- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Итегрированный урок литературы и музыки Мы в ответе за тех, кого приручили ? ( по стихотворению С. Есенина Песнь о собаке)
Итегрированный урок литературы и музыки Мы в ответе за тех, кого приручили ? ( по стихотворению С. Есенина Песнь о собаке)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Виденина О.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок литературы
и музыки 6 класс
« Мы в ответе за тех,
кого приручили?»
Выполнили: учитель
русского языка
и литературы Виденина О.В.,
учитель музыки Смотрова Е. Г.
Воронеж 2014 г.
Цели:
-
Знакомство с литературными и музыкальными произведениями, посвящёнными «братьям нашим меньшим».
-
Формирование навыка анализа поэтического текста.
-
Развитие умения давать оценку событиям художественного текста, словесно характеризовать музыку к поэтическому тексту.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость».
-
Формировать потребность защищать слабых, помогать им, уважительно относиться к окружающему миру.
-
Развивать эстетический вкус в литературе и музыке.
-
Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление.
-
Научить учащихся строить собственное высказывание
Тип урока: интегрированный урок
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, таблица. УМК: программа по литературе 6 класс (Автор Г. С. Меркин.); учебник литературы 6 класс.
Эпиграф к уроку:
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А.де Сент-Экзюпери
Ход урока
I. Ученики входят в кабинет под звуки кантаты Свиридова « Памяти Есенина»
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы очень рады видеть вас на уроке, сегодня он не совсем обычный, потому что всё, что будет происходить здесь, неразрывно связано и с литературой, и с музыкой.
Учитель музыки: УВЕРТЮРОЙ к нашему уроку стал знакомый вам музыкальный фрагмент.
- Как звучала музыка? (сумрачно, хмуро...)
-Значит, она нас настраивает на какую-то серьезную тему?!
- Что это за произведение мы услышали? (кантата)
- Вспомните, что такое кантата?
- Кто ее автор и кому она посвящена?
II. Слово учителя литературы о С. Есенине
Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт, человек с очень тонкой, проникновенной душой, умеющий чувствовать чужую боль как свою собственную. С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.
Беседа - вовлечение в деятельность.
- И наш сегодняшний урок посвящён серьёзной проблеме: « Мы в ответе за тех, кого приручили?
-Кому принадлежит эта фраза? Из какого она произведения? Кто подразумевается под этой фразой?
- О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения.
Сообщение ученика
В юности Есенин стал свидетелем события, которое его потрясло. Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.
III. Анализ стихотворения С.А. Есенина « Песнь о собаке»
Учитель литературы:
1. Беседа - вовлечение в деятельность.
- О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь?
-Видеофрагмент (С. Безруков читает стихотворение С. Есенина « Песнь о собаке»)
- Вспомните определение понятия «песня».
- Почему употребляется термин «песнь, а не песня»
Дома вы уже самостоятельно познакомились с этим стихотворением и выполнили задания по группам. Попрошу озвучить результаты вашего исследования. Читаем строфу, все вопросы, затем ответ.
2. Работа в творческих группах.
1 группа
- В какое время суток происходят события, описанные в первой строфе?
- Какие цвета использует Сергей Есенин, описывая рождение щенков?
- Почему в поэтическом тексте употребляется число семь?
2 группа
- Какой промежуток времени занимают события, описанные во второй строфе?
- Какими чувствами, настроением проникнуты строки второй строфы?
3 группа
- Куры- домашние птицы. Какими они являются по нраву?
- Почему упоминаются именно эти домашние птицы?
- Почему при чтении третьей строфы возникает ощущение тревоги?
4 группа
- Как ведёт себя собака?
- Почему в третьей строфе в конце второго стиха употребляется многоточие?
- Почему «…долго, долго дрожала// Воды незамёрзшая гладь?
5 группа
- Почему собака плетётся обратно?
- Почему она слизывала «пот с боков»?
- На что надеется собака?
6 группа
- Какие чувства испытывает собака?
- Почему месяц скрылся за холмом в полях?
7 группа
- Объясните, как вы понимаете фразу «бросят ей камень в смех».
-Расшифруйте метафору, употреблённую в седьмой строфе: « Покатились глаза собачьи //Золотыми звёздами в снег?»
IV. Словесное «рисование» музыки к стихотворению С. Есенина.
Учитель музыки:
-Что нужно для того, чтобы стихи Есенина превратились в песню?
-Попробуем сочинить музыку, которая бы правдиво выражала наши чувства!
- СЛОВЕСНО сочиняем МУЗЫКУ( работа с таблицей:
(характер, качество музыки, звук, лад, темп, динамика...)
Прослушивание песни А. Резниковой на стихотворение С. Есенина «Песнь о Собаке»
-Похожа эта музыка на ту, которую мы описали?
-В чем сила этой музыки? ( правдиво выражает наши чувства)
V. Актуализация полученного опыта.
Учитель литературы:
- Какой поступок совершил «хозяин» собаки?
- Как поступили бы вы?
- Вам когда-нибудь приходилось в жизни помогать животным? Приведите примеры из собственного опыта.
VI. «Если тебе доведётся туго…». Разучивание песни «Белый Бим Чёрное Ухо…»
(работа по руппам)
Учитель музыки:
Хозяин сказал, уезжая: «Жди!» -
И, значит, вернется он.
Но нету хозяина... Льют дожди,
И тучи со всех сторон.
Белый Бим Черное Ухо,
Крапинки на спине,
Если тебе доведется туго,
Ты приходи ко мне.
А в жизни без друга так тяжело,
И холодно так вокруг.
Наверное, ласточки все тепло
С собой унесли на юг.
Белый Бим Черное Ухо,
Ты не скули во сне...
Если ты ищешь на свете друга,
Ты приходи ко мне.
Лесные дороги сковал мороз,
И город в снега одет.
Продрогший, взъерошенный верный пес
Хозяина ищет след.
Белый Бим Черное Ухо,
Крапинки на спине...
В доме моем и тепло и сухо -
Ты приходи ко мне
VII. Рефлексия. (на отдельных листах с буквами Д О Б Р О Т А написаны фразы, которые нужно закончить, один ученик из группы выходит к доске, читает продолжение предложения, прикрепляет букву, в итоге получается слово ДОБРОТА)
Сегодня на уроке я познакомился…
Литература и музыка помогли мне…
Мне захотелось…
Я могу…
Наши души окрасились в … цвет!
VIII. « Мы в ответе за тех, кого приручили!!!»
- Что изменилось в этой фразе?
Х. Домашнее задание.
Выучить стихотворение С. Есенина наизусть, разучить мелодию к стихотворению, найти песни, посвящённые животным.