- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Буквы е-и в корнях с чередованием
Урок русского языка Буквы е-и в корнях с чередованием
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева Л.А. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Тема: буквы е-и в корнях с чередованием
Цели урока:
сформировать представления о написании букв е - и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;
закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со следующего слайда.
Взгляните на слайд. Что вы видите? Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.
-Почему?
( Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
- Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И в корнях с чередованием. Запишите тему урока «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?
(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)
Прежде чем сформулировать цель нашего урока, спишите слова и вставьте пропущенные буквы.
Слайд
Учитель: Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?
Ученики: Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас
Учитель: Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях.
Ученики: Замена одного звука другим. Написание гласных будет зависеть от последующих согласных. (Ученики проговаривают правило; после чего графическое изображение данного правила демонстрируется на Слайде ).
Посмотрите еще раз на тему урока.
- Давайте подумаем, какова цель урока?
-А что мы должны уметь в конце урока?
Обратите внимание на слайд.
Наблюдение
СобИрать-собЕру
ЗапИрать-запЕреть
ОтдИрать-отдЕру
ЗамИрать-замЕреть
БлИстать-блЕстеть
ЗастИлать-застЕлить
-Посмотрите на доску, можно ли эти слова назвать однокоренными?
-Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.
-Попробуйте сделать вывод о написании корней с чередованием.
- Сравним наш вывод с формулировкой учебника.
Чтение правила с. 139.
Закрепление пройденного.
Запись правила - шутки
- А теперь я хотела бы вам предложить шутливое правило для лучшего запоминания.
Если после корня -А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? ВытИрай!
- Запишем в тетрадь.
Лингвистическая физминутка. А сейчас я буду читать предложения, ваша задача услышать слово с чередующейся гласной в корне, если оно будет писаться через И вы должны будете хлопнуть.
«Хлопок». Слово с И - хлопок.
-
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
-
Смерть чинов не разбирает.
-
Солдат службы не выбирает.
-
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
-
Кто детям потакает, сам слезы вытирает.
-
Не силой дерутся - умением.
-
Не задирай нос высоко - споткнешься.
- Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?
Продолжим закрепление алгоритма изученного нами правила. Обратите внимание на слайд, спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и распределив их в два столбика: в правый столбик - с буквой Е, в левый столбик - с буквой И.
Натирать пол, Убирать квартиру, Запереть дверь, Вытереть посуду, Замер от ужаса, Протирать глаза, Уберешь посуду, Вытирать окна, Собирать грибы, Запирать на замок.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа по парте выполненную работу.
Проверка на слайде.
Работа с текстом.
- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Теперь перейдем к тексту и поработаем со всеми корнями с чередованием, которые уже знаем.
- Перед вами панорама нашего любимого города, это наша родина, наши исторические корни.
- Прослушайте текст. Текст есть у вас на партах.
Над Южно-Сахалинском разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик..снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Город, озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.
(О красоте родного города)
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?
(Патриотизм)
-Словарная статья из словаря С. И. Ожегова
Патриоти`зм
Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.
- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?
Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот
- Определим тип и стиль текста.
- Выпишите предложения, в которых есть слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните их, выделите корень, объясните их написание.
Учитель: Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?
Ученики: Выполняя задания самостоятельно.
Самостоятельная работа.
Спишите слова с пропущенными буквами, выделите корень. Слайд
-
Постелить, запереть, блестит, избирать; обдирает, стереть, берут, поджигает; умереть, напирает, вытирает, блистает.
Итог урок. Рефлексия.
- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.
Чемодан, Мясорубка,Корзина
На Доске Вывешиваются Рисунки Чемодана, Мясорубки, Корзины.
Чемодан - Всё, Что Пригодится В Дальнейшем.
Мясорубка - Информацию Переработаю.
Корзина - Всё Выброшу.
Ученикам Предлагается Выбрать, Как Они Поступят С Информацией, Полученной На Уроке.
Выборочный диктант.
- Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, кто автор этих строк.
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.
Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…
Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.
Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце замерло, дрожит.
Конь упирается, дрожит…
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.