Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций направлена на отработку базовых мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение для обучающихся. 1 этап - отработка базовых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения на вербальном материале. 2 этап - этап формирования операций обобщения, самостоятельных суждений и умозаключений. 3 этап - закрепление и отработка навыков обобщения, построения развернутого речевого высказывания на вербальном материале разн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Напалкова Татьяна Федоровна,

учитель русского языка и литературы



Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций.


I этап.

Отработка базовых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения на вербальном материале.

Упражнение 1. «Закончи фразу».

Цель: Закончить предложение одной фразой, подходящей по смыслу, выбрав её из трёх предложенных. Объяснить свой выбор:


  • Начался обильный листопад, потому что

  • ударили первые заморозки;

  • пошли сильные дожди;

  • солнце по-летнему согревало землю.


  • Шерсть у зайца стала густой, длинной, белого цвета:

  • зайцы часто меняют свою шубу;

  • зайцы стареют;

  • такая шуба сбережёт их в зимнее время.


  • В декабре бывают самые короткие дни, потому что:

  • год кончается;

  • солнце рано уходит за горизонт;

  • часто бывают заморозки;

  • Птицы на зиму улетают в тёплые края, потому что:

  • они часто совершают длительные перелёты;

  • в зимние время они не могут найти себе корм;

  • боятся погибнуть от мороза.

Упражнение №2. «Сделай правильный выбор».

Цель: К каждому предмету нижнего ряда подобрать подходящий предмет верхнего ряда. Составь предложение с каждой парой слов.

I ряд.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций



II ряд.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Дидактическая игра №3 «Подбери слово».

Цель: Подобрать наибольшее количество подходящих по смыслу слов с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов.

Например: бумага - краски, фломастеры. Ребята взяли бумагу, фломастеры, краски и нарисовали смешной рисунок о нарушителях дисциплины.

Слова:

Линейка -

Рассказ -

Лопата -

Ножницы -

Лес -

Трава -

Дупло -

Адрес -

Профессия -

Коридор -

Повязка -

Цветы -

Помощь -

Упражнение №4. «Допиши сравнения».

Цель: подбирать по смыслу прилагательные, указывающие на характерные признаки предмета.

Скатерть ___________________ как снег.

Кошка ____________________ как лисичка.

Дыня _____________________ как луна.

Мамины руки ______________ как солнышко.

Облака ___________________ как вата.

Мальчишка ________________ как заяц.

Цыплёнок _________________ как одуванчик.

Платок ___________________как небо.

Ковёр ____________________как трава.

Щенок _________________ как жук.

Закат __________________ как мак.

Проводок ______________ как волосок.

Дом __________________ как гора.

Кактус ________________ как ёжик.

Камень ________________ как печь.

Задание: составь предложения с данными выражениями.

Дидактическая игра №5 «Найди лишний».

Цель: Выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.

Цвет:

Земля, ворона, заяц.

Василёк, небо, подосиновик.

Подсолнух, мухомор, солнце.

Форма:

Книга, тарелка, дверь.

Парта, стул, лавка.

Телевизор, циферблат, дверь.

Величина:

Яблоня, вишня, смородина.

Тайга, роща, бор.

Море, река, озеро.

Вес.

Волк, лиса, курица.

Книга, тетрадь, блокнот.

Арбуз, слива, апельсин.

Материал:

Шкаф, скамья, столб.

Сумка, газета, кошелёк.

Альбом, блокнот, карандаш.

Способ применения:

Руль, колёса, тарелка.

Лейка, ваза, грабли.

Пуговица, кнопка, замок «молния».

Дидактическая игра №6. «Продолжи ряд»

Цель: к обобщающему понятию подобрать наибольшее количество подходящих по смыслу слов.

Явления природы: дождь, …

Инструменты: шило, …

Головные уборы: панама, …

Транспорт: трамвай, …

Птицы: дятел, …

Рыбы: карась, …

Звери: слон, …

Насекомые: стрекоза, …

Деревья: дуб, …

Кустарники: сирень, …

Цветы: астра, …

Профессии: учитель, …

Упражнение№7 «Что общего».

Цель: найти между предметами верхней части, рамки (на образце); выбрать недостающий предмет среди рисунков, данных справа, соединить, пустой квадрат и предмет. Объяснить свои действия.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №8. «Найди связь между предметами».

Цель: найти связь между парой слов. По аналогии подобрать недостающее слово. Объяснить свой выбор. Составить предложение с подобранной парой слов.

Пример: стрелка - часы, колесо - …

Стрелка - это часть часов, значит к слову «колесо» нужно подобрать слово «машина», потому что колесо - часть машины.

Лошадь - сено, кошка - …

Август - лето, ноябрь - …

Книга - страница, дерево - …

Море - река, дорога - …

Семечко - яблоко, стержень - …

Молоко - масло, мясо - …

Инструмент - работа, кукла - …

Самолёт - аэропорт, корабль - …

Доска - стул, металл - …

Ткань - платье, кожа - …

Ягоды - компот, овощи - …

Улица - шум, луг - …

Упражнение №9. «Сравни рисунки».

Цель: сравнить рисунки «В столярной мастерской». Найти на них пять отличий.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №10 «Сравни предметы»

Цель: учить сравнивать предметы, используя подходящие действия.

Люблю я провести несколько зимних дней в деревенской глуши.

К вечеру пойдёт снег. Снежинки будут … в стекло, как мотыльки.

Поле … снегом, будто одеялом.

Незаметно … на землю ночь, как огромная чёрная птица.

Снег перестанет, а на небе начнут … звёзды, словно лампочки.

Упражнение №11. «Лишнее слово».

Цель: выделить «лишнее слово», в скобках назвать перечисляемый признак.

(…) деревянный, сладкий, железный, шёлковый, бумажный.

(…) кухонный, мебельный, дачный, жёлтый, книжный.

(…) зелёный белый, алый, мягкий, сиреневый.

(…) сочный, сладкий, горький, кислый, солёный.

(…) быстрый, скорый, стремительный, лёгкий, медленный.

(…) добрый, жестокий, смелый, высокий, весёлый.

Упражнение № 12. «Лишнее слово».

Цель: что нельзя сказать о данном предмете одновременно, выделить лишний.

Лестница - старая, деревянная, новая, чистая.

Хлеб - свежий, мягкий, белый, вкусный, чёрствый.

Рассказ - большой, интересный, маленький, смешной.

Свёкла - сочная, крупная, круглая, мелкая, чистая.

Груша - спелая, сочная, жёлтая, незрелая, вкусная.

Шарф - длинный, узкий, широкий, полосатый, шёлковый.

День - солнечный, тёплый, тихий, летний, холодный.

Ветка - зелёная, длинная, толстая, гибкая, тонкая, молодая.

Дидактическая игра №13. «Продолжить ряд».

Цель: продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать обобщающие понятия.

Стол, стул, диван, …

Сосна, берёза, липа, …

Жасмин, шиповник, сирень, …

Земляника, клюква, малина, …

Сыроежка, лисичка, подберёзовик, …

Сок, кефир, компот, …

Творог, сыр, масло, …

Сосиска, колбаса, котлета, …

Врач, повар, лётчик, …

Автобус, электричка, трамвай, …

Телевизор, утюг, настольная лампа, …

Шишка, жёлудь, орех, …

Корабль, катер, яхта, …

Дождь, ветер, иней, …

Упражнение №14. «Что общего?».

Цель: проанализировать, свойства предметов, объяснить, что общее их объединяет:

Ёжик, ёлка, кактус, иголка (колючие).

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Мороженое, снежинка, снеговик, сосулька (холодные).

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Самолёт, теннисный мяч, стрела, бабочка (движутся по воздуху).

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Мальчик, гриб, дерево, цыплёнок (растут).

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Земляника, орехи, морковь, яблоко (съедобные в сыром виде)

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Телевизор, книга, компьютер, радиоприёмник (дают людям знания).

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №15 «Подбери слово».

Цель: подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор. Составь словосочетания с данным словом.

Бумага, статья, рисунок, заголовок -

Муравейник, нора, логово, берлога -

Лыжи, коньки, санки, клюшка -

Морда, лапы, уши, хвост -

Лист, ствол, ветви, крона -

Иголки, смола, ствол, корень -

Дедушка, сын, сестра, мать -

Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл -

Поливать, рыхлить, сажать, опрыскивать -

Храбрость, трудолюбие, доброта, честность -

Строитель, швея, слесарь, плотник -

Топор, пила, отвёртка, молоток -

Нитка, игла, напёрсток, ножницы -

Двойка, тройка, четвёрка, пятёрка -

Дидактическая игра № 16. «Что получится?».

Цель: рассказать, во что превратятся эти следующие предметы. Составить словосочетание с данным словом.

Стул без спинки -

Стол без ножек -

Чашка без ручки -

Окно без стёкол -

Кепка без козырька -

Кофта без рукавов -

Снеговик без холода -

Мороженое без холодильника -

Дерево без веток -

Спички без серы -

Диван без спинки -

Книга без страниц -

Карандаш без грифеля -

Телевизор без электричества -

Всадник без лошади -

Подушка без перьев -

Упражнение №17. «Нужное слово».

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали, основного объекта, одно - два главных, без которых указанное понятие не существует. Объяснить свой выбор.

Огород: теплица, пугало, участок, грядки, забор, сорняки.

Сад: забор, земля, собака, фруктовые деревья, скамейки.

Луг: бабочки, растения, ягоды, змея, земля.

Город: улицы, трамвай, клумба, народ, завод.

Река: волны, вода, корабли, отдыхающие, берег.

Зима: снег, тучи, ветер, холод, февраль.

Упражнение №18. «Сравни предметы».

Цель: найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении.

Пример. Яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части предложения говорится про форму фрукта, а во второй - про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес). Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.

Вата лёгкая, а гиря чёрная.

Зебра полосатая, а леопард злой.

Холодильник белый, а ковёр мягкий.

Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий.

У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький.

У зайца длинные уши, а медведь коричневый.

Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле.

Упражнение №19. «Сравни два предмета».

Цель: найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов (объектов)

Пример. Самолёт и птица - главное отличие: птица - живая, а самолёт - неживой; голова (у птицы есть, у самолёта нет); движение крыльев (птица машет, самолёт нет);перья (у птицы есть, у самолёта нет); и т.д.

Кукла и девочка

Ваза и банка

Коляска и санки

Книга и альбом

Нож и ножницы

Столб и дерево

Платье и сарафан

Кастрюля и сковорода

Шкаф и тумбочка

Наволочка и пододеяльник

Велосипед и автобус

Трамвай и метро

Зонт и крыша

Солнце и луна

Река и озеро

Дидактическая игра №20. «Определим время года».

Цель: найти связь между данным явлением (предметом) и временем, к которому он (оно) относится. Составить предложение, включив в него оба слова - название времени года и предложенного понятия.

Например: снегопад. Зимой во время снегопада машинам трудно ездить по улицам.

Ливень

Мороз

Листопад

Снеговик

Жара

Проталина

Ледоход

Иней

Слякоть

Вьюга

Капель

Сосульки

Купание

Пасмурно

Цветение

Снежки

Куличики

Почки

Пляж

Ручейки

Одуванчики

Каток

Урожай

Прополка

Упражнение №21 «Сравни рисунок».

Цель: сравнить рисунки «На катке» и найти шесть отличий.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №22. «Чужое» слово.

Цель: выделить лишнее слово в ряду.

Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

Горный, гора, горе, гористый, пригорок.

Речной, река, речистый, речник, заречный.

Лес, лесной, лесник, лисий, лесистый.

Море, морской, морить, моряк, заморский.

Упражнение №23 «Подбери слово».

Цель: подобрать слова для сравнения, чтобы неживой предмет начал действовать как живое существо.

Солнышко ________________, как ребёнок.

Снежинки _________________, как бабочки

Яблонька весной ____________, как девушка.

Деревца ___________________, словно подружки.

Клёны _________________, будто в ярких сарафанах.

Осина _________________, как заяц в кустах.

Дождь _________________, как барабан.

Сосны _________________, как часовые на посту.

Берёзка ________________, словно косы распустила.


II этап.

Этап формирования операций обобщения, самостоятельных суждений и умозаключений.


Дидактическая игра №1. «Заставь предметы действовать».

Цель: Подбери к существительным несколько подходящих по смыслу глаголов. Составь предложение с полученным словосочетанием.

Воробей -

Рыба -

Цветок -

Мяч -

Самолёт -

Старик -

Курица -

Солнышко -

Туча -

Холодильник -

Качели -

Роса -

Иней -

Город -

Упражнение №2. «Выдели слово».

Цель: выделить в пословицах глаголы, выражающие характер человека и его поступки.

Трус и тени своей боится. Кто раз солгал, тот навек лгуном стал. Смекнёшь да схитришь - врагов победишь. Сам погибай, а товарища выручай. (Выручка, лживость, смекалка, трусость).

Упражнение №3. «Допиши пословицу».

Цель: учить дополнять пословицы противоположным по значению содержанием.

ДСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийумай, где надо сказать, а где .

ПСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийо одежке встречают, по уму .

ДСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийело спорится: что сошьётся, то и .

КСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийогда голова работает, язык .

ДСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийобро помни, а зло .

ЛСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийасточка день начинает, а соловей .

  • Соотнеси темы и пословицы: (-прощение; народная примета, что в человеке важнее, вред поспешности, польза раздумья, культура поведения).

Упражнение №4. «Выдели слово».

Цель: найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каких-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

Корова, лошадь, лев

Петух, гусь, воробей

Ёлка, берёза, сосна

Море река, озеро

Коза, свинья, корова

Книга, тетрадь, альбом

Водитель, машинист, повар

Лодка, ледокол, теплоход

Нора, берлога, гнездо

Трамвай, электричка, троллейбус

Простыня, пододеяльник, наволочка.

Упражнение №5. «Закончи предложение».

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложносочинённого предложения с союзом потому что.

Мама улыбнулась, потому что

Дети прибежали домой, потому что

Собака грозно зарычала, потому что

Мама открыла окно, потому что

Петя громко вскрикнул, потому что

Учительница весело рассмеялась, потому что

Бабушка выключила телевизор, потому что

У Саши заболело горло, потому что

Мальчик решил переодеться, потому что

Собака весело завиляла хвостом, потому что

Кот выгнул спину и зашипел, потому что

Машины резко затормозили, потому что

Милиционер громко засвистел, потому что

Мальчик быстро бежал к школе, потому что

Стая ворон поднялась над полем, потому что

Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что

Упражнение №6 «Назови противоположное слово».

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом «а» предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котёнка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Добрый

Весёлый

Длинный

Старый

Грязно

Темно

Легко

Быстро

Покупать

Открывать

Молодой

Толстый

Полный

Высокий

Широкий

Гладкий

Мягкий

Мелкий

Молчать

Помнить

Встречать

Шершавый

Подниматься

Искать

Пушистый

Упражнение №7 «Отгадай загадку».

- Чёрненькая собачка

Свернувшись лежит:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок).

- Всех на свете обшивает,

Что сошьёт не надевает. (Иголка).

- Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж).

- Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт. (Ключ).

- В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Пёс).

Упражнение №8 «Объясни пословицу».

Цель: объяснить смысл и пословицы, выбрав правильный вариант толкования. Пояснить на примере определённой жизненной ситуации свой выбор (Так говорят, когда …).

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Варианты:

  1. После работы нужен отдых

  2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

  3. Лёжа вредно есть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Варианты:

  1. Хочешь искупаться - ищи мелкое место.

  2. Сначала подумай, потом делай дело.

  3. Не берись за тяжёлую работу без помощников.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Варианты:

  1. Высоко не прыгай, можно больно ударится о землю.

  2. Перед прыжком следует хорошо разбежаться.

  3. Не хвастай о деле наперёд.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Варианты:

  1. За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки.

  2. Два дела сделаешь, лучше чем одно.

  3. Хорошо сделать два дела вместе - очень тяжело.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Варианты:

  1. Сними мерку, потом разрезай ткань.

  2. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное.

  3. Сложенную ткань легче разрезать.

Упражнение №9. «Выбери нужную фразу».

Цель: объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание.

Хорош садовник - хорош крыжовник.

Ситуации:

1)Хорош шиповник тогда, когда он созреет.

2)У способного учителя дети могут многому научиться.

3)У талантливого портного вся одежда красивая.

Как постелешь, так и носишь.

Ситуации:

1)Мальчик постелил чистое бельё, а собака его испачкала.

2)Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался.

3)Мальчик встал с постели раньше, чем зазвенел будильник.

Чужими руками жар не загребают.

Ситуации:

1)Мальчик попросил велосипед у соседа, а ещё дал свой конструктор.

2)Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей

3)Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.

В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.

1)Девочка Саша полная, а над другими толстушками смеётся.

2)Девочка Саша ест, а подруг не угощает.

3)Девочка Саша умеет шить и подруг учит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ситуации:

1)Девочка завела собаку, а убирать и не боится.

2)Девочка катается с высокой горы и не боится.

3)Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.

Дидактическая игра №10 «Что общего?»

Цель: Найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).

Пример: половник и отвертка.

Половник и отвертка - металлические предметы. С помощью и половника и отвертки мы достаём что-то(жидкость из кастрюли, шуруп из стены). У половника и отвёртки есть ручка.

Шкаф и холодильник.

Вата и облако.

Снеговик и пирамидка.

Грабли и расчёска.

Волосы и трава.

Дверь и окно.

Часы и градусник.

Мыло и лёд.

Кофеварка и самовар.

Зонтик и гриб.

Рак и помидор.

Муравейник и школа.

Дрель и велосипед.

Аквариум и теплица.

Пилотка и лодка.

Панцирь черепахи и платье.

Батарея и гармонь.

Упражнение №11 «Отгадай загадки»

Цель: записать отгадки в клетки.

- Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги?



- С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться.




- Сперва с горы летишь на них.

А после в гору тянешь их.



- Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал.



Упражнение №12 «Помоги составить считалку»

Цель: подобрать и вставить в предложение подходящие по смыслу слова.

Самолётом правит …

Трактор водит…

Стены выкрасил …

Доску выстрогал…

В дома свет провёл …

В шахте трудится …

В жаркой кузнице…

Кто всё знает …

Упражнение №13. «Найди спрятанные слова»

Цель: Выделить в предложениях сравниваемые слова.

Белым молоком разлился туман над лугом.

Стрекозой закружил над полем вертолёт.

Жёлтым яблоком выкатила луна.

Волчицей воет за деревней вьюга.

Серебристой птицей пролетел над лесом самолёт.

Упражнение №14. «Допишем словечко»

Цель: Закончить стихотворную фразу, подобрав подходящее по смыслу слово.

Всё сильнее стучат дождиком

По ветвям и по т…

Для чего на переменке

Надо нам ходить вдоль …?

Если ты проснулся в срок,

Если выучен урок,

Если сложены тетрадки,

В школе будет всё в п…

Один мечтает стать врачом,

Другой киноартистом.

А я хочу быть трубачом

И в лагере г…

Упражнение №15. «Найди подходящее слово».

Цель: дополнить предложение подходящим по смыслу противоположным значением.

Лучше горькая правда, чем сладкая ...

Не узнав горя, не узнаешь и …

В молодости не научишься работать, в … останешься с пустыми руками.

Труд человека кормит, а лень ….

Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь - всё ….

Люби не только брать, но и ….


Упражнение №16 «Отгадай загадки».

Цель: заполнить клетки словом - ответом на загадки.

- В серебристые чешуйки

Разодета вся семья:

Мама, бабушка и дочки,

ДСистема дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийед, отец и сыновья.


- В шубе летом,

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операцийа зимой раздеты.


- Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций


-Летом в огороде,

Свежие, зелёные

А зимою в бочке,

Жёлтые, солёные!

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций


- Стоят в поле сестрички -

Жёлтый глазок, белые реснички.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций



Упражнение № 17. «Подбери слово».

Цель: подобрать слова, характеризующие качества характера, соответствующие пословицам и поговоркам.

Глаза на мокром месте.

(Плаксивый, капризный).

Весёлого нрава не купишь.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Не хитрый парень, да удачливый.

Неказистый человек, да талантливый.

Болтливая овца всегда лёгкая добыча волку.

Злой человек как уголь: если не жжёт, то чернеет.

  • Выделить слова, которые помогают раскрыть тему пословицы.

Упражнение № 18. « Толковый словарь».

Цель: подбери сложные слова, характеризующие человека. Составь предложения с полученными словами.

Человек милый на вид - миловидный.

Человек с круглым лицом -

Человек с синими глазами -

Человек с красными щеками -

Человек с чёрными бровями -

Человек с тёмной кожей -

Человек острого ума - остроумный.

Человек со слабым характером -

Человек, любящий жить со всеми в мире -

Человек, радующийся жизни -

Человек, любящий труд -

Упражнение № 19. «Отгадай загадку».

Цель: учить отгадывать загадки, выделить ключевые слова.

  • Глядишь - ласкается, дразнишь - кусается. (С________).

  • По снегу покатите - подрасту.

На огне согреете - пропаду. (С_________).

  • Меня часто зовут, дожидаются,

А приду - от меня укрываются. (Д_______).

  • Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится - ничего не останется. (Т_____).

  • Всегда во рту, а не укусишь. (Я_____).

  • Шагаешь - впереди лежит,

Оглянешься - домой бежит. (Д_____).


  • Над речкой лежу,

Оба берега держу. (М______).

Дидактическая игра №20. «Вставь нужный глагол».

Цель: вставить в предложения подходящий по смыслу глагол.

  • Если ты вежливо ______________,

я тебя с удовольствием _____________.

  • Лёгкое облачко ____________ по небу,

а тяжёлые тучи медленно _______________.

  • Днём филин ____________,

а ночью в густых ветвях _____________.

  • Если ты __________ нас в гости,

мы обязательно ____________.

  • Если вы ____________ животных,

заведите себе четвероногого друга.

Упражнение №21. «Об одном и том же дважды не говори».

Цель: выделить из текста два одинаковых по смыслу предложения.

Наш город.

Прекрасен наш весёлый зелёный город. Растут на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны. Красуются яркими цветниками светлые площади. Бьют разноцветными струями фонтаны. Расту на светлых площадях яркие цветы. И радуюсь я весёлым лицам своих земляков.

Упражнение №22. «Установи последовательность!»

Цель: учить располагать предложения в логической последовательности.

  1. Росли под соседними окнами большие кусты черёмухи.

  2. Весной они пышно зацветали.

  3. Казалось, что это белое облако опустилось на землю.

  4. Летом кусты были осыпаны ягодами как чёрными горошинами.

  5. А зимой оставались только голые корявые ветки.

  6. Зато украшены они были красногрудыми снегирями, которые шумными стайками слетались к старым кустам черёмухи.

Упражнение№23. «Расставь знаки препинания».

Цель: определить границы предложений. У становить логическую последовательность в предложении.

Встреча со змеёй.

У небольшого дубка я наткнулся на змею она зло зашипела и вытянула скользкое тело маленькие глазки её ярко сверкнули змея заскользила по траве я попятился и наткнулся на муравьиную кучу гадюка тоже попала в муравейник она зашипела и уползла здорово заступились за меня муравьи.

Упражнение№24. «Раскрой смысл пословиц».

Цель: раскрыть смысл пословицы.

Сказано - сделано.

Куй железо пока горячо.

На ловца и зверь бежит.

Как аукнется, так и откликнется.

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Дорога ложка к обеду.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ум хорошо, а два лучше.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

После драки кулаками не машут.

Один в поле не воин.

Друзья познаются в беде.

Готовь летом сани, а зимой - телегу.

Объяснить, какую мысль она содержит.

Всему своё время.

Взялся за дело - не отступай.

Друг всегда поможет.

Как ты относишься к другим, так и к тебе относятся.

Дидактическая игра №25. «Расскажи о предмете».

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример. Карандаш. Он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.

Газета

Книга

Кубик

Ящик

Бревно

Кирпич

Зеркало

Лампочка

Автомобильная шина

Бочка с водой

Ведро с песком

Стеклянная банка

Пластмассовая бутылка

Воздушный шарик

Упражнение №26. «Установи последовательность».

Цель: определить последовательность события.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №27. «Что общего?»

Цель: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.

  • Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит она …

  • Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку. Значит …

  • Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит …

  • Все лекарства в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит …

  • Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…

  • Всю одежду надо содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку. Значит …

Упражнение №28 «Найди ошибку».

Цель: найти и подробно объяснить в чём ошибочность предложенного высказывания.

Ручеёк шире реки.

Муравейник выше дома

Тигр слабее кошки

Черепаха ползёт быстрее змеи

Самолёт движется медленнее машины

Луна ярче солнца

У зайца уши больше, чем у медведя

Тучи ниже деревьев

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

В холодильнике молочных продуктов больше, чем кефира

Папа моложе сына, но старше дедушки

Дидактическая игра №29. «Опиши явление».

Цель: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений и событий.

Пример. Дождь. Дождь поливает, питает растения - это хорошо, но под дождём можно промокнуть и простудиться - это плохо.

Снегопад

Листопад

Охота

Гимнастика

Путешествие

Долгий сон

Рубка леса

Солнечная ванна

Купание в реке

Поездка на дачу

Прогулка по лесу

Ремонт в квартире

Пребывание на пляже

Прибывание на празднование дня рождения

Просмотр телевизионных передач.

Упражнение№30. «Объясни нелепость».

Цель: проанализировать ситуацию, изображённую на рисунке. Подробно объяснить, в чём её нелепость, неправдоподобность.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №31. «Времена года».

Цель: найти связь между данным явлением (предметом) и временем года, к которому оно относится. Составить предложение, включив в него оба слова - название времени года и предложенного понятия.

Пример. Снегопад. Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.

Ливень

Мороз

Листопад

Снеговик

Жара

Проталины

Ледоход

Иней

Слякоть

Вьюга

Капель

Сосульки

Купание

Пасмурно

Цветение

Снежинки

Куличики

Кочка

Пляж

Ручей

Одуванчики

Каток

Урожай

Прополка

Упражнение №32. «Свяжи по смыслу пару слов».

Цель: объединить одним смыслом слова в предложении. Согласовать их между собой.

Полёт птица

Молод зелень

Любить брат

Добрые волшебники

Радоваться весна

Заниматься спорт

Вязать шапка

Поливать клумба

Пилить доска

Работать станок

Шить ткань

Ловить рыба

Идти экскурсия

Упражнение №33. «Закончи текст».

Цель: учить подбирать по смыслу пропущенные словосочетания в предложениях, составить законченный текст.

Словосочетания.

Молочные реки

Кисельные берега

Подземные глубины

Горячие источники.

Когда я впервые приехал на Камчатку, увидел речки с горячей водой и массы пара, то подумал: не здесь ли родились сказки о ________ и ___________. Установлено, что в ________________ Камчатки клокочет целое море кипятка и пара. Зимой в ___________________ купаются взрослые и дети.

Упражнение №34 «Составь рассказ».

Цель: составить сказочную историю по рисункам, расположив в нужной последовательности: сначала, потом, затем и наконец.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Начни рассказ так: однажды отправились малыши зверята познакомиться с родным лесом, но в пути их ждали неприятности…

Дидактическая игра №35. «Расскажи о предмете».

Цель: подробно рассказать о представлениях вызываемых каждым словом.

Пример: лужа. Определение ребёнка: лужа - это такая ямка в земле. Вопросы:

- А в асфальте может быть лужа?

- Эта ямка пустая?

- Как туда может попасть вода?

- Лужа очень глубокая?

- В ней можно купаться?

Затем ребёнку предлагается дать обобщённое определение.

Праздник

Приз

Открытка

Песочница

Почтовый ящик

Дворец

Шалаш

Обои

Клетка

Скворечник

Гроза

Стужа

Телевизор

Веранда

Бассейн

Балкон

Тюль

Рельсы

Ложь

Ссора

Наказание

Соревнование

Дружба

Упражнение №36 «Составь загадку».

Цель: составить загадку-описание о предметах, предложенных учителем.

Пример. Карандаш. С помощью этой деревянной палочки мы можем рисовать и раскрашивать рисунки.

Лимон. Жёлтый, кислый, овальный, кладём в чай.

Упражнение №37. «Исправь ошибку».

Цель: полно и связно объяснить, в чём нелепость и неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула,

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала.


Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть её хотела

Но кошка прыгнула на ветку,

И, прочирикав, улетела.


Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа огромный рост

У слона кривые ножки

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

и грызёт орешки там.


Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Упражнение №38 «Объясни смысл».

Цель: внимательно прослушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

Лев и лисица.

Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лёг в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого.

Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?». Лев отвечает: «Плохо Лисонька. Да что же ты не войдёшь ко мне в пещеру?» А Лисонька посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу - входило к тебе много зверей, а не выходил никто!».

Л.Н. Толстой.

Вопросы:

  1. Для чего Лев притворился больным?

  2. Почему он неходил на охоту?

  3. Для чего Лев звал Лису в пещеру?

  4. Как Лиса догадалась, что её поджидает опасность?

  5. Что особенного было в звериных следах?

  6. Как узнать направление следа?

  7. У далось Льву обмануть Лису?

  8. Кто из зверей оказался хитрей?

Упражнение №39 «Определи порядок».

Ц


ель: установить логическую последовательность, определив порядок частей в тексте.

С тех пор стала девочка сеять на грядке петрушку.

А как аппетитно пахнет петрушка в супе!


Из сада послышался плач.

Это кричала Катюша

На помощь девочке поспешила бабушка.

Катюша протянула бабушке руку.

На ней была маленькая ранка.

Девочку укусила пчела.


Бабушка сорвала с грядки сочные листья петрушки.

Смазала ужаленное место и избавила Катюшу от боли.

По В. Бочарникову.

Упражнение №40. «Составь предложение».

Цель: Согласовать выделенное слово и составить предложение.

На, сосны, верхушка, дятел, сидит.

Выбирает, шишка, из, он, семена.

Проснулась, в, белка, квартирка, своей.

Луч, солнечный, на, заиграл, поляна.

На, берёза, старой, воробьи, распустились.

На, паутина, блестят, капли, росы.

Упражнение №41. «Объясни смысл рассказа».

Цель: внимательно прослушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

Три калача и одна баранка.

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, но ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо было съесть одну баранку».

Л.Н. Толстой.

Вопросы:

1. Прав мужик или нет?

2. В чём его ошибка?

3. Мог ли он наесться одной баранкой?

4. Почему он стал сыт, как съел баранку?

5. Зря мужик ел калачи?

Упражнение №42. «Оживи картинку».

Цель: «оживи» картинку, подобрав наиболее точные, выразительные слова.

В лесу.

От села я шёл на лыжах. Тихо ______________ деревья. Снежком ___________ вековые сосны и ели. На снегу _____________ следы. Это зайцы __________ к речке. Там они ____________ веточки ив. Вот из-под снега ____________ глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари _____________ в сугробах. Там им тепло.

Упражнение №43. «Выбери существенные детали».

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объясни выбор.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, птицы, деревья.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

УЛИЦА: дорога, люди, дома, фонари, магазины.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

РЕКА: лодка, течение, берег, вода, рыба, рыбак.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыба.



III этап.

Закрепление и отработка навыков обобщения,

построения развёрнутого речевого высказывания на вербальном материале разной сложности.


Упражнение №1. «Расскажи о зайчишке».

Цель: придумать, озаглавить и рассказать рассказ.

Начни рассказ так: Страшно в лесу трусливому зайчишке.

Упражнение №2. «Допиши пословицы».

Цель: дописать пословицы, подобрав противоположные значения.

  1. Земля тарелка - что положишь, то и ____________.

  2. Раньше начнёшь, раньше и __________________.

  3. Лето пролежишь, зимой с сумкой ______________.

Определить тему пословиц:

Крестьянский труд

Лень

О времени

Дидактическая игра №3. «Ералаш».

Цель: соединить части предложений, устранив, бессмыслицу.

Злой кабан

Пароход

Соловей

Дикобраз

Кошка

Маша

Буратино

Портной

Ёж

Чиж

Рак

Стол

Чайник

Мальчик

Уничтожьте ералаш.

сидел на ветке

томился в клетке

точил клыки

давал гудки

физику учила

хвостик свой ловила

шил себе штаны

все поел блины

накрыт к обеду был

усами шевелил

летал под облаками

гонялся за мышами

прыгал во дворе

булькал на костре

Я приказываю вам всё расставить по местам!

Упражнение №4. «Что общего?»

Цель: сравнить два рассказа, выбрать пословицы, которые поясняют смысл рассказа.

Рассказ №1.

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Рассказ №2.

Обезьяна несла две полные горстки гороха. Выскочила одна горошинка, обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Вопросы:

  1. Что общего в этих рассказах?

  2. Какие из пословиц подходят к рассказам? Почему?

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • За краюхой погонишься - каравай потеряешь.

  • За большим погонишься и малого не увидишь.

  • Собака помнит, кто её кормит.

Упражнение№5. «Составь рассказ».

Цель: составь среднюю часть рассказа, чтобы установить логическую последовательность.

  1. Жили-были три лопаты. Большая - папина. Средняя - мамина. И маленькая, которую папа сделал из фанерки и ровной палочки - Наташина. Большие лопаты стояли в сарае, а маленькая на крылечке. Однажды ночью выпало столько снега, что завалило сугробами и дорогу на улице и все тропинки во дворе.

3. Выглянули в окна соседи, и стало им завидно. Взяли они свои лопаты - и пошла работа по всем улицам и дворам. Стали ребятишки ходить по чистым дорожкам, на санках кататься. А уставшие лопаты вернулись на свои места: большая и средняя в сарай, а маленькая - на крылечко.

( По Б. Костину)

Для справок: разгребала сугробы, расчищала дорожки, сбрасывала с крылечка.

Упражнение №6. «Опиши рисунок».

Цель: составить последовательный рассказ на основе описания рисунка.

При составлении рассказа использовать слова для последовательного описания в рассказе: вдали, слева, справа, сверху, внизу.

Начни рассказ так:

Родная земля.

Санька добрался до вершины дуба. Глянул оттуда, и красота земли открылась перед ним…

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №7. «Составь рассказ».

Цель: продолжить главную мысль в рассказе, опираясь на рисунки.

Составь рассказ, выбрав свой порядок в предложении.

В гости к лету.

Проснулся Ванюша, а на дворе лето. Пошёл мальчик в гости к лету…

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №8. «Составь рассказ».

Цель: составить рассказ по его началу и рисункам.

Поучительная история.

Ребята пошли на экскурсию в берёзовую рощу. Много интересного они увидели…

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Упражнение №9. «Продолжи рассказ».

Цель: учить составлять рассказ в логической последовательности.

Прочитай начало рассказа. Продолжи его по рисункам. Обрати внимание на слова, которые свяжут рассказ в тексте.

Лесной концерт.

Солнце теперь встаёт рано. Вот солнышко поднялось над лесом, прогнало туман и осветило деревья. Тут и начался лесной концерт.










Сначала.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Потом.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

Затем.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций









Наконец.

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

В лесу разгоралось веселье.

Используй ключевые слова: засвистеть, защёлкать, затрещать, закуковать, запеть, заурчать, заквакать.

Упражнение №10. «Напиши сочинение».

Цель: составить рассказ на тему «Март», подтвердив основную мысль несколькими фактами.

Основная мысль рассказа: «Настоящая весна приходит в середине марта». Используй рисунок и опорные выражения:

с крыш свисают

проваливаются под ногами

зеленеют на пригорках

радостно чирикают

кое-где чернеют

синеет над головой

Система дидактических игр и упражнений по развитию мыслительных операций

© 2010-2022