Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Руководитель ШМО русского языка и литературы

_________ И.Г.Яншаева

протокол №____

от «____»___________ года

Согласовано

Заместитель директора

________ М.В.Петрова

«_____»_________201__год


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 32»

________ З.Я.Ишбаев

Приказ о введении в действие

№ ___от «___» августа 201_года



Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

9 класс (г)

на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов

общеобразовательных учреждений. Автор- С. И. Львова - М: « Мнемозина», 2009 г



Составитель: учитель русского языка и литературы Алексеева Е.А.



Год составления программы: 2015.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 № 603) на 2015-2016 учебный год и программы основного общего образования по русскому языку в 5-11 классах С. И. Львова - М.: « Мнемозина», 2009 г

Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности учащегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.


Цели и задачи учебного предмета
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • Дать понятие об особенностях сложного предложения; различать виды простых и сложных предложений; проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения; применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации;

  • Расширить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, по фонетике и орфоэпии, морфологии, словообразованию, лексикологии и фразеологии;

  • Формировать навыки речевой деятельности;

  • Проводить подготовку к Государственной итоговой аттестации( ГИА)


Ценностные ориентиры учебного предмета.

Ведущее место предмета « Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа , средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучения по другим предметам .

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №32» на 2015-2016 учебный год предмет «Русский язык» изучается в объеме 2 часа в неделю, рассчитан на 33 учебные недели, что составляет 66 часов в год.


Название раздела

Коли-чество часов



Развитие речи

Конт-роль

1.

Русский литературный язык

3

1


2.

Повторение изученного в 5 - 8 классах

5


1

3.

Текстоведение

6

2


4.

Сложное предложение

1



5.

Сложносочинённое предложение

4

2


6.

Сложноподчинённое предложение

21

5

1

7.

Бессоюзное сложное предложение

7

1

1

8.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

7

1


9

Синтаксические конструкции с чужой речью

5

2


10

Повторение изученного в 9 классе

7

3

1


Итого

66

17

4









Содержание тем учебного курса «Русский язык»

9 класс 66 часов


Русский литературный язык 3 (2+1)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.
Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Виды лингвистических словарей (обобщение).
Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура Поведения человека.
*Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5 - 8 классах 5 (4+1 ч)

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.
Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Текстоведение 6 (4+2ч)

Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацeв, достоверность фактического материала и др.
Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.
*Анафора как риторическая фигура речи.
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения
Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.
Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.
Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.
Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.
Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение (45 часов)

Сложное предложение (1час)
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Сложносочиненные предложения 4 (2+2 ч)

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложносочиненного предложения.
*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).

Сложноподчиненные предложения21 (15+6 ч)

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.
Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). *Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике. *Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.
Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.
Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

Бессоюзные сложные предложения 7 (5+2ч)

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

Сложные предложения с различными видами связи 7 (6+1 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксические конструкции с чужой речью 5 (3+2 ч)

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.
*Несобственно-прямая речь
Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.
Повторение изученного 7 (3+4 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение.Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер - "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

В результате изучения русского языка выпускник должен

Знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы приводя нужные примеры;

  • производить все виды разбора;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы русского языка ;

По пунктуации:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,

  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор.

  • уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Литература

Для учащихся


  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. - М.: Мнемозина, 2013

  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. - М,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).

  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010.

  • Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).

  • Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для учащихся общеобразоват учреждений. - М.: Мнемозина, 2010.

  • Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват учреждений. - М.: Мнемозина, 2010.

  • С.И.Львова.. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. - М.: Мнемозина, 2005.

  • С.И.Львова. Краткий орфографический словарь школьника с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2008.

  • С.И.Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника. Пособие для учащихся 5-11 классов. - М.: Мнемозина, 2009.

Для подготовки к ГИА

  • Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).

  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. - М,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).

  • Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. - М.,Эксмо, 2009

  • Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные задания. 9 класс. - М.,Эксмо, 2009

Для учителя

  • С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.

  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.

  • Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». - М.: Мнемозина, 2009.

  • Дейкина А. Д. Пахнова Т. М.. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы., -М.: Аркти, 2000.

  • Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации. - М., 2004.

  • Львова С.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. - М., 2005.

  • Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. - М.,Эксмо, 2009.

  • Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные задания. 9 класс. - М.,Эксмо, 2009.

  • Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // Интернет-ресурс. URL: school-collection.edu.ru/

  2. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны// Интернет-ресурс. URL: saharina.ru

  3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам// Интернет-ресурс. URL: rus.reshuege.ru/.

  4. Русский язык. Издательский дом «Первое сентября» // Интернет-ресурс. URL: 1september.ru/ru/main.htm

  5. Сообщество взаимопомощи учителей // Интернет-ресурс. URL: pedsovet.su/

  6. Справочно-информационный портал «Русский язык» // Интернет-ресурс. URL: gramota.ru/

  7. Федеральный институт педагогических измерений// Интернет-ресурс. URL: fipi.ru

  8. Федеральный портал «Российское образование» // Интернет-ресурс. URL: edu.ru/

Для учащихся:

1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2013.

2. Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 78класс /В.В.Львов. -М.: Дрофа, 2009

3. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. -М.: Просвещение, 2012

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 78класс / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009

6. Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

7. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 7 класс» / И.В.Текучева. -М.: Издательство «Экзамен», 2004

Виды контроля.

1. Предварительный контроль (обычно проводится в начале учебного года, триместра . Цель-диагностика: установить, в какой мере сформированы у обучающихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета, установить, что сохранилось и что "улетучилось" из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.)

2. Текущий контроль (непрерывное отслеживание информации о качестве усвоения отдельных этапов учебного процесса , внешний стимул обучающихся , побуждающий их систематически заниматься).

3. Тематический контроль (проводится по завершении изучения большой темы):

4. Итоговый контроль (контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени, охватывающий основной учебный материал: зачеты, тестирование,классные сочинения и домашние сочинения


Методы контроля.

- Обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формы текущего контроля

  • тест;

  • диктант / диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное, сжатое изложение сочинение повествовательного характера на заданную тему;

  • письменный ответ на вопрос проблемного характера;

  • сочинение по картине;

  • рассказ о случаях из жизни,

описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине

  • устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

проведения

Корректировка даты

Русский литературный язык 3 часа

1

Понятие о литературном языке. Языковая норма и ее признаки. Нормы русского литературного языка Виды норм.

1

2

Культура речи как раздел лингвистики. Понятие экологии языка.

1

3

Р.р. Обучающее сжатое изложение. (упр.115)

1

Повторение изученного в 5 - 8 классах 5 часов

4

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

1

5

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

1

6

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

1

7

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

1

8

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1

Текстоведение 6 часов

9

Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста.

1

10

Основные средства связи предложений в тексте.

1

11

Р.р. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению.

1

12

Р.р. Обучающее сжатое изложение «Лувр».

1

13

Рассуждение как тип речи и его виды.

1

14

Рецензия, отзыв. эссе как речевые жанры.

1

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение 45 часов

15

Сложное предложение как единица синтаксиса.

1


16

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки, строение

1


17

Виды сложносочинённых предложений. Знания препинания в сложносочинённом предложении

1


18-19

Р.р. Контрольное сжатое изложение «Медный всадник».(упр.198)

1


20

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки, строение.

1

21

Средства связи частей СПП. Смысловые и стилистические различия СПП с синонимическими союзами.

1

22

Виды сложноподчинённых предложений. Значение сложноподчиненных предложений с придаточным определительным.

1

23

Р.р. Сочинение «Остановись, мгновение!»

1

24

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

1

25

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

1

26

Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения.

1

27

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению «Два портрета».

1

28

Р.р. Контрольное сочинение Два портрета».

1

29

Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия, меры и степени .

1

30

Сложноподчинённые предложения с придаточным цели и условия.

1

31

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия.

1

32

Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным.

1

33

Сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным..

1

34

Р.р. Подготовка к сжатому изложению.

1

35

Р.р. Контрольное сжатое изложение «Садово-парковое искусство».

1

36

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП

1

37

Последовательное подчинение придаточных частей в СПП.

1

38

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

39

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

40

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Виды бессоюзного сложного предложения.

1

41

Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

42

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

43

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

44

Р.р. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.

1

45

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

46

Контрольный диктант с .грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

47

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

48

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи.

1

49

Правильное употребление в речи сложных предложений.

1

50

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на лингвистическую тему.

1

51

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

1

52

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

1

53

Обобщение по теме «Сложное предложение с разными видами связи».

1

54

Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

55

Диалог и его основные виды.

1

56

Р.р. Сжатое изложение «Рябина». (упр.529)

1

57

Цитаты и способы цитирования.

1

58

Р.р. Устное сочинение «Два портрета Ф.И. Шаляпина»

с элементами цитирования.

1

Повторение изученного в 9 классе 7 часов

59

Повторение. Фонетика, словообразование, лексика.

1

60

Трудные случаи орфографии.

1

61

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

1

62

Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса.

1

63

Р.р. Анализ текста.

1

64

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению на лингвистическую тему.

1

65

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению на лингвистическую тему.

1

66

Подготовка к ГИА. Тест по теме «Орфография и пунктуация».

1





© 2010-2022