Технологическая карта урока русского языка Гласные буквы после шипящих

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Гласные буквы после шипящих». 5 класс.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шкуро Вера Васильевна


Учебный предмет

Класс

Автор УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

5

Русский язык. 5 кл Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева и др.

«Русский язык. Теория » 5-9 класс. Авторы: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

«Гласные буквы после шипящих»

Урок «открытия» нового знания.

Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Повторить правописание и,у,а после шипящих. Формировать навык нахождения в словах орфограммы «Гласные 0 - Ё после шипящих», уметь графически обозначать её, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Употреблять слова на изучаемую орфограмму в речи в соответствии с речевой ситуацией.


\

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Выбери из предложенных вырезанных смайликов с различным выражением лица того, кто соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется смайлик, который выбрали большинство ребят.

Готовятся к работе, выбирают смайлики.

Записывают в тетрадях число, затем пропускают строчку для темы урока и пишут: Классная работа.

Личностные.

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1.Организует повторение знаний, закрепление умений.

Исправь ошибку в ответе ученика.

В корне слова померить (друзей) надо писать гласную Е, потому что проверочное слово мерить.

- Над какой орфограммой вы работали?

1. Повторение орфограммы «И, у, а после шипящих». Диктует слова: Живой, живопись, жилка, шинель, ширина, вершина,чайка, счастье, печальный, чувство, чудесно, щука. Образец выполнения:

И У А

Жить щука чаща

Выполняют задания, определяя лексическое значение слова, подбирая правильное однокоренное слово - мир.

Делают вывод: чтобы правильно написать безударную гласную, надо обращать внимание на лексическое значение слов.

Вспоминают правило и пишут распределительный диктант

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

Падающие жЁлтые листья напоминают мне детский шёпот.

- Скажите, какую гласную вы будете писать в словах жёлтые и шёпот после шипящих Ж и Ш?

- Что вызвало у вас затруднение?

- А теперь подберите проверочное слово, вернее, однокоренное.(Желтеть, шепчет)

Значит, какую гласную вы вставите в слова Жёлтый, шёпот?

Как называются согласные Ж, ч, ш,щ? (шипящие).

А теперь постарайтесь правильно сформулировать тему и цели урока.

-- Сформулируйте проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы, решают лингвистическую задачу. Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.)

Формулирование проблемы (П - лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 447 и подобрать такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.

  2. Предлагает рассмотреть слова, данные справа: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, трещотка, чащоба.

- Какой звук произносится в этих словах, а какой пишется?

- Сформулируйте правило на изучаемую орфограмму.

-Сравните своё правило с тем, что в учебнике.

Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод и составляют алгоритм :

  1. Найду в слове изучаемую орфограмму.

  2. Поставлю ударение.

  3. Подбраю однокоренное слово с е и пишу в корне Ё.

  4. Если нельзя подобрать однокоренное слово с Е, пишу в корне О.

  5. Если слово заимствованное, пришедшее в русский язык из других языков, и в ударных и в безударных слогах пишу О: шорты, шомпол, шоссе, капюшон, шоколад, жокей, шофёр.

.Участвуют в словарно-лексической работе. Работают со словарями, находят незнакомые слова и читают их лексическое значение

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися алгоритма действия в выборе правильной буквы словах с изучаемой орфограммой.

Развивать умения выбора орфограмм.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.


Учитель организует физминутку.


1.Работают с учебником в группе. Составляют словосочетания со словами, находящимися справа.

2. Распределяют слова по видам орфограмм:

1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

2) Гласные и, у, а после шипящих.

3) Ё после шипящих.

4) О после шипящих.

Каждая группа записывает по 5 примеров на каждый вид орфограмм.

Работают в паре, выполняя упр. 445. Записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.

Придумывают и записывают 2 предложения со словами, которые надо запомнить.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная творческая работа):

Составить небольшой текст, употребив слова на изученную орфограмму.

(В глубине сада, где растут кусты крыжовника, я увидел обжору Мишку. Я тихо пробрался поближе к нему и тихо позвал его. Он, видимо, не слышал ни шёпота, ни шороха. Занят был поглощением сочных ягод крыжовника. Я решил подшутить над ним и громко закричал. Мишка в шоке свалился на грядки. Выпачкал и порвал шорты. Сильно расстроился. Я стал успокаивать его, пообещал зашить шорты, ведь они только по шву распоролись. А делать ровный шов я давно научился).

Все учащиеся должны обозначить изучаемую орфограмму.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Коммуникативные

  1. Свободно излагать свои мысли

  2. Слушать и слышать других, быть готовым к корректировке своей точки зрения.

  3. Вести диалог и приходить к к общему решению в совместной деятельности.

  4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.450).

  1. Списать текст. Продолжить его 2-3 скороговорками. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.

  2. Списать текст. Продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить условия выбора изученной орфограммы. Выполнить 2 разбора на выбор.

  3. Списать текст. Графически обозначить условия выбора изученной орфограммы. Выполнить1 разбор на выбор.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

Поднимают смайлики настроения, тем самым показывают, изменилось ли оно на уроке.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


© 2010-2022