- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рекомендации по организации контроля за преподаванием русского языка и литературы
Рекомендации по организации контроля за преподаванием русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Близнюк Т.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рекомендации по организации контроля
за преподаванием русского языка и литературы
Основная документация учителя русского языка и литературы.
-
Программы для ОУ, рекомендованные МО РФ по русскому языку и литературе. Замена реализуемых программ и соответствующим им учебников в ходе изучения предметных курсов не допускается.
-
Календарно - тематические планы. Рекомендуется указание необходимого программного и учебно - методического обеспечения. Например, изучение курса русского языка по параллельному учебному комплексу (под ред. М.М. Разумовской - М.: Дрофа, 2008г. Разумовская М.М. и др. Русский язык: 5кл. - М.: Дрофа, 2008г.)
При изменении содержательной части программы, в том числе и при перестановке тем (20%, в соответствии с законом РФ «Об образовании») необходимо сделать обоснование в Пояснительной записке к КТП; концептуальные идеи программы не должны быть нарушены.
Тщательно продуманные календарно - тематические планы позволяют учителю учитывать преемственность и перспективность в обучении.
Существуют разные структуры календарно - тематических планов. С целью совершенствования преподавания предметных курсов «Русский язык» и «Литература» и учетом современных требований к уроку, рекомендуются следующие разделы календарно - тематического плана:
-
№ п/п;
-
раздел и тема программы;
-
количество часов;
-
тема урока (в соответствии с программой);
-
сроки;
-
актуализация опорных знаний, их преемственность.
Продумывая систему работы по изучению темы, учитель должен определить, что знают его ученики по данной теме, обеспечивая тем самым необходимую преемственность в формировании знаний, умений. Кроме того, следует предусмотреть необходимые меры по восполнению пробелов у тех учащихся, которые не усвоили в полном объеме материал программы.
-
развитие речи
Речевые умения должны совершенствоваться на каждом уроке.
-
реализация ХКК ГОС ОО (от 10 до 15%);
( автор, название произведения, страница, вид деятельности );
-
диагностика ЗУНов.
Данный раздел наглядно отражает
-
рекомендуемое число контрольных работ;
-
использование учителем как традиционных форм контроля (диктант, изложение (подробное, сжатое ) сочинение), так и современных технологий, позволяющих интенсифицировать деятельность учащихся ( в т. ч тестирование);
-
учет контингента учащихся;
-
планирование учителем не только итогового контроля, но и текущего.
Рекомендуемая форма календарно - тематического плана не является единственно возможной.
-
Нормы оценок.
Нормы оценок ЗУНов учащихся по литературе (Приказ МП РСФСР от 3.09.1984г. №234). (Отдельные позиции включены в данные рекомендации).
-
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку и литературе (в том числе и малых).
-
Поурочное планирование.
-
Стандарт образования по русскому языку и литературе.
Формы и виды контроля
Знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Виды итогового контроля
Рекомендуемые цели
Диктант
Проверка норм письменной речи, орфографической и пунктуационной грамотности.
Изложение
-
сжатое
-
подробное
-
выборочное
-
с творческим заданием
-
с элементами сочинения
Умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
-
Состояние практической грамотности учащихся
-
Речевое развитие учащихся, их коммуникативная компетенция.
-
Умение создавать собственные тексты разных стилей и жанров.
Сочинение
Сочинение - рассуждение
( в т. ч. на лингвистическую тему )
Умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Тестирование
-
задания с выбором ответа;
-
задания открытого типа с кратким ответом;
- умение извлекать основную информацию из текста при чтении; аргументировать те или иные тезисы; определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи; квалифицировать средства речевой выразительности.
Языковая и лингвистическая компетенция учащихся :
- умение анализировать прочитанный текст с
использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях.
Контрольная работа
(вопросы по теории и практические задания).
Олимпиада
Рефераты
Многоаспектный анализ текста
Текущий контроль
Целесообразно обращение к таким формам работы, которые нацелены на проверку знаний, умений и навыков на промежуточном этапе формирования прочного навыка.
Практическая работа
Решает вопросы проверки ЗУНов, приобретённых ранее и находящихся на этапе совершенствования.
Лабораторная работа
Нацелена на проверку умений самостоятельно приобретать научную информацию (в большей мере, чем практическая работа).
Осложнённое списывание с творческим заданием
Решает вопросы закрепления навыков правописания и формирования умений составлять собственное высказывание.
Сочинение
Изложение с творческим заданием
Контрольная работа
(теория и практика)
Дифференцированный зачёт
Тестирование
Позволяет установить обратную связь и определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме.
Устные сообщения учащихся
Рефераты
Многоаспектный анализ текста:
-
композиционно-содержательный
-
стилистический
-
типологический
-
лингвистический (отдельных элементов текста)
-
орфографический
-
Общеучебные умения работы с книгой.
-
Умение анализа текста.
Формы
Формы текущей аттестации выбираются учителем с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых педагогических технологий и отражаются в календарно-тематических планах.Рекомендуемое число контрольных письменных работ
(сочинений разных жанров) по литературе.
«…в программах по литературе определены основные виды устных и письменных работ, но не оговаривается ни система развития речевых умений, ни система письменных работ, поэтому учитель самостоятелен в выборе методических подходов к реализации требований программы, но он должен обеспечить поступательность и преемственность при обучении разным видам работ, проводить обучающие и контрольные работы по литературе, начиная с 5 класса, опираясь на знания и умения, полученные и сформированные у учащихся при изучении курса русского языка».
Классы
Классные сочинения
Домашние сочинения
5
3
1
6
3
1
7
4
1
8
4
1
9
5
1
10
5
4
11
5
4
«Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе - не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе - не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений)».
(Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. . Дрофа, Москва, 2007 год.)
( ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для ОУ с русским языком обучения )
Рекомендуемое число итоговых
контрольных работ по русскому языку.
Виды работ
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
Диктант с грамматическим заданием
5
5
4
3
2
1
1
Изложение
- подробное
- выборочное
- сжатое
2
2
2
3
3
Сочинение
-повествование
- описание
-- рассуждение ( в т. ч на лингвистическую тему ).
1
1
2
2
2
1
1
Словарные диктанты
4
4
4
4
2
1
1
Письмо по памяти
4
4
4
4
2
1
1
Тестирование
2
2
2
2
2
2
2
Рекомендации даны с учетом форм итоговой аттестации в 9-х, 11-х классах.
Рекомендуемое количество слов в текстах.
Класс
Диктант
Словарный диктант
Изложение (подробное)
Объём сочинения
5
90 -1 00
10 - 15
(15 - 20)
100 - 150
0,5 - 1 стр.
6
100 - 110
15 - 20
(20 - 25)
150 - 200
1 - 1,5 стр.
7
110 - 120
25 - 30
200 - 250
1,5 - 2 стр.
8
120 - 150
30 - 35
250 - 350
2 - 3 стр.
9
150 - 170
35 - 40
350 - 450
3 - 4 стр.
10 - 11
4 - 5 стр.
Количество в контрольном диктанте
Класс
Орфограмм
Пунктограмм
Слов с непроверяемыми орфограммами
5
12
2 - 3
5
6
16
3 - 4
7
7
20
4 - 5
10
8
24
10
10
9
24
15
10
Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3 предыдущих уроках.
Рекомендуемые нормы чтения
Классы
Чтение вслух
Чтение про себя
5 класс
110 - 120
170
6 класс
120 - 140
210
7 - 11 кл.
150
250
.
Рекомендованы следующие нормы оценивания диктантов.
Отметка
Число ошибок ( орфографических и пунктуационных )
Диктант
«5»
0/0 , 0/1, 1/0 ( негрубая ошибка )
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0 ( 3/1 - если ошибки однотипные )
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 ( в 5 кл. ), 6/6 (ели есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8 / 6
«1»
Более, чем за отметку «2»
Словарный диктант
«5»
0 / 0 ошибок
«4»
1 - 2 ошибки
«3»
3 - 4 ошибки
«2»
До 7 ошибок
«1»
Если их больше
Изложение и сочинение
«5»
Допускается
1 негрубая орфографическая или
1 пунктуационная или
1 грамматическая ошибка
«4»
Допускаются
-
2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
-
1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
-
0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».
«3»
Допускается:
-
0 орфографических + 5 - 7 пунктуационных ( с учетом повторяющихся и негрубых );
-
1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;
-
2 орфографические + 3 - 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
-
3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;
-
4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматические
«2»
Допускаются:
-
5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
-
8 и более пунктуационных ошибок ( с учетом повторяющихся и негрубых ) независимо от количества орфографических ошибок.
-
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
Примечания:
-
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
-
Первая оценка ( содержание и речь ) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
-
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке.
-
Количество и название ученических тетрадей.
Предмет
Кол-во тетрадей
5 - 8 класс
Кол-во тетрадей
9 - 10 - 11 класс
Русский язык
Две рабочие тетради.
Одна - для к/работ.
Одна - для работ по развитию речи.
Две рабочие тетради.
Одна тетрадь для к/работ.
Литература
Одна тетрадь.
Одна рабочая тетрадь и тетрадь для к/работ.
2. Требования к оформлению тетрадей.
2.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями (12 - 18 листов). Общие тетради могут использоваться лишь в 7 - 11 классе по литературе (необходимо выполнение больших по объёму работ).
2.2. Надписи на обложке должны выполняться единообразно, с указанием, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика (-цы) 5 класса А
МОБУ сош
_Фамилия, Имя
2.3. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами.
2.4. Писать на отдельной строке название темы урока, темы письменных работ (изложение, сочинение и т.д.).
2.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (упражнение № 18, цифровой диктант, зрительный диктант и т.д.).
2.6. Соблюдать красную строку.
2.7. Для отделения одной работы от другой и для выставления оценки пропускаются 2 строки.
В тетради для контрольных работ должны быть:
-
контрольные диктанты;
-
контрольные словарные диктанты;
-
контрольные изложнения;
-
контрольные сочинения.
Работа над ошибками выполняется в этой же тетради.
В тетради по развитию речи должны быть:
-
все виды обучающих творческих работ;
-
все виды подготовительной работы (план, словарная работа и т.д.);
-
свободные и творческие диктанты.
3. Порядок проверки письменных работ учителями.
3.1. Сроки.
Тетради учащихся по русскому языку, в которых выполняются обучающие, классные и домашние работы проверяются в 5 классе и в I полугодии 6 класса ежедневно, а далее ежедневно лишь у слабоуспевающих, у остальных - раз в неделю, далее (9 - 11 класс) - раз в две недели.
Контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку.
Контрольные изложения и сочинения проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через неделю.
3.2. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
-
учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик (ошибки в работах слабых учащихся исправляются учителем);
-
все ошибки выносятся на поля, при оценивании группируются;
-
при проверке изложений и сочинений отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фонетические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические (Ф, Л, Р, Г);
-
проверив диктант, изложение или сочинение учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывает количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок; в изложениях, сочинениях ошибки группируются по схеме:
Ф- Л - Р
О - П -Г
3.3. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. Проверяется обязательно.
3.4. Отметка выставляется без кавычек, без знака минуса.
3.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
3.6. Отметка за ведение тетради выставляется в журнал один раз в четверть в отдельную колонку без даты.
Рекомендации по оформлению журналов.
-
Тема урока записывается в соответствии с Программой.
-
При записи темы урока рекомендуется учитывать характер, вид контрольной работы:
-
Контрольное сочинение - рецензия…
-
Контрольное подробное изложение…
-
Контрольная работа и использованием тестовых заданий с выбором ответа (с кратким ответом, с развёрнутым ответом).
-
Обучающее сочинение…
-
-
За обучающие письменные работы в журнал выставляются отметки по усмотрению учителя (неудовлетворительные оценки не выставляются).
-
За малые формы контрольных работ (словарный диктант) не рекомендуется выставлять оценки в отдельную колонку.
-
5. В 5-11-х классах отметка за грамотность в творческой работе по литературе выставляется на странице «Русский язык» в отдельную колонку с указанием даты. (Сочинение по литературе
-
Запись в журнале реализации Хабаровского краевого компонента «ХКК ГОС» (перед записью темы урока).
-
В графе «Домашнее задание указывается содержание, объём, характер домашнего задания.
-
Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается.
-
Рекомендации по отдельным предметам
-
Русский язык и литература
-
-
-
Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).
-
10 класс - 6;
-
11 класс - 7 (6 + 1 предэкзаменационное).
-
Примечания:
-
1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в журнал две оценки в одну клетку.
-
2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляются в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык».
-
3. Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).
-
Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, составленным на основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации.
-
Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.
-
12