Интегрированный урок литературы в 9 классе

Цели и задачи: ·         Показать взаимосвязь исторических событий и их отражение в литературных и музыкальных произведениях; ·         Воспитание патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей Родины; ·        Развитие навыков анализа, сравнение и оценки с литературно-исторической точки зрения.  (слайд №3)          Ход урока:                                                 (Слайд №4)           Учитель литературы                   I.  А.С. Пушкин написал за свою жизнь 7 пьес для театра, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы в 9 классе

«Народ и личность в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (слайд №2)

Цели и задачи:

  • Показать взаимосвязь исторических событий и их отражение в литературных и музыкальных произведениях;

  • Воспитание патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей Родины;

  • Развитие навыков анализа, сравнение и оценки с литературно-исторической точки зрения. (слайд №3)

Ход урока:

(Слайд №4)

Учитель литературы

I. А.С. Пушкин написал за свою жизнь 7 пьес для театра, 2 из них остались незаконченными. Всю жизнь поэт интересовался драматургией: еще в детстве он сочинял маленькие комедии на французском языке и разыгрывал их сам перед сестрой. Первым законченным драматическим произведением была трагедия «Борис Годунов» (слайд №5)

Ученик (выступление от имени Пушкина об истории создания трагедии, слайд №6)

Учитель литературы

-Что мы называем трагедией?

(драматическое произведение, изображающее исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты чаще всего завершающиеся гибелью героя)

На сцене при жизни поэта трагедия не могла быть поставлена по цензурным соображениям, лишь в 1876 году она была представлена зрителю. Итак, Пушкин нашел в истории момент, ситуацию и показал со всей верностью действительности, как развиваются события и какие силы действуют при этом. Главную идею трагедии автор стремился провести, показывая в 23 сценах подлинные картины событий того времени, «облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории».

Учитель истории

Это действительно одна из драматических страниц в истории страны. Закончилась династия Рюриковичей.

-Что произошло?

(У Ивана Грозного было 3 сына: Иван, Федор, Дмитрий. Слайды №7,8,9,10.)

Народ на коленях стал умолять Бориса царствовать.

Учитель литературы

Так отражена эта сцена в трагедии «Борис Годунов».

Ученики

Сценка «Народ» (Новодевичий монастырь, слайд №13)

Б.Годунов «Господи Боже, если тебе то угодно, да будет святая воля твоя!» (Чтение монолога Годунова, слайд №14)

Учитель литературы

Не только в литературе нашло воплощение данное историческое событие, но и в музыке.

Учитель музыки

Слайд №15

Мусоргский начал работу над оперой «Борис Годунов» осенью 1868 года. Композитора всегда интересовали проблемы значительные и глубокие, а исторически переломное время начало 17 века в России было для него захватывающе интересным. Заинтересовало композитора и личность Бориса Годунова - царя (слайд №16), желающего блага для своего народа, человека, чьи усилия разбиваются о раковую стену равнодушия, противодействия и просто невезения, любящего отца и одновременно преступника, терзаемого угрызением совести.

Народ избрал Бориса на престол, центральное место в сцене коронации занимает монолог царя. У Пушкина Борис Годунов произносит свою первую речь в палатах. В опере Борис Годунов выступает с паперти собора на площади перед всем народом.

Первый его выход начинается внутренним монологом «Скорбит душа» и первые его слова выражают тайную тревогу зловещего предчувствия, они звучат трагическим противоречием в торжественной обстановке пышного обряда венчания на царство. (Слушаем «Скорбит душа»)

Учитель литературы

- О чем скорбит душа Бориса? В чем он видел свою вину?

(Не принадлежал царской фамилии, его обвиняли в убийстве царевича Дмитрия)

-Что же произошло?

Ученик

Доклад об убийстве Дмитрия ( слайд №18)

Учитель литературы

Имело ли место убийство и виноват ли в нем был Годунов до сих пор не выяснено. Но Пушкин был глубоко убежден в виновности Годунова и на этом построил свою драму.

Учитель музыки

У Мусоргского несколько отличается трактовка образа Бориса Годунова. На первый план выведены муки совести страдающего царя - преступника. На душе тяжело, он с грустью думает о смерти. Музыка раскрывает его мрачные думы. Ария начинается со слов «Достиг я высшей власти». (прослушивание арии «Достиг я высшей власти»

Учитель истории

И в это непростое для Годунова время появился человек, в которого хотел верить народ - живой Дмитрий, в истории прозванный Лжедмитрием.

Ученики

Диалог Шуйского и Годунова

Ученик

Выступление о Григории Отрепьеве

Учитель литературы

Давайте проследим по тексту, как Григорий Отрепьев приближается к Литовской границе.

Учитель музыки

(Прослушивание «Чур, чур, дитя»)

Фигурки в часах движутся, Борису чудится призрак убитого ребенка; заклиная его, он в полном изнеможении падает на пол. Музыка с поразительной силой дает ощущение ужаса, волнения и душевных страданий Бориса. Борис умирает.

Ученик зачитывает со слайда №

Учитель литературы

Лжедмитрий первый становится русским царем. Но Пушкин подводит нас к мысли, что не Годунов, не Отрепьев не являются героями трагедии. Ее герой - народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. Но и он, увидев, что новый царь, Дмитрий, начинает свое царствование с кровавого злодеяния - с убийства безоружного юноши Федора Годунова, его матери, - отказывается приветствовать этого царя.

«Народ безмолствует…» Так заканчивается драма А.С. Пушкина «Борис Годунов». Начинается смутное время, связанное с гражданской войной и польской интервенцией.

Учитель истории

4 ноября в России отмечается День народного единства. Это новый праздник для нашей страны. Как он связан с событиями того времени?

Учитель литературы

Мы в течение урока проследили взаимосвязь исторических событий и их отражение в литературных и музыкальных произведениях, еще раз убедились в содружестве искусств на уроках литературы.

II. Закрепление материала.

Работа с тестом по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

III. Задание на дом: написать сочинение - размышление «Роль личности в истории» (с исторической, литературной, музыкальной точки зрения).



© 2010-2022