Что читают наши дети. Исследовательская работа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательская работа


«Что и как читают наши дети»


Сегодня количество людей, которые регулярно и с удовольствием читают художественные книги, интересуются новинками прозы и поэзии, хорошо разбираются в классической литературе, неуклонно уменьшается. Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги (бесплатно скачивая их и экономя деньги и время) и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Сегодня специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой синтез мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее.

В то же время современная литература может стать серьезной угрозой для будущего человечества. Современная литература с обилием крови и жестокости, сплина и меланхолии является одной из причин, приведших общество к сегодняшним событиям и такому низкому уровню развития. Влияя на сознание каждого конкретного читателя, литература влияет на массовое сознание в общем, манипулируя обществом и выращивая поколение без идеалов, ценностей и морали.

Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Ребенок, читающий книгу, не пользуется уважением среди сверстников и вызывает у них только удивление. Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.

Тема исследования: Изучение читательских интересов современных старшеклассников

Цель исследования: Изучить особенности чтения современных школьников.

Задачи:

  1. Определить значение умения читать для развития личности.

  2. Выявить особенности чтения современных школьников

  3. Определетить читательские предпочтения современных старшеклассников.

Гипотеза: Современный старшеклассник не стал читать меньше, но изменился сам характер чтения.

Глава 1. Значение умения читать для развития личности

Американцы забили тревогу еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования.» Опасность связывалась с ростом общей безграмотности - неспособностью человека исполнять элементарные, профессиональные, бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности и общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями и взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Приобретение опыта чтения стал приравниваться к накоплению капитала знаний, опыта чтения, общения, творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован в обществе, более успешен в любом деле, свободнее выражает свою точку зрения, понимает других. Предпосылкой приобретения такого капитала становится доведенная до автоматизма техника осмысленного чтения, когда за буквами и знаками ребенок видит и чувствует скрытые в них значения, образы и на внутреннем уровне реагирует на них. Особое значение американцы отводят развитию воображения, которое можно развить, только читая книги. Без воображения нет предвидения, а значит, и нет прогресса.

По данным международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15 лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году это результат стал еще ниже. Они оказались не способны выделять главное в тексте, работать в ключе заданных к тексту вопросов, не имеют находить скрытую или противоречивую информацию, не умеют домысливать текст, выдвигать гипотезы и т.д.

Таблица 1. Результат измерения техники чтения в разных классах МКОУ «ТСОШ»

Класс, норма

Справились в %

Результат

5 класс 110-120

45%

90-100

8 класс 120-140

65%

90-110

11 класс 140-160 слов

65%

90-160

В исследовании участвовало 30 человек из разных классов, успеваемость обучающихся от средней до хорошей, естественно, что обучающиеся с хорошей успеваемостью показали более высокий результат, половина же обучающихся не справляется с нормой чтения, поэтому читать они не любят, чтение для таких детей - тяжелый и непосильный труд. Психологи уверены, что умение читать быстро и осмысленно закладывается в 7-10 лет, если в это период времени ребенок не научился читать, то уже и не научится, так как упущено время для формирования навыка. В.Н. Зайцев, Президент Российской Библиотечной Ассоциации, считал, что оптимальная скорость чтения - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справится с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.

Вывод: данные социологических опросов показывают: ученик старших классов средней школы обычно читает со скоростью 50-100 слов в минуту, Чтобы элементарно справиться с курсом школы необходимо читать быстрее и качественнее.

Глава 2. Что и как читают наши старшеклассники.

Анализ чтения в нашей школьной библиотеке показал: дети читают, каждый день наша библиотека обслуживает читателей от 25 до 85 человек (всего в школе 400 человек учащихся старшего и среднего звена). В целом читают русскую классику, немного зарубежной литературы, интересуются специальной литературой по всем разделам знаний: математике, физике, истории для подготовки докладов и презентаций - но только по заданию учителей - предметников.

Но спрашивают литературу и «для души»: «ужастики», детективы, фентези, мифы, книги в помощь самодеятельному творчеству. И все же 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.

И только 22% школьников действительно читают, для них то и сформирована «золотая полка» нашей библиотеки, где можно найти книги

Свифта, Майн Рида, К. Дойла, А. Дюма, К. Паустовского, Е. Пермяка, А. Лиханова, А. Гайдара, М. Твена.

Анализ анкетирования «Значение книги в жизни современного школьника».

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 60 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет, по 20 человек в каждой возрастной категории. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Таблица 2. Значение книги в жизни современного школьника

Начальная школа

Среднее звено

Старшее звено

Любите ли вы читать?

Да - 80%

Нет- 10%

Не знаю - 10 %

Да - 67%

Нет - 25%

Не знаю - 8%

Да - 50%

Нет- 25%

Не знаю - 25%

Какой источник информации Вы предпочитаете?

периодические издания, книги

периодические издания, интернет, словари, энциклопедии

Интернет, программная литература

Читаете ли на досуге?

60%

35%

22%

Что читаете на досуге?

тема природы, о животных, тема дружбы жанр сказки, стихи.

о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени, тема природы, о дружбе и любви, любимый жанр -фантастика

тема любви и дружбы, любимые жанры - фентези, детективы, любовные романы

Что для вас художественная книга?

Источник знания

Развлечение и выполнение заданий по литературе

Развлечение и выполнение заданий по литературе

Есть ли в доме библиотека?

Нет, несколько книг - 75% !

Нет -80% !

Нет 80% !

Из школьной программы старшеклассники предлагают убрать все пьесы, в том числе пьесу Горького «На дне», так как им не нравится чтение по ролям, а также роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир», потому что их пугают огромные размеры этого произведения. Ввести в школьную программу предлагается следующее: больше произведений современных писателей; романы о любви; фантастику и приключения; духовную литературу.

Любимыми оказались: произведения Чехова; «Сага о вампирах» Стефании Майер; Дж. Толкин «Властелин колец»; Достоевский «Преступление и наказание» Лермонтов «Герой нашего времени»; Булгаков «Мастер и Маргарита»; Любимые писатели: Пушкин; Ахматова; Шукшин; Шолохов; Горький «старуха Изергиль»; Лесков «Леди Макбет» Лиза Джейн «Дневники Вампира» и книги серии «Сталкер» - очень пестрая и нелогичная картинка.

Вывод: Наше исследование показало, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что пропадает желание читать для души. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для большинства современных детей перестала быть источником духовного роста - это источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями.

У большинства сельских жителей дома нет библиотек, книги нынче дороги, да и читать их некому! Это значит, что утеряна культура чтения на семейном уровне, а ведь многие навыки формируются в семье, пример родителей для многих детей значим.

Глава 3. Интернет форумы о «золотой» полке

Вот как выглядит рейтинг десятки книг-лидеров в акции "АиФ - за читающую Россию"

М. Булгаков. Мастер и Маргарита - 645 голосов.

А. Пушкин. Евгений Онегин - 623 голоса.

Н. Гоголь. Мёртвые души - 550 голосов.

Л. Толстой. Война и мир - 543 голоса.

А. Сент-Экзюпери. Маленький принц - 537 голосов.

У. Шекспир. Гамлет - 535 голосов.

М. Лермонтов. Герой нашего времени - 522 голоса.

Д. Дэфо. Робинзон Крузо - 519 голосов.

Ф. Достоевский. Преступление и наказание - 517 голосов.

А. Грин. Алые паруса - 508 голосов

В опросе приняло участие 3500 человек. Голосование продолжается!

Интересно, что все эти книги изучаются школьной программой, значит чтение по программе - это полезное чтение, а сама школьная программа по литературе сформирована умными специалистами.

А вот что предлагают почитать подростки, на одном из форумов (zhv.ru/forum/thread805.html)

Стефани Майер: 1. Сумерки, 2. Новолуние 3. Затмение 4. Рассвет.

Эти книги о вампирах покорили всех девчонок.

Джонатан Страуд - трилогия Бартимеуса: 1. Амулет Самарканда 2. Глаз Голема 3. Врата Птолемея.

Для тех кто тащится от всяких волшебников, джинов и прочих тварей.

Смит Лиза Джейн:1. Пробуждение 2. Голод 3. Ярость 4. Тёмный Альянс

5. Сумерки 6. Возвращение 7. Полночь

Эти истории о смертельной схватки братьев-вампиров за прекрасную Елену.

Татьяна Леванова: 1. Сквозняки 2. Повелитель иллюзий 3. Ледяной рыцарь

Про девочку, попавшую в другой мир.

Как мы видим, между 2 представленными списками целая пропасть, как преодолеть ее? Как привить детям любовь к хорошей книге? И как нам стать вновь самой читающей страной?

«Чтение - это слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому как большинство из нас стремительно превращается в «общество потребления». А в «обществе потребления» нормальной реакцией на социальные потрясения и проблемы является не чтение, а именно потребление и ничего больше». - сказал в одном интервью Сергей Калинин - психолог, бизнес-тренер, бизнес-консультант. Причины низкого интереса к чтению он видит в следующем: 1. Глубочайший кризис системы образования, в первую очередь школьной и вузовской. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда чтение в школе вырождается (для того, чтобы сдать ЕГЭ - читать не надо, надо знать правильные ответы к тестам), общий уровень школьного образования (особенно гуманитарного) пикирует вниз. 2. Книги ОЧЕНЬ дорогие. Особенно если сравнивать с бутылкой водки или компьютерным CD/DVD-диском, на который могут влезть десятки игр. 3. Стремительно утрачивается семейная культура чтения. Даже если мы возьмем благополучные семьи, то там родители «горят» на работе, им просто некогда читать своим детям. Исправить ситуацию может только серьезная государственная программа, созданная структурой, независимой от денежных мешков, не подчиненная федеральным министерствам.

6

© 2010-2022