Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе В. П. Астафьев. Рассказ Белогрудка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»


Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе

«Тема природы в произведениях русских писателей. В.П.Астафьев «Белогрудка»




















Учитель I квалификационной категории Е.И.Ломакина




2014-2015 учебный год

Тип урока: комбинированный урок

Цель: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.

Задачи:

-выработка навыков чтения (осознанности, беглости, выразительности);

-коррекция и развитие процессов анализа и синтеза, работа по установлению причинно-следственных связей; развитие устной речи и коммуникативных возможностей учащихся, обогащение словаря.

-воспитание любви, бережного отношения к природе, стремления сохранять всё живое; воспитание морально-этических качеств личности на основе анализа поступков героев рассказа.

Оборудование: телевизор, ноутбук,

Дидактический материал: презентация к уроку, карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями, аудиозапись «Звуки природы» и слайды «Лес», «Лесной ручей», выставка рисунков.

Ожидаемый результат: учащиеся совершенствуют навыки чтения, получат знания о жизни и творчестве писателя; на основе индивидуальных, дифференцированных, творческих заданий приобретут необходимые знания, умения, навыки чтения, владения речью, коммуникативные способности; на основе анализа поступков героев сформируются этические правила и нормы отношения ко всему живому, приобретут знания правильного отношения к природе.



Ход урока

I. Оргмомент.

Положительный настрой на урок. Пожелание учеников друг другу.

Пожелание учителя. (Технологии здоровьесбережения)

Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке. Отбросьте от себя плохое настроение. Глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наш урок и отправляемся в Страну удивительных тайн за новыми открытиями.

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

(Высказывания учеников)

II. Введение в тему урока.

1.Сегодня урок внеклассного чтения.

Тема нашего урока «Природа в произведении русского писателя В.П.Астафьева»

-Что мы относим к природе?

(Природа-это небо, лес, горы, реки, моря, животные.)

- Почему в настоящее время мы часто слышим, что природа нуждается в защите?

(Природа находится в опасности, загрязняют водоёмы, воздух, почву, горят и вырубаются леса.)

-Что произойдёт, если люди не будут стремиться сохранять природу?

(Если люди не будут заботиться об окружающей среде-планета может погибнуть.)

(Личностно-ориентированная технология)

Ученик читает наизусть стихотворение (индивидуальное задание)

Наша планета.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

-Какова главная мысль этого стихотворения?

(Планету нужно беречь.)

-Что должен делать человек, чтобы сберечь сою планету?

2.Разминка.

Сейчас я предлагаю вам прочитать 3 предложения очень внимательно, постараться понять их и подготовиться к выразительному чтению.

(Детям даются карточки с высказыванием об отношении к природе.)

«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял - прикоснуться к Красоте можно только сердцем».

- Что произошло с цветком, когда его сорвали?

- Что произошло с мотыльком, когда поймали мотылька?

- Что понял автор?

- А как вы понимаете прикоснуться можно только сердцем?

- Любоваться, наблюдать, смотреть

- Что здесь Красота, каким словом можно заменить?

- Какой вывод можно сделать из этого высказывания?

(Записывают вывод на карточке)

Прикоснуться к …. (природе) можно только сердцем.

III.Работа по теме урока

1. Актуализация знаний по теме урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать с произведением замечательного русского писателя В.П.Астафьева. Вы покажете свои знания по прочитанному произведению, будем работать с планом рассказа и будем учиться составлять отзыв о произведении.

- Какие произведения автора вы читали?

(«Белогрудка», «Зачем я убил коростеля», «Капалуха»)

-Что объединяет эти рассказы?

(Все эти рассказы о природе)

2. Рассказ о писателе

-Сейчас Катя нам расскажет о В.П.Астафьеве. (Личностно-ориентированная технология)

(Индивидуальное задание - сообщение биографических сведений об авторе с демонстрацией презентации.)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

Детство писателя было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды. С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил фабрично-заводское училище в г. Красноярске и работална железной дороге.

Осенью 1942г. В. П. Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, разведчик, связист. Получил ранения, контузию.

После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка.

Герои книг В.П.Астафьева - простые люди, а еще постоянный герой его произведений - природа.

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил В. П. Астафьев, - и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости". И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь.

3.Работа над произведением.

1) Работа по выяснению понимания смысла прочитанного.

-Какой рассказ вы читали к уроку внеклассного чтения?

- Кто такая Белогрудка?

- Какое страшное событие происходит в жизни куницы?

- Кто был виноват в страданиях куницы?

- Как ответила на это Белогрудка?

2) Словарная работа

(выяснение значений непонятных слов)

Косогор - склон горы или холма

Пихтовая -пихта хвойное дерево

(Еловая и пихтовая) крепь - укрепление, защита (от людских глаз и рук)

кунята

3) Выставка рисунков с краткой защитой своей работы. (Выслушать несколько учеников.)

4)Работа по восстановлению плана рассказа.

-Предлагаю вам такую работу: перед вами план рассказа, но пункты плана переставлены местами. Вам нужно будет поставить в нужном порядке, как происходят события.

Работать будете в группах: (Технология групповой деятельности)

1 группа: Женя, Ваня, Игорь, Алла.

2 группа: Катя, Дима. Настя, Катя.

На карточках задания для работы в группах

3. Котята пропали.

6.Белогрудка мстит.

7.Куница в неволе.

1.Скрытный зверёк в лесной глухомани.

2.Заботливая мать.

5.Страшный день.

9.Горький урок для людей.

4.Несчастная мать ищет котят.

8.Смерть Белогрудки.

5) Самопроверка по слайду презентации.

IV)Физминутка. (Отдых под звуки леса и картинки на тему «Лес») (Технологии здововьесбережения)

6) Чтение отрывков из рассказа в соответствии с планом.

7) Составление отзыва о прочитанном.

(Технология дифференцированного подхода - задания для двух групп) Задание для составления отзыва о рассказе № 1 содержит опорные слова, Задание для составления отзыва о рассказе №2 - более сложный, без опорных слов

Отзыв о рассказе (№ 1)

1.Как называется произведение, которое вы читали к уроку внеклассного чтения?

(К уроку внеклассного ….. мы читали рассказ «…………………..»)

  1. Кто автор?

Автор рассказа ……………………………. .

3. Где происходят события рассказа? (События рассказа происходят в лесу и деревнях……………….и …………………….)

4. Назовите главных героев рассказа? (Главные ……………….. ……………………….- куница Белогрудка, деревенские ……………………………… .

5. Что происходит с Белогрудкой и её детынышами?

(Белогрудка и её ……………. ……………….).

6. Кто виноват в гибели животных?

(В гибели животных виноваты…………………..).

7. Как поступила куница по отношению к людям?

(Куница …………… людям за своих детёнышей.)

8. Были ли наказаны ребята за жестокий поступок?

(Родители наказали детей за …………………... ………………)

9. О чём предупреждает автор читателей?

(Автор предупреждает читателей о том, что не нужно ………………………..в жизнь леса, вредить природе - она может отомстить человеку.)

10. Выразите своё отношение к рассказу.

Словарь

Зуяты

Вереино

мальчишки

жители

погибают

отомстила

жестокий поступок

вмешиваться

вредить

отомстить

Отзыв о рассказе (№ 2)

1.Как называется произведение, которое вы читали к уроку внеклассного чтения?

(К уроку внеклассного ….. мы читали рассказ «…………………..»)

3. Кто автор?

Автор рассказа ……………………………. .

3. Где происходят события рассказа? (События рассказа происходят в лесу и деревнях……………….и …………………….)

4. Назовите главных героев рассказа? (Главные ……………….. ……………………….- куница Белогрудка, деревенские ……………………………… .

5. Что происходит с Белогрудкой и её детынышами?

(Белогрудка и её ……………. ……………….).

6. Кто виноват в гибели животных?

(В гибели животных виноваты…………………..).

7. Как поступила куница по отношению к людям?

(Куница …………… людям за своих детёнышей.)

8. Были ли наказаны ребята за жестокий поступок?

(Родители наказали детей за …………………... ………………)

9. О чём предупреждает автор читателей?

(Автор предупреждает читателей о том, что не нужно ………………………..в жизнь леса, вредить природе - она может отомстить человеку.)

10. Выразите своё отношение к рассказу.

8) Проверка-чтение отзыва.

V.Выставление оценок, задание на дом (пересказ по плану)

VI.Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось на уроке?

-Какие трудности испытали?

-Что получилось?

-Что нового узнали?

-Чему научились?





© 2010-2022