Тема: урок – суд над Раскольниковым

Тема: урок – суд над Раскольниковым   Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся   Оборудование: текст Романа Ф.М.Достоевского” Преступление и наказание”, деревянный молоточек, судьи.   Тип урока: урок-суд, урок рассуждение, урок анализ.   Проблемный вопрос: Виновен?                   Не виновен?   Участники урока – суда: 1.       Судья 2.       Прокурор (обвинитель) 3.       Адвокат (защитник) 4.       Мармеладов 5.       Соня Мармеладова 6.       Дуня (Авдотья Романовна) Раскол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: урок - суд над Раскольниковым

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся

Оборудование: текст Романа Ф.М.Достоевского" Преступление и наказание", деревянный молоточек, судьи.

Тип урока: урок-суд, урок рассуждение, урок анализ.

Проблемный вопрос: Виновен? Не виновен?

Участники урока - суда:

  1. Судья

  2. Прокурор (обвинитель)

  3. Адвокат (защитник)

  4. Мармеладов

  5. Соня Мармеладова

  6. Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова

  7. Лужин

  8. Раскольников

  9. Разумихин

  10. Секретарь суда

Ход урока

Соответствующим образом расставлены парты, на одной из них роман Достоевского - на нем свидетели будут давать клятву говорить правду и только правду, ничего, кроме правды. Судьи в маньтиях и колпаках.

Секретарь суда: прошу встать, суд идет.

(Входит судья и занимает место в центре)

Сегодня на заседании Петербургского городского суда рассматривается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона Раскольникова по обвинению в убийстве коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Елизаветы Ивановны и ограбления оных. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Обвинительная речь. Прокурор.

- Родион Романович Раскольников обвиняется в убийстве Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны. На этот шаг его толкнула выдвинутая им так называемая теория "двух разрядов". Подсудимый делит людей на обыкновенных и необыкновенных - гениев. Само основание этого деления выдает его ненасытное и необузданное тщеславие, так как себя он относит к "высшему разряду". Но теория "двух разрядов", с помощью которой подсудимый пытается обосновать и оправдать свое преступление, сама уже есть преступление. Взгляды Раскольникова насквозь пронизаны противоречиями.

Первое: Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова или сестру его, как отнесется к этому подсудимый?

Второе: Что он сделает, если кто-нибудь другой сочтет Раскольникова за "вошь" и решит его убить, чтобы "свое новое слово" сказать? Всегда ведь среди "необыкновенных" найдутся желающие попасть в еще более "необыкновенное".

Третье: Если бы на месте Елизаветы Ивановны оказалась сестра, мать преступника, убил бы их?

Следовательно, в теории нужны исключения для родственников подсудимого? А для детей? Но тогда ведь и лопнет вся монолитность бесчеловечного деления людей на два разряда. Опираясь на ложную теорию, Раскольников считал, что отвечать за свое преступление может и должен он один. Но жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В результате пострадали невинные люди - его родные и близкие. Господа критики пытаются оправдать преступление, назвав его индивидуалистическим бунтом Раскольникова против существующего строя. Они считают, что подсудимого толкнула на это тяжелое преступление нужда. Но на самом деле - это не бунт. Это эксперимент, в котором один человек.

Хотел убедится, сможет ли он убить другого. Раскольников не помышлял о собственном благополучии и шел на убийство сознательно: само преступление уже давно совершилось в его уме. Оно не может быть оправдано. Обвинение требует для подсудимого Раскольникова высшей меры наказания.

Секретар суда: для свидетельских показаний в суд приглашены свидетели как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

Вопросы свидетелям:


  1. Следователь Порфирий Петрович

Обвинитель:

Как вы пришли к выводу, что убийство коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Елизаветы Ивановны совершил бывший студент Родион Раскольников?

  1. Мармеладов

Защита:

Что вы можете рассказать о Родионе Раскольникове? Каков он человек?

  1. Авдотья Романова Раскольникова

Обвинения:

Как вы думаете, что толкнуло

вашего брата на убийство?

Защита:

  1. Лужин Петр Петрович:

Обвинение:

Что вы можете рассказать о Раскольникове?

  1. Соня Мармеладова

Обвинения:

Что вас свело с Раскольниковым? Как вы

отнеслись к тому факту, что Раскольников

совершил убийство? Почему не донесли

на него полиции?

Защита:


  1. Разумихин:

Защита:

Ваше сообщение суду о подсудимом. Что вас связывало?

Секретарь суда: Слово, последнее слово, предоставляется подсудимому Родиону Раскольникову;

Что толкнуло вас на преступление? Расскажите о своей теории. Почему вы не воспользовались украденными деньгами? Что заставило вас прийти с повинной?

Секретарь суда:

Слово для защиты предоставляется адвокату.

Адвокат. Защитная речь.

- Что заставило господина Раскольникова пойти на преступление? По показаниям сестры подсудимого, прислуги мы видели, в каком бедственном положении он оказался: без средств к существованию, без любимого дела, без близких и родных друзей. Толчком послужило благополучное, на первый взгляд, письмо матери. Но любящее сердце сына умело читать между строк. Он увидел вместо ожидаемого счастливого замужества сестры - жертву, совершаемую ради него, вместо уверений в относительном благополучии - полунищенское существование семьи…

Господа судьи, примите во внимание то, что деньги убитой старухи Раскольников хотел употребить не для себя, а для других, он считал, что сумеет сделать тысячи добрых дел. Он даже не воспользовался украденными ценностями…

раскольников мучается, страдает… у него глубокая, добрая, чуткая душа. Он горячо любит родных, не раздумывая, по движению сердца, отдает последние деньги семейству Мармеладовых, вступается за обиженную девочку. По показаниям Разумихина, мы видим, как Раскольников помогал бедному чахоточному товарищу, содержал его в течении полугода…

Суд также должен принять во внимание тот факт, что господин Раскольников явился повинной…

Учащиеся, они же присяжные, передают каждый судье записку с решением - "виновен", "не виновен". Судья занимается подсчетом голосов.

Учащиеся категоричны и бескомпромиссны: пятнадцать лет каторги усиленного режима с пожизненным выселением из столицы. Решение мотивировали: совершено преступление, лишившее двух человек, неважно в данном случае каких, - и это главное.

Итог урока:

Привлечь внимание учащихся к написанному на доске тексту стихотворения белорусского поэта В.Дашкевича:

Как не просили бы,

Не грозили

И не ругали бы исступленно

Я все равно бы в музее человека

На самое видное место положил топор Раскольникова Родиона,

Чтобы и старый, и малый

Глядели на окровавленный обух,

Чтоб в глубине глаз никогда

к силе слепой, вероломной

гнева огонь не погас,

да что топор,

террористическая бомба…

хоть встань в пространстве

со звездами вровень,

все равно никак, никогда

не уменьшить цены человеческой крови.

Вопросы к учащимся:

Согласны ли вы с поэтом, когда он говорил о топоре Раскольникова как символе "слепой вероломной силы"?

Какие идеи романа "Преступление и наказание" В.Дашкевич считает современными?

Дополняя ответы учащихся, зачитать высказывание артиста Г.Тараторкина, исполнителя роли Раскольникова в фильме "Преступление и наказание":

Мы живем в сложное, драматическое время… в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.



© 2010-2022