домашнее задание, расширяющее учебник, как источник информации. Мотивация думающих учащихся.
3. Возможность представления разных точек зрения на один и тот же вопрос , представленный в лекциях литературоведов. Организация обсуждения в классе.
4. Самостоятельное изучение темы во время отсутствия
НО учитель должен знать, что и каких авторов видеолекций задает!!!
Примеры:
«Открытый урок с Дмитрием Быковым»
Бибигон. Лекции по русской литературе.
(слайд № 30,31,32) Учащимся можно предложить вебинары (разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет) по ЕГЭ
-
Самостоятельная подготовка ( в т.ч во время каникул…)
2 . Обсуждение заданного для домашнего просмотра занятия на уроке
3. Повторение темы - ссылка на определенный видеоматериал ( с которым работает учитель . Но учитель знает, что задает!), вместо объяснения в 101 раз…
(слайд № 33) Сотрудничество с МГУ(апробация) - участвовать в эксперименте, проверяя свои знания, исследования
(слайд № 34, 35) Тесты и контроль.
(слайд № 36) Художественно-поэтический семинар в 11 классе
Нина Егоровна Алдобаева провела по теме: «Существует ли женская поэзия?»
(слайд № 37) на примере творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Для знакомства учащихся с отдельными аспектами творчества А. Ахматовой и М. Цветаевой, воспитания художественного вкуса путем создания атмосферы погружения в творчество и восприятия и интерпретации поэтического текста были использованы средства ИКТ.
Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Мне нравится, что Вы….»
На её фоне слайды № 38
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись! (Цветаева)
(слайд № 39) Марина Цветаева - дочь создателя и бессменного директора Музея изобразительных искусств, высокообразованного и высоконравственного человека(Ивана Владимировича Цветаева) , она выросла в обстановке любви к искусству.
Её мама (Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн )умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет. От мамы у Марины - любовь к музыке, к Пушкину.
(слайд № 40)
Да, в жизни Анны Ахматовой, как и Марины Цветаевой) была большая любовь, а потом - горечь измен и разлук, революция, репрессии, высылки, тюрьмы, где томились близкие, замалчивание, непризнание.
Теперь Ахматова и Цветаева - звезды первой величины русской поэзии ХХ века.
(слайд № 41, 42, 43) В пятых классах учителями-словесниками (Н.А. Акоповой и Е.С.Кунавиным при содействии Скворцовой Светланы Александровны ) было проведено открытое мероприятие по словесности «Рождественские традиции».
(слайд № 44)Хотелось бы представить фрагменты викторины на тему «Рождественские и новогодние традиции народов мира…», подготовленные учащейся 5 «Б» класса Касенковой Анной.
(слайд № 45) Викторина. Вопрос № 1 Какое блюдо на Руси традиционно ставили в центр новогоднего стола? Что оно символизировало?
(слайд № 46) Ответ: на Руси традиционно в центр новогоднего стола ставили мясо свиньи , которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты.
(слайд № 47) Вопрос: как в России, так и в Беларуси существовало понятие "коляда". Что оно обозначало?
(слайд № 48) Ответ: как в России, так и в Белоруссии существовало понятие «коляда», обозначающее продукты из свинины, которые готовили к Рождеству или к Новому году.
(слайд № 49) Вопрос Какое угощение обязательно присутствовало и почему на новогоднем столе на Руси до календарной реформы Петра I?
(слайд № 50) Это яблоки. До календарной реформы Петра I Новой год отмечали 1сентября. Это время приходилось как раз на сбор урожая яблок и окончания Яблочного Спаса.
А в заключение хотелось бы представить работу Аксёнова Андрея (51) небольшой видеоролик (буктрейлер), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов - пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств...
Учащиеся 5 «А» класса участвуют во Всероссийском конкурсе - «Книга года: выбирают дети». В декабре состоялась встреча с одним из детских писателей - Натальей Пушкарёвой и её книга - «Наська и её друзья».
ВЫВОДЫ
6