- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка Гласные буквы после шипящих
Технологическая карта урока русского языка Гласные буквы после шипящих
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шкуро В.В. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Гласные буквы после шипящих». 5 класс.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шкуро Вера Васильевна
Учебный предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Деятельностные
Содержательные
Русский язык
5
Русский язык. 5 кл Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева и др.
«Русский язык. Теория » 5-9 класс. Авторы: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
«Гласные буквы после шипящих»
Урок «открытия» нового знания.
Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Повторить правописание и,у,а после шипящих. Формировать навык нахождения в словах орфограммы «Гласные 0 - Ё после шипящих», уметь графически обозначать её, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Употреблять слова на изучаемую орфограмму в речи в соответствии с речевой ситуацией.
\
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных вырезанных смайликов с различным выражением лица того, кто соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется смайлик, который выбрали большинство ребят.
Готовятся к работе, выбирают смайлики.
Записывают в тетрадях число, затем пропускают строчку для темы урока и пишут: Классная работа.
Личностные.
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
1.Организует повторение знаний, закрепление умений.
Исправь ошибку в ответе ученика.
В корне слова померить (друзей) надо писать гласную Е, потому что проверочное слово мерить.
- Над какой орфограммой вы работали?
1. Повторение орфограммы «И, у, а после шипящих». Диктует слова: Живой, живопись, жилка, шинель, ширина, вершина,чайка, счастье, печальный, чувство, чудесно, щука. Образец выполнения:
И У А
Жить щука чаща
Выполняют задания, определяя лексическое значение слова, подбирая правильное однокоренное слово - мир.
Делают вывод: чтобы правильно написать безударную гласную, надо обращать внимание на лексическое значение слов.
Вспоминают правило и пишут распределительный диктант
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию
Падающие жЁлтые листья напоминают мне детский шёпот.
- Скажите, какую гласную вы будете писать в словах жёлтые и шёпот после шипящих Ж и Ш?
- Что вызвало у вас затруднение?
- А теперь подберите проверочное слово, вернее, однокоренное.(Желтеть, шепчет)
Значит, какую гласную вы вставите в слова Жёлтый, шёпот?
Как называются согласные Ж, ч, ш,щ? (шипящие).
А теперь постарайтесь правильно сформулировать тему и цели урока.
-- Сформулируйте проблемный вопрос.
Отвечают на вопросы, решают лингвистическую задачу. Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.)
Формулирование проблемы (П - лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
-
Предлагает понаблюдать над материалом упр. 447 и подобрать такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
-
Предлагает рассмотреть слова, данные справа: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, трещотка, чащоба.
- Какой звук произносится в этих словах, а какой пишется?
- Сформулируйте правило на изучаемую орфограмму.
-Сравните своё правило с тем, что в учебнике.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод и составляют алгоритм :
-
Найду в слове изучаемую орфограмму.
-
Поставлю ударение.
-
Подбраю однокоренное слово с е и пишу в корне Ё.
-
Если нельзя подобрать однокоренное слово с Е, пишу в корне О.
-
Если слово заимствованное, пришедшее в русский язык из других языков, и в ударных и в безударных слогах пишу О: шорты, шомпол, шоссе, капюшон, шоколад, жокей, шофёр.
.Участвуют в словарно-лексической работе. Работают со словарями, находят незнакомые слова и читают их лексическое значение
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися алгоритма действия в выборе правильной буквы словах с изучаемой орфограммой.
Развивать умения выбора орфограмм.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физминутку.
1.Работают с учебником в группе. Составляют словосочетания со словами, находящимися справа.
2. Распределяют слова по видам орфограмм:
1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
2) Гласные и, у, а после шипящих.
3) Ё после шипящих.
4) О после шипящих.
Каждая группа записывает по 5 примеров на каждый вид орфограмм.
Работают в паре, выполняя упр. 445. Записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.
Придумывают и записывают 2 предложения со словами, которые надо запомнить.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная творческая работа):
Составить небольшой текст, употребив слова на изученную орфограмму.
(В глубине сада, где растут кусты крыжовника, я увидел обжору Мишку. Я тихо пробрался поближе к нему и тихо позвал его. Он, видимо, не слышал ни шёпота, ни шороха. Занят был поглощением сочных ягод крыжовника. Я решил подшутить над ним и громко закричал. Мишка в шоке свалился на грядки. Выпачкал и порвал шорты. Сильно расстроился. Я стал успокаивать его, пообещал зашить шорты, ведь они только по шву распоролись. А делать ровный шов я давно научился).
Все учащиеся должны обозначить изучаемую орфограмму.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Коммуникативные
-
Свободно излагать свои мысли
-
Слушать и слышать других, быть готовым к корректировке своей точки зрения.
-
Вести диалог и приходить к к общему решению в совместной деятельности.
-
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.450).
-
Списать текст. Продолжить его 2-3 скороговорками. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.
-
Списать текст. Продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить условия выбора изученной орфограммы. Выполнить 2 разбора на выбор.
-
Списать текст. Графически обозначить условия выбора изученной орфограммы. Выполнить1 разбор на выбор.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что вызвало особые затруднения?
-
Где можно применить новые знания?
Поднимают смайлики настроения, тем самым показывают, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)