Дидактические материалы к урокам русского языка

2 часть сборника лингвистических сказок предназначена для учащихся среднего звена при изучении раздела "Морфология". Материал может применяться как на уроках русского языка при изучении нового материала, так и во внеурочной деятельности. Изучение морфологии с использованием игровых форм будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету, развитию связной письменной и устной речи. Материал может использоваться также и с проектной деятельности. Учащиеся смогут создавать собственные сказки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Склонение

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. Родился - стал Родительный.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он cтал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назва­ли теперь Предложный.

У падежа как-то спросили:

- А зачем нужны вы, падежи, существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение наше­го хозяина Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого пред­мета или его части (ветка берёзы)... Без пас Существительное не проживёт, как без рода и числа, и превратится в Наречие.

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:


  1. Запишите столбиком все падежи и вопросы к ним.

  2. Просклоняйте словосочетание «хорошие друзья».

  3. Зачем же нужны падежи существительным?



Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Странный спор


Как-то я стал невольным свидетелем спора трёх старушек - русской, немки и армянки.

Старушки обедали. Вдруг со стола упала ложка.

  • Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смеш­ную старинную примету. - Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

  • Почему дама, - удивилась немка. - Ложка - это «дер леффель». Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

  • Ну вот ещё! Это если бы ножик упал, тогда значило бы мужчина. Ножик - мужского рода.

  • Ха-ха-ха, - засмеялась немка. - Ножик - мужского? Нет уж: если ножик упадёт, то это ничего не значит. Он - «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча, наконец наклонилась ко мне:

- Простите, но я ничего не понимаю, я вижу, тут какая-то смешная примета. На чем основана, мне это не.понятно.

И разъяснить ей это было невозможно: в армянском (как и в английском) вообще нет никаких родов, поэтому такая примета не могла даже и образоваться.

Это отсутствие «родовых различий» во многих языках мира ещё раз подтвердждает, что между ними и свойствами самих вещей нет ничего общего.

Однако я не удивлюсь, если вы с трудом поймете, как же армяне или, например, англичане обходятся без понятия рода.

Слово «дом», у нас мужского рода, а у них «хауз» (дом) - никакого - не «среднего», а именно никакого.

Слово «птица» у нас рода женского, а у них опять-таки «ни­какого».

Нам с этим трудно освоиться. Им же, наоборот, непонятны наши различия.

Придется признаться, что у них больше оснований для недоверия: как объяснить, что «дом» - мужчина, а «изба» - жен­щина? А никак.

Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:

  1. А как разграничивается род в русском языке?

  2. Как различить род в словах иноязычного происхождения?

  3. Представьте себе, что вы участники спора. Что бы

Вы рассказали немке и армянке об особенностях категории «род» в русском языке?

Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка

КТО ПОДСЧИТАЕТ?

Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать
и создал имя числительное. Из всех частей речи эта - самая молодая.

- А хотите послушать, как впервые было выдвинуто. Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

  • Много!

  • Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

  • Товарищ Председатель, - вступился Глагол. существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

  • Но кто же тогда подсчитает нам голоса? - расстроился Председатель.

- Числительное!!! - хором выдохнул зал. Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:



1. Почему части речи почувствовали необходимость в имени

числительном?

2. Нужна ли нам эта часть речи? Докажите свою точку зрения.

3. Подумайте, что бы произошло, если бы числительное вдруг исчезло?

4. Продолжите сказку, придумав другую ситуацию, которая доказала бы важность и значение данной части речи.



Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка

Тысяча

Когда Тысяча явилась в предложение, все места уже были за­няты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть самое главное.

- Тысяча извинений, - сказала Тысяча. - Я отниму у вас не больше одной минуты.

- Пожалуйста, - любезно ответило Слово. - Слушаю вас.

- Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. - Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

- Чем же я могу вам помочь?

О, ведь вы здесь - самое большое слово, самый главный член предложения!

К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. - Я всего лишь Деепричастие... Так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.

- А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?

- Что величина?! Вон видите самое короткое слово? А ведь это Подлежащее!

Так вот оно какое, Подлежащее! - протянула Тысяча, сразу потеряв интерес к своему собеседнику. И направилась к Подлежащему.

Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.

- Существительное, - коротко представилось оно Тысяче. - А ваше имя?

- Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила: - Можете называть меня просто Тысяча. Так называют меня все знакомые. И Тысяча изложила свою просьбу.

- Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существи­тельное. - Все вакансии у нас заняты... Разве что зачислить вас на должность служебного слова?

Тысяча поморщилась.

-Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила: - А что, если меня записать вме­сто Деепричастия? Я займу гораздо меньше места...

  • Дело не в месте, - сказало Существительное. - Деепри­частие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы, я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств...

  • Зачем вам качество? - прервала его Тысяча, - у меня есть количество - и этого достаточно. ' '

  • Количество? - переспросило Существительное. - Что ж, количество - это тоже неплохо. Знаете что? Я оставляю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.

И Тысяча осталась при Существительном.

Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялась Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.

Понемногу она начала управлять существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего оттеснив Существительное на второй план.

А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.

Так оно склонилось перед её количеством.

Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:

1. Какая особенность числительного «тысяча» нашла отражение в этой сказке?

2. Есть ли другие числительные, обладающие подобной особенностью? Какие?

3. Покажите на конкретных примерах, как Тысяча «управляет» Существительным, запишите примеры в тетрадь.

4. Какой схеме соответствуют полученные словосочетания

Составьте её и запишите.

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное - часть страны Речи.

С давних времён существует страна под названием Речь Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собствен ное название, имя.

Одна из частей - имя существительное.

В этой части речи живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям.

Предметы бывают двух видов. ; Одни отвечают только на вопрос «кто?» (кошка, птица, человек).

А другие отвечают только на вопрос «что?» (стол, кии окно).

Но ещё существуют явления природы, такие, например, как дождь, снег, град, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза.

Они тоже отвечают на вопрос «что?».

Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, доброта, болезнь, красота, здоровье.

Эти слова тоже отвечают на вопрос «что?».

В глубоком подземелье живут страшные слова: война, голод, разруха.

Но они, к счастью, редко выходят на свет. Вот такие слова живут в части Речи под названием Существительное.

Их великое множество. Они охотно дружат с детьми и даже позволяют себя «переодевать», сочинять для них новых друзей. Попробуйте!

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:


  1. По ходу чтения сказки, выпишите слова по группам в соответствии с их значением. Дополните данные группы сво­ими примерами.


  1. Что ещё обозначают существительные? Вспомните и запишите по 3-5 примеров в каждую группу.


Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка


Сказка об именах существительных:

собственных и нарицательных


В волшебной стране Морфологии жили-были Имена Суще­ствительные. И были они все одинакового роста и настолько похожи друг на друга, что их не различали другие жители Мор­фологии.

Долго путали Имена Существительные: девочек, мальчиков, газеты, фильмы, книги - всё было одинаковым. И решили тогда очень одинаковым существительным дать своё имя - собственное, только чтобы оно было для каждого своё.

Так и появились имена существительные собственные: девочка Таня, Света, мальчик Костя, Леша и другие. И такие имена собственные стали на голову выше других существитель­ных - имён нарицательных. Вот поэтому собственные имена существительные пишутся с большой заглавной буквы.



Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка


Вопросы и задания:


  1. Что вы узнали из сказки об именах собственных и нарица­тельных?


  1. Как пишутся имена собственные, а как нарицательные?

3. Какие существительные относятся к именам собственным? Свои выводы запишите в таблицу и приведи примеры.


Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка


Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, все­гда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вмес­те с ним, отправились Проведать своего товарища. Пришли, смот­рят, а Существительное лежит и стонет.'

Что с тобой? - спрашивают друзья.

- Все ужасно! Даже род мой, старинный род путают многие ребята.

Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. По правде сказать, хоть род утебя и старинный, а определить его порой, бывает трудно.

- Ну что вы! - возмутилось Существительное. - Ученик он. Значит, мужской род. Ученица - она. Значит, женский.

- Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море? Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончание. Всё теперь они решают: если -а -я - женский род, -о -е - средний, нет окончания - мужской .

И ничего не peшают, - затораторило Местоимение.

- У стола, около стола, стола - окончание а, значит, это женский род?

Тут Существительное потеряло терпение.

- Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли Подлежащего, стою в Именительном падеже.

- Послушайте! - .воскликнули Прилагательное и Место­имение.

  • Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не ос­тавлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем опреде­лять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс. Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь'.

Особенно поможем ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка. Их род можно узнать только тогда, когда мы сидим рядом (большая грязнуля, большой грязнуля).

Повеселело. Не напрасно в народе говорят: «Друзья позна­ются в беде».

Дидактические материалы к урокам русского языка

ВДидактические материалы к урокам русского языкаопросы и задания:

1. Расскажите о грамматических явлениях, упомянутых в сказке, научным языком.

2. Прилагательное и местоимение, несомненно, очень помогают существительному в определении его рода. А какая ещё часть речи поможет определить род существитель­ного? Докажите это при помощи примеров.

3. А что делать со словами «шампунь», «мозоль, «трюм» и другими, где и местоимение, и прилагательное, и глагол прошедшего времени бессильны?

Дидактические материалы к урокам русского языкаДидактические материалы к урокам русского языка

РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Из этой истории вы узнаете, как род имён у слов существительных появился. Сначала все существительные были очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и .не разделили до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал, муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, дом и много других).

Те слова, которые остались у жены, будут женского рода (земля, луна, весна).

А те, что остались неопределёнными, пусть останутся сред­него рода (солнце, море, яблоко»). Вот так род у существитель­ных появился. С тех пор королева перестала путать друг с дру­гом. Она знала секрет рода, а вам, ребята, предстоит секрет уз­навания рода.



Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы к урокам русского языка

Вопросы и задания:


  1. Попробуйте и вы раскрыть секрет рода. Есть ли в русском языке основания для отнесения существительных к тому или иному роду?


  1. А есть ли в других языках категория рода?

3.А вот вам загадка, ответы на которую вы тоже не найдёте. Подумайте, какого рода слова: леди, мадам, лорд, кино, пальто. Почему?


© 2010-2022