Статья о подготовке к ОГЭ по русскомя яыку в 9 классе

  В данной статье говорится о подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе, в частности, о работе с тестами, подготовке к изложению. Работа  с  тестами предполагает систему, начинается в 7-8 классах,  это отработка навыков по темам "Синтаксис", "Орфография", предупреждение предполагаемых ошибок по темам. Особенно трудны для учащихся 9-х классов темы "Обособление", "Сложные синтаксические конструкции".   Работа над сжатым изложением начинается в 7-8 классах. Дается понятие сжатия текста, ви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные принципы организации учебной деятельности, направленные на подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе



Учитель русского языка и литературы

вечерней школы №7 г. Кирова

Софронова Т. В.


1

Содержание

1.Цель обучения русскому языку - не сдача экзамена, а знания учащихся.

2.Основные принципы учебной деятельности, направленные на подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

2.1. Методы и приемы подготовки к сжатому

изложению.

2.2. Сочетание синтаксиса и орфографии при

подготовке к ОГЭ по русскому языку.

3. Планирование повторения в 7 - 9 классах при подготовке

к ОГЭ по русскому языку.



2

Основные принципы организации учебной деятельности, направленные на подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе


Государственная аттестация - дело очень ответственное, по её итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и школы в целом. Поэтому так понятно желание любого педагога подстраховаться, больше времени на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Но тут кроется серьёзная опасность. Нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь учебный процесс. Мы учим детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как устроен мир, и для того, чтобы они осознанно пользовались богатыми возможностями выражения чувств и мыслей, которые он нам предоставляет, и для того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и письменную. Научим хорошо - и экзамен будет сдан хорошо. Не мы и дети для экзамена, а экзамен для нас. То, что на экзамене будет проверен широкий круг знаний и умений, только на руку учителям, убеждённым, что преподавание русского языка нельзя ограничивать орфографией и пунктуацией. Можно считать, что всё, что мы делаем на уроках русского языка по крайней мере с пятого класса, послужит успешной сдаче экзамена в девятом.

О подготовке к сжатому изложению

Стараюсь придерживаться данного принципа при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку. На некоторые виды деятельности как очень важные обращаю особое внимание. Прежде всего это подготовка к сжатому изложению. Считаю, что ошибкой было бы теперь писать больше сжатых изложений вместо сочинений и изложений подробных, проблемы подготовки так не решить. Ведь этой формой работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста. Стараюсь целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные творческие задания, в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки будут выработаны.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи информации содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по определенным логическим законам. Основная причина неудачных работ задания № 1- искажение содержания, что связано с неумением разобраться в логическом устройстве текста (понять, сколько

3

смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены). Очевидно, что знание структуры текста помогает правильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив логику авторской мысли. Чем проще и яснее для ученика структура текста, тем легче выполнить требование - пересказать его сжато.

Поэтому готовимся к сжатому изложению задолго до экзамена, тренируясь в выполнении разнообразных заданий по тексту: выделение главной и второстепенной информации, нахождение тезисов, прояснение хода мысли, сжатие текста различными способами, запись связного пересказа. В этом помогают специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе, начиная с 6-7 классов.

Если текст- повествование, учимся выделять главные события, чтобы понять, как они связаны между собой.

Эффективными оказываются упражнения такого типа:

-Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

-Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст.

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. Включаю тексты для подобной работы на протяжении уроков 8- 9 классов. Стараюсь использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений.

Могут быть даны такие тексты и такие задания к ним.

Упражнение 1.

Чтобы спартанцы не копили богатства, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги были громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М. Гаспаров)

Задания к тексту.

-В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.

-Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение.

-Выпишите из толкового словаря значения слов громоздкий и бесполезный. Перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.

4

Упражнение 2.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке, и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

Задания к тексту.

-Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы.

-Разбейте текст на абзацы.

-Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

-Найдите в толковом словаре значения слов пряности, эквивалент.

Упражнение 3.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы и отливы. (По В. Левитину).

Задания к тексту.

-Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. - О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте?

-Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют.

-Выделите в тексте тезисы, которые передают основное содержание.

-Перескажите текст одним предложением.

Упражнение 4.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик. Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением - например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках - пифосах - хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец - киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (По М. Гаспарову)

5

Задания к тексту.

-Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого и абзацев.

-Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзацы.

-Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив примеры.

Упражнение 5.


  1. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

  2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

  3. Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

  4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.

  5. Кирпичные дома всегда красно - коричневые или желто - коричневые.

  6. Осенью многое в природе меняет окраску.

  7. По серым мостовым едут бело - зеленые автобусы.

  8. Кленовые листья краснеют.

Задания к тексту.

-Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких - доказательства.

-Восстановите правильный порядок предложений

Текст получается такой:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его чаще всего заволакивают серые тучи.

Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми и желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно - коричневые или желто - коричневые. По серым мостовым едут бело - зеленые автобусы.

Упражнение 6.

Можно прыгать по- заячьи, выть по - волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем - зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползаем по- пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А

6

ползти по- пластунски стало означать ползти, как пластун - не отрывая тело от земли.(С. Волков)

Задания к тексту.

-Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения.

-Без каких деталей можно обойтись?

-Замените несколько однородных примеров одним.

-Превратите сложное вопросительное предложение в повествовательное.

Упражнение 7.

Сжечь корабли - окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты.

Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении - символ возможности бегства.

Чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевидно, этот поступок придал силы его воинам: они наголову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм.

А первыми, согласно античным историкам, сожгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщинам, и, чтобы мужья прекратили скитания и остались жить здесь, женщины - троянки предали огню все корабли. (С. Волков)

Задания к тексту.

-В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения.

-Выберите для краткого изложения только один из них.

Упражнение 8.

Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.


  1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

7

  1. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей и зелень садов.

  2. Надежные части дворовой гвардии были расставлены во дворце, в парке, на мостах и по дороге к городским воротам.

Упражнение 9.

Передайте смысл каждого текста одним предложением.

1.Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам, парадный завтрак удался на славу.

2.Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две девочки с корзинками, поклонились и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился и побрел дальше.

3. Вокруг кукушки, сидевшей на березе, то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьев, искали уютные уголки, таскали мох, перья, траву.

Упражнение 10.

Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант.

Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства и них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - до двадцати спутников, у Марса - два, а у Земли и далекого крошечного Плутона - по одному: у Земли - Луна, у Плутона - Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало, то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но, несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до си пор окончательно не получен ответ на вопрос, есть ли на Луне вода.

Упражнение 11.

Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.

1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен - иначе к несчастью.

2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. ( А. Гостева)

8

Упражнение 12.

Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент - с помощью приема обобщения.

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции, около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм, а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу - громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, вступить с противником в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний. (М. Гаспаров).

Сочетание синтаксиса и орфографии при подготовке к ЕГЭ.

Важная тема - тема «Синтаксис», материал по этому разделу изучается в 8 - 9 классах, то есть незадолго до экзамена. Стараюсь удержаться от соблазна натаскивать учеников на выполнение заданий теста, использую разнообразные виды работы на уроке: и разбор предложений, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений, и задания по тестам ОГЭ.

Правильная подготовка, я считаю, заключается в том, что иногда мы забываем об экзамене.

Изучая материал по синтаксису, обязательно поддерживаю орфографические навыки. В соответствии с уровнем подготовки и другими особенностями класса планирую, какие разделы можно повторить бегло, а на каких следует остановиться. При этом стараюсь придерживаться общих методически принципов. Во - первых, повторение орфографических правил должно проводиться на новом уровне, правила, которые изучались раньше по отдельности, например, в разделах, посвященных разным частям речи, теперь можно обобщить. Во - вторых, планируя работу, продумываю целесообразные сочетания синтаксических и орфографических тем. В- третьих, к одним и тем же орфограммам, особенно трудным, стараюсь обращаться регулярно, в том числе и после того, как тема была обстоятельно повторена.

9

Можно спланировать изучение нового и повторение в 8 классе, например, так:

1.Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне.

2.Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи.

3.Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ.

4.Односоставные предложения и правописание личных окончаний глагола.

5.Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий.

6.Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий, а также других частей речи, правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени и т. д.

Повторяя правила, стараюсь не упускать из виду словарные слова, т. к. перед нами стоит задача поддержания практической грамотности, тоже проверяемой на экзамене. Составила список «трудных» слов, в которых наиболее часто допускаются ошибки:

Адъютант

Аккомпанемент

Апелляция

Артиллерия

В общем

Ветреный

Вообще

Галерея

Гостиная

Девчонка

Диапазон

Дирижер

Длина

Длинный

Долина

Драма

Иней

Интеллект

Интеллигенция

Искусный

Искусство

Как будто

Кампания избирательная

Колоссальный

Комедия

Компания друзей

Кристалл

Медленный

Мошенник

10

Наваждение

Названый брат

Незваный гость

Обаяние

Обоняние

Олимпиада

Оппозиция

Отчаянный

Очаровательный

Панцирь

Параллельный

Подлинный

Привилегия

Прийти

Просвещение

Профессия

Путешествие

Пьеса

Равнина

Ранний

Рассчитывать

Расчет

Режиссер

Ровесник

Сверстник

Священник

Сентиментальный

Симметрия

Сумасшедший

Трещотка

Труженик

Фальшь

Чрезвычайный

Экзаменационный

Энциклопедия

Эпиграмма

Явственный

Яство

К этим словам стараюсь систематически обращаться на уроках.

Рассмотрим на примере первого из названных сочетаний тем (типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне), какие виды работ можно использовать.

11

После того, как восьмиклассники в основном усвоили, что такое словосочетание и способы подчинительной связи, даю им следующее упражнение.

Упражнение 1.

Расст..лается перед нами, разр..вняем грядки, заг..рим на солнце, посадим р..стки, они подр..стут, превратятся в зар..сли, соб..рем урожай;

нам..кают от р..сы, пол..жили в тень, прол..жили тропинку, предл..гаем прогуляться, поск..кать верхом, начнем на з..ре, вым..кнем под дождем,

прик..снулись к стволу, капли бл..стят, не к..саясь мокрых веток, выращивать в г..рах, непром..каемая куртка, густая к..са, ср..внили выр..щенные плоды, подск..чили от радости, будем м..кать хлеб в молоко, подж..гать мусор.

Даю задание среди записанного найти грамматические основы, вспоминаем, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Затем определяем виды связи в словосочетаниях, обратив внимание на распространенные словосочетания, которые нужно разделить на пары: макать хлеб, макать в молоко и т. д.

Затем прошу выделить корни с чередованием и обозначить условия выбора гласных. Обращаем внимание на корни - омонимы, не являющиеся чередующимися в словах к..са, в г...рах, от р..сы. Обычно у кого - нибудь из учащихся возникает вопрос, как отличить корни с чередованием от корней с проверяемыми гласными. Говорю, что они должны знать наизусть весь список чередующихся корней.

Когда в результате тщательной проверки все корни записаны правильно, переходим к обобщениям:

- От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием?

-Назовите корни, правописание которых зависит от лексического значения слова.

-В каких корнях правописание гласной зависит от ударения?

- В каких корнях правописание гласной зависит от последующего суффикса? - Назовите слова с чередующимися корнями, правописание гласной в которых надо запомнить.

Даю задания и в плане подготовки к ОГЭ:

-Замените глагол стилистически нейтральным синонимом в словосочетании подскочили от радости.

- Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «присоединение».

-Выпишите слова, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

12

-Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

К корням с чередованием обращаемся и при изучении других тем синтаксиса. Например, изучая двусоставные и односоставные

предложения, можно выполнить такое упражнение.

Упражнение 2.

Выт..рал, но так досуха и не выт..р, разб..рал записи, зап..рать шкатулку было нетрудно, а отп..реть не уд..лось, пот..ряли ключи, выж..гать по дереву, он выж..г свое имя, подст..лить коврик, заст..лать постель, подб..решь аккомпанемент, шел по г..рам, бл..стающий мир, соч..тание красок, зам..реть от восторга, к..сой дождь, откл..нился от курса, переходный возр..ст.

Даю задание списать словосочетания, вставив пропущенные буквы.

Задаю классу вопросы:

-В каких словах с пропущенными буквами безударная гласная корня проверяется ударением?

-Какие фрагменты можно представить как отдельные предложения?

-Определите виды односоставных предложений.

Задания для подготовки к ОГЭ:

-Замените словосочетание «замереть от восторга», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

-Найдите и выпишите эпитет.

Упражнение 3.

При изучении орфографии использую такой эффективный прием, как составление учащимися текстов на определенные правила правописания. Вот один из текстов:

Близилась ночь. Звезды сверкали, как будто посеребре..ые. Все спали, даже свежеподкова..ая лошадь в конюшне выстрое..ой в прошлом месяце. Тем временем к каме..ому дому стоявшему на морском берегу крались две тени. Это были двое грабителей разыскиваемых полицией. Они рассчитывали остановиться на время в заброше..ом доме и хорошенько спрятать награбле..ое.

Песча..ая дорожка, по которой двигались тени, вела к дому с железной крышей казавшейся серебря..ой в лунном свете.

Подойдя к дому один и них достал из кармана нож с берестя..ой ручкой и поковырявшись им в скважине открыл массивную дверь.

13

Войдя в дом двое наших знакомых бросили на хлипкий деревя..ый пол кожа..ый чемодан и рухнув на валявшиеся на полу соломе..ые тюфяки заснули сном неви..ых младенцев.

Даю задание:

-Спишите текст, вставьте Н или НН. Обозначьте суффиксы прилагательных и причастий.

-Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

Задания для подготовки к ОГЭ:

-Выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от глухости - звонкости последующей согласной.

-Замените словосочетание к каменному дому, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Задания по синтаксису.

В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца.

- В выделенном предложении подчеркните грамматические основы, укажите тип связи между частями сложного предложения

Как показывает практика, наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие знания учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение таких упражнений позволяет и отработать навыки по новому материалу, и повторить уже изученные правила.

Традиционная система упражнений направлена на освоение практической грамотности, поэтому предлагаю ученикам вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания, выбрать верный вариант написания слов, исправить ошибки. Экзаменационные материалы содержат текст, в котором не пропущено ни одной буквы, ни одного знака препинания. Ученики должны выбрать из предложений слово, соответствующее тому или иному правилу, указать цифру, обозначающий тот или иной знак препинания в простом или сложном предложении. Проверяется умение объяснить то или иное написание, постановку того или иного знака препинания и, что, может быть, даже труднее, требуется найти слово или предложение, написание которого объясняется именно так, как сказано в задании. В каждом классе есть ученики, которые старательно учат правила, но все равно делают

14

ошибки, для них такой формат экзамена спасителен. Но есть и такие, кто пишет, не задумываясь и не вспоминая правил, но довольно грамотно. Такая форма экзамена ставит их в сложное положение: им придется научиться делать то, в чем для ни нет практической необходимости. За отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в изложении и сочинении они получат максимум баллов в соответствии с критериями, а из-за неумения находить слова на определенное правило и на неузнанные пунктограммы могут потерять баллы. И хотя практическая грамотность для нас важнее, чем умение найти в тексте слово с заданной орфограммой, и подготовка к экзамену не должна превращаться в натаскивание на выполнение определенного типа заданий, все же знакомлю учеников с тренировочными вариантами экзаменационных работ и особо останавливаюсь на орфографических «поисковых» заданиях.

Формулировки правил в таких заданиях могут оказаться непривычными для учеников, а иногда даже кажутся нарочито запутанными. Поэтому практикуемся в пересказе и упрощении формулировок.

Кроме пересказа и редактирования использую и другие виды работы по подготовке орфографической части экзамена. Эффективным бывает упражнение по формулированию заданий с последующим обсуждением. Заранее нужно условиться, что в формулировке должна называться морфема, в которой содержится орфограмма, для суффикса указывается часть речи, обязательно называется условие выбора нужной буквы. Например, ученики так «загадали» слово замереть : 1)выпишите глагол в неопределенной форме с приставкой; 2) выпишите глагол в неопределенной форме с чередованием гласных в корне; 3) выпишите слово с чередованием е-и в корне. Ясно, что первая формулировка вообще не имеет отношения к орфографии, вторая в целом верна, но в ней содержится избыточная информация, а третья отвечает всем необходимым условиям.

Иногда видоизменяю задание, предлагая ученикам сформулировать все возможные орфографические загадки для данного слова. Это получается, если слово подходит для такой работы, например: припарковаться, протяженный, безболезненный, предвидевший.

Вот один из вариантов выполненного задания.

Найдите: а) слово, в котором правописание приставки определяется тем, что она обозначает присоединение, приближение;

б) слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;

3)глагол, написание ь в котором объясняется тем, что этот глагол стоит в неопределенной форме.

15

О заданиях по синтаксису и пунктуации в тестах ОГЭ.

Задание № 7 ясно: нужно заменить словосочетание, построенное на основе какой-либо подчинительной связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи и записать полученное словосочетание. Здесь учащихся иногда затрудняют случаи замены словосочетания со связью управление словосочетанием со связью примыкание (говорить с волнением - говорить взволнованно). Отрабатываем все случаи трансформации словосочетаний.

В задании № 8 требуется найти и выписать грамматическую основу. Это понятно, но непросто, учащиеся встречаются с трудностями: нужно правильно определить границы основы, не потеряв именную часть составного сказуемого и не приписав дополнение к простому, помнить, что подлежащее может быть выражено словосочетанием, а может вообще отсутствовать в односоставном предложении, грубой ошибкой является смешение подлежащего с дополнением в винительном падеже, подчеркиваю, что важно заметить однородные подлежащие и сказуемые и выписать все. Все эти трудности, «подводные камни» пытаемся преодолеть, работая регулярно с заданиями, подобными заданиям ОГЭ. Чтобы правильно выполнить задания №9, повторяем все случаи обособления определений и обстоятельств, включая обороты с несмотря на и сравнительный, а не только обособление причастных и деепричастных оборотов. Советую девятиклассникам на черновике составлять схемы предложений, чтобы проверить правильность постановки знаков препинания.

Задание № 11 , где цифрой требуется указать количество грамматических основ, гораздо проще, но и тут надо быть внимательным: не принять за отдельное предложение в составе сложного деепричастный оборот или одно из однородных сказуемых

В заданиях по пунктуации № 12 в предложениях пронумерованы знаки препинания, и требуется выписать цифру или цифры, обозначающие запятые в простом осложненном, сложносочиненном или сложноподчиненном предложении. Здесь у учеников возникают затруднения. Некоторых ставит в тупик ситуация, когда одна запятая выполняет сразу две функции, например, закрывает причастный оборот и разделяет части сложного предложения. (Девочка поправила шляпку, сползшую на глаза, и все сразу узнали вчерашнюю гостью). Другие, невнимательно прочитав задание, путают термины сложносочиненное и сложноподчиненное, обстоятельство и определение. Учу учеников подчеркивать и медленно читать главное слово в задании, выделять грамматические основы и обводить в кружок союзы, соединяющие части сложного предложения, чтобы не перепутать сложносочиненное предложение с простым, осложненным однородными сказуемыми или обособленными членами.

16

Задания № 13, 14 сформулированы иначе: нужно найти в тексте сложное предложение с различными видами связи (сочинительной или подчинительной) или бессоюзное предложение, предложение с однородными придаточными, с параллельным или последовательным подчинением придаточных предложений. Учимся составлять схемы сложных синтаксических конструкций, разбирая наиболее трудный случай -отсутствие союза во втором придаточном при однородном подчинении.

Многие задания теста ОГЭ содержат материал по синтаксису и пунктуации - разделам науки о языке, изучаемым в 8-х и 9-х классах, то есть именно тогда, когда должна вестись наиболее интенсивная подготовка к экзамену. Поэтому стараюсь организовать обучение русскому языку таким образом, чтобы сочетать освоение новых тем по синтаксису и пунктуации с систематическим повторением пройденного ранее, главным образом орфографии. Важно не упустить ни одного из значимых орфографических правил, а к наиболее трудным для учеников темам нужно успеть обратиться не однажды. Поэтому особенно серьезно отношусь к планированию в 7-х, 8-х и 9-х классах, продумывая темы для повторения.







17

Литература

1. Волкова А. В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе. М., 2010.

2. Мостакова Т. В. Учимся подбирать синонимы. М., 2010.

3.Костомарская И. В. Тесты и задания по культуру речи. М., 1991.

4. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? М., 1998.

5. Галкина Н.Н.Карточки по синтаксису. М., 2010.

6. Давыдова Е. В. Тренировочные задания при подготовке к ЕГЭ. М., 2010.




© 2010-2022