Самостоятельная работа учащихся по выполнению домашних заданий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Если изменится функция домашнего задания, изменится и урок, так как Домашние задания являются органической частью процесса обучения.

Среди возможных функций домашней работы: усвоение материала учебной программы, повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков творческой деятельности и самообразования.

Основная форма организации процесса обучения - урок.

Учащимся дается задание на дом на уроке, затем результаты проделанной ими работы опять проверяются в классе. И только сам процесс выполнения заданий учащимися протекает вне урока, хотя руководство им осуществляется опять таки на уроке. Деятельность учителя как по руководству классной работой учащихся, так и по руководству их домашней самостоятельной работой протекает только на уроке. Основной формой организации процесса обучения является урок, но ограничить учебный процесс этой одной, хотя и основной формой нельзя.

Подготовку учащихся к восприятию новых знаний можно провести только на уроке. Но такая подготовка пройдет значительно лучше, если учащиеся дома сами повторят необходимый материал.

По-настоящему учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками тогда, когда они могут применять их в самых разнообразных ситуациях, использовать их для решения различных мыслительных задач. А это возможно в том случае, если учащиеся усваивают приобретаемые ими знания прочно и основательно.

Прочность приобретаемых знаний, умений и навыков определяется, во-первых, первоначальным правильным их образованием и, во-вторых, последующим их закреплением. В основном эта работа организуется учителем в классе. Однако достаточное число упражнений, необходимое для прочного усвоения того или иного навыка, может быть обеспечено лишь сочетанием классной и домашней самостоятельной работы учащихся.

Отсюда то большое значение, которое имеют домашние задания в таких трех моментах обучения, как закрепление новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков и применение этих знаний, умений и навыков на практике.

На протяжении всего процесса обучения имеет место повторение пройденного. Ограничивать такое повторение только уроком нецелесообразно. У каждого учащегося будут такие разделы из пройденного, которые хорошо сохранились в памяти, и вместе с тем, будет такой материал, который надо будет повторить довольно основательно.

В формировании личности большое значение имеет привитие навыков самостоятельной работы. В достижении этой цели огромную роль наряду с классными занятиями играет домашняя работа учащихся.

Задания на дом являются также абсолютно необходимыми для развития мышления, внимания и памяти учащихся. Но это не значит, что школьникам даются какие-то специальные упражнения для развития мышления, памяти и внимания. Вовсе нет. Развитие их обеспечивается самим характером задания и всем ходом его приготовления.

Итак, необходимость самостоятельной работы учащихся по выполнению домашних заданий вызывается тем, что такие задания, являясь органической частью процесса обучения, дают возможность успешно разрешить следующие задачи: подготовку учащихся к восприятию нового материала, закрепление новых знаний, выработку соответствующих умений и навыков, применение полученных знаний, умений и навыков на практике, повторение и систематизацию пройденного, проверку знаний, приучение учащихся к систематической работе, развитие навыков правильной организации труда, развитие мышления и речи, развитие памяти, умения устанавливать и управлять своим вниманием.

Кроме того, домашние задания помогают расширять знания учащихся, расширять их политехнический кругозор (задания по наблюдению различных технических явлений, математические задачи и грамматические примеры с производственным содержанием, различные опыты и т. д.).

Домашние задания повышают интерес к изучаемому предмету. И, наконец, они имеют огромное воспитательное значение

Содержание каждого домашнего задания должно соответствовать уровню подготовки учащихся и являться, безусловно, необходимым с точки зрения тех задач, которые должны быть разрешены в каждом конкретном случае.

Учитель подбирает наиболее подходящее для успешного усвоения школьниками учебного материала домашнее задание и, кроме того, продумывает, как можно его использовать для повторения или закрепления пройденного материала, для расширения кругозора учащихся или для подготовки учеников к восприятию нового.

Углубленное продумывание содержания и формы каждого задания для самостоятельной работы учащихся дома является непременным условием их эффективности в процессе обучения.

Однако этим не может ограничиться предварительная работа учителя. Разнообразие содержания и видов домашних заданий требует определенной системы в их организации.

Для того чтобы самостоятельная работа учащихся дома не носила случайного характера, являясь в лучшем случае связанной с одним уроком, а представляла бы в сочетании с классной работой единый учебный процесс, необходимо предварительное планирование домашних заданий.

Когда учитель рассматривает домашние задания в перспективе, то их содержание становится более глубоким, форма разнообразной, широко используются задания творческого характера.

Предварительное обдумывание содержания заданий на дом дает возможность организовать постоянное, систематическое повторение, которое не является неожиданным довеском к очередному заданию, а органически с ним связано, естественно вплетаясь в учебный процесс.

Учитель планирует систему домашних заданий в соответствии с учебной программой и учебником, определяет, какие разделы программы являются наиболее трудными, когда и как лучше всего подготовить учащихся к их изучению, какими домашними заданиями они будут сопровождаться. Преподаватель выясняет, какие вопросы курса являются узловыми, основными и намечает, когда, как и сколько раз вернуться к ним в процессе занятий.

В начале учебного года учитель проверяет знания учащихся, полученные ими в предыдущем классе с тем, чтобы обнаружить слабые места и ликвидировать пробелы в знаниях.

Итак, для успешного приготовления домашних заданий учащиеся должны уметь определить цель задания, сосредоточить свое внимание на выполняемой работе, уметь наблюдать, логически мыслить, уметь самому проконтролировать свою работу.

Поэтому учителю следует на протяжении всего учебного года в свой повседневной работе на уроке постоянно и систематически вооружать учащихся навыками, необходимыми для продуктивного выполнения домашних заданий.

Однако помимо обучения школьников приемам самостоятельной работы, которое осуществляется на каждом этапе процесса обучения, следует отводить также специальное время для вооружения учащихся необходимыми навыками для продуктивного выполнения домашних заданий.

Домашние задания являются, безусловно, необходимой частью процесса обучения. Без самостоятельной работы учащихся по выполнению домашних заданий не может быть разрешена задача вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками.

Задания, завершающие изучение вопроса программы, обычно носят обобщающий характер. Так, при изучении литературного произведения в процессе изучения его учащимся даются задания составить план произведения или озаглавить отдельные его абзацы, подобрать цитаты, характеризующие того или иного героя произведения и т. д. Завершая же изучение произведения, учащиеся получают такие задания как составление характеристик действующих лиц, анализ содержания и идейного смысла произведения, написание сочинений на заданную тему и др.

Домашние задания, имеющие целью углубление и расширение знаний, полученных на уроке, разнообразны по форме и по своему содержанию. К таким заданиям относятся, в основном, задания практического и творческого характера, когда учащиеся должны применять свои знания в новых условиях, использовать их для составления задач, придумывания самостоятельных примеров, написания сочинений, проведения опытов, вычерчивания диаграмм, изготовления наглядных пособий и т. д.

Задания этого типа характерны заложенными в них возможностями для предоставления учащимся инициативы и самостоятельности

Планируя свою работу по теме, преподаватель уже конкретно определяет содержание домашних заданий. При этом он предварительно ставит перед собой следующие вопросы:

1) Какие новые понятия и представления должны быть сформированы у учащихся при изучении данной темы.

2) Какие должны быть выработаны новые умения и навыки.

3) Какие понятия и представления должны быть повторены.

4) Какие умения и навыки должны быть закреплены.

5) Какие трудности могут встретиться учащимся при изучении данной темы.

Определив объем и содержание материала, который должен быть изучен при прохождении данной темы, учитель намечает, какая работа будет проведена в классе, а что учащимся нужно будет проделать самостоятельно дома.

Предварительное планирование домашних заданий является условием их эффективности.

Но для того, чтобы домашние задания были действительно эффективными в процессе обучения, недостаточно еще тщательно спланировать систему домашних заданий и продумать содержание каждого из них, необходимо еще, с одной стороны, чтобы ученики правильно их выполняли, и, с другой стороны, чтобы результаты домашней самостоятельной работы учащихся были правильно использованы в учебном процессе. А это зависит от соответствующей организации учителем своей работы на уроке.

Для того чтобы ученики могли хорошо и правильно выполнить домашнее задание, чтобы это задание оказалось для них посильным, необходимо, прежде всего, чтобы время, отведенное для объяснения нового материала, было использовано как можно рациональнее. Необходимо так преподнести учебный материал, чтобы были оттенены и выделены важнейшие признаки изучаемых явлений.

При восприятии учащимися нового образовательного материала учитель обеспечивает максимальную ясность, четкость и яркость представления. Здесь используется непосредственное знакомство учащихся с предметом или явлением, знакомство с его изображением, привлекается прошлый опыт учащихся.

Хорошее изложение образовательного материала на уроке, его всесторонний анализ способствуют продуктивной работе учащихся дома. Если на уроке были выделены основные моменты, проведено сравнение с уже изученным и в процессе него у учащихся формировались ясные четкие представления, то дома школьникам останется только воспроизвести новый материал, вспомнить ход рассуждений на уроке, связать его с материалом учебника, может быть расположить в другом порядке, дополнить деталями.

Большое значение при объяснении нового материала имеет также уменье учителя представить себе и во время предупредить возможные в домашней самостоятельной работе учеников ошибки.

Для эффективного выполнения учениками домашнего задания имеет особенно важное значение такой элемент урока, как первичное закрепление только, что объясненного учителем нового материала.

Успешной самостоятельной работе учеников по выполнению домашних заданий способствует также бодрый жизнерадостный тон на уроке, интерес, вызванный работой в классе.

Некоторые учителя полагают, что в конце учебного года, когда проводится повторение пройденного, основная работа проделывается учащимися дома, а урок в это время ограничивается, как правило, только опросом и заданием на дом.

Однако, как показывает опыт работы школ, при повторении пройденного материала точно так же, как и при прохождении нового, необходимо проводить соответствующую работу в классе. Только в этом случае домашняя самостоятельная работа учащихся принесет должную пользу.

Хорошее усвоение учебного материала на уроке является непременным условием эффективности домашних заданий в течение всего учебного года.

Как известно, никакая умственная деятельность не может привести к должным результатам, если неясна цель работы. Знание цели способствует развитию активного мышления учащихся, их внимания, а также появлению делового интереса. Для привития учащимся навыка определять цель предстоящей работы по выполнению домашней самостоятельной работы может и должна быть использована учителем повседневная работа в классе.

Вторым важным моментом является уменье сосредотачивать свое внимание. Без него нельзя усвоить и запомнить даже самой простой мысли, нельзя правильно выполнить даже самого простого упражнения. Уменье сосредотачивать свое внимание является залогом продуктивной работы учащихся над выполнением домашних заданий. Поэтому на привитие этого навыка следует систематически обращать должное внимание в классе. Ученики должны сначала научиться с полным вниманием выполнять любую работу на уроке

Нельзя рассчитывать на успех домашней самостоятельной работы учеников без развития у учащихся навыков логического мышления. И хотя сами домашние задания при правильной их организации призваны играть видную роль в развитии правильного логического мышления учащихся, тем не менее, без соответствующей подготовки учеников на уроке они этой роли сыграть не смогут. Для того, чтобы учить школьников логически мыслить, необходимо использовать все возможности и во время объяснения нового материала, и во время закрепления и повторения пройденного, и во время проверки знаний.



.

Хорошее усвоение школьниками знаний на уроке, необходимое для правильной работы учащихся дома, предполагает четкое, ясное изложение учебного материала учителем с последующей проверкой понимания его учениками и последующим закреплением.

Получив необходимые знания на уроке, ученики могут правильно выполнить самостоятельную работу дома, если они будут владеть соответствующими навыками самостоятельной работы.

Для успешного выполнения домашних заданий учащиеся должны уметь определить цель задания, сосредоточить свое внимание на выполняемой работе, уметь наблюдать, логически мыслить, уметь самому проконтролировать свою работу.

Успешное вооружение учащихся навыками самостоятельной работы, без которых немыслима эффективная работа учеников дома, может быть осуществлено только в том случае, если оно будет проводиться не от случая к случаю, но когда для этой цели будет использован любой момент процесса обучения в классе.

Учитель должен использовать каждый вид классных занятий с тем, чтобы развить у учащихся способность сосредотачивать свое внимание на выполняемой работе, развить наблюдательность, навыки логического мышления, самоконтроля и т. д., т. е. все те навыки, без которых немыслима продуктивная работа учащихся дома.

Помимо того обучения школьников приемам самостоятельной работы, которое проводится на любом этапе учебного процесса, для которого используется каждый элемент урока, следует отводить также специальное время для вооружения учащихся необходимыми навыками для продуктивного выполнения домашних заданий.

Специальное время отводится, во-первых, для обучения школьников работе с учебником, во-вторых, для показа того, как выполняется любой новый вид домашнего задания.

Однако, тщательное продумывание учителем содержания каждого домашнего задания, с одной стороны, правильное выполнение, с другой, еще недостаточно для того, чтобы это задание было эффективным в процессе обучения.

Основные условия, обеспечивающие успех домашней самостоятельной работы учащихся, прежде всего, зависят от правильной организации учебного процесса в классе и тщательной подготовки к нему учителя.



© 2010-2022