Урок русского языка Буквы е-и в корнях с чередованием

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: буквы е-и в корнях с чередованием

Цели урока:

сформировать представления о написании букв е - и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;

закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со следующего слайда.

Взгляните на слайд. Что вы видите? Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

- Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И в корнях с чередованием. Запишите тему урока «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

Прежде чем сформулировать цель нашего урока, спишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Слайд

Учитель: Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?

Ученики: Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас

Учитель: Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях.

Ученики: Замена одного звука другим. Написание гласных будет зависеть от последующих согласных. (Ученики проговаривают правило; после чего графическое изображение данного правила демонстрируется на Слайде ).

Посмотрите еще раз на тему урока.

- Давайте подумаем, какова цель урока?

-А что мы должны уметь в конце урока?


Обратите внимание на слайд.

Наблюдение

СобИрать-собЕру

ЗапИрать-запЕреть

ОтдИрать-отдЕру

ЗамИрать-замЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

-Посмотрите на доску, можно ли эти слова назвать однокоренными?

-Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.

-Попробуйте сделать вывод о написании корней с чередованием.

- Сравним наш вывод с формулировкой учебника.

Чтение правила с. 139.

Закрепление пройденного.

Запись правила - шутки

- А теперь я хотела бы вам предложить шутливое правило для лучшего запоминания.

Если после корня -А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? ВытИрай!

- Запишем в тетрадь.

Лингвистическая физминутка. А сейчас я буду читать предложения, ваша задача услышать слово с чередующейся гласной в корне, если оно будет писаться через И вы должны будете хлопнуть.

«Хлопок». Слово с И - хлопок.

  1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день.

  2. Смерть чинов не разбирает.



  1. Солдат службы не выбирает.



  1. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.



  1. Кто детям потакает, сам слезы вытирает.



  1. Не силой дерутся - умением.



  1. Не задирай нос высоко - споткнешься.

- Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?

Продолжим закрепление алгоритма изученного нами правила. Обратите внимание на слайд, спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и распределив их в два столбика: в правый столбик - с буквой Е, в левый столбик - с буквой И.

Натирать пол, Убирать квартиру, Запереть дверь, Вытереть посуду, Замер от ужаса, Протирать глаза, Уберешь посуду, Вытирать окна, Собирать грибы, Запирать на замок.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа по парте выполненную работу.

Проверка на слайде.

Работа с текстом.

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Теперь перейдем к тексту и поработаем со всеми корнями с чередованием, которые уже знаем.

- Перед вами панорама нашего любимого города, это наша родина, наши исторические корни.

- Прослушайте текст. Текст есть у вас на партах.

Над Южно-Сахалинском разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик..снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Город, озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.

(О красоте родного города)

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?

(Патриотизм)

-Словарная статья из словаря С. И. Ожегова

Патриоти`зм

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.

- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот

- Определим тип и стиль текста.

- Выпишите предложения, в которых есть слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните их, выделите корень, объясните их написание.

Учитель: Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?

Ученики: Выполняя задания самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Спишите слова с пропущенными буквами, выделите корень. Слайд

  1. Постелить, запереть, блестит, избирать; обдирает, стереть, берут, поджигает; умереть, напирает, вытирает, блистает.

Итог урок. Рефлексия.

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

Чемодан, Мясорубка,Корзина

На Доске Вывешиваются Рисунки Чемодана, Мясорубки, Корзины.

Чемодан - Всё, Что Пригодится В Дальнейшем.

Мясорубка - Информацию Переработаю.

Корзина - Всё Выброшу.

Ученикам Предлагается Выбрать, Как Они Поступят С Информацией, Полученной На Уроке.

Выборочный диктант.

- Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, кто автор этих строк.

На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…

Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.

Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.

Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце замерло, дрожит.

Конь упирается, дрожит…

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.



© 2010-2022