- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока Основные единицы языка
Методическая разработка урока Основные единицы языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Суходол Т.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФГОУ СПО «ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена и одобрена цикловой
комиссией гуманитарных дисциплин
Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа
Протокол № 2 от 05.10.2010
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык»
на тему:
«Основные единицы языка»
Преподаватель Суходол Т.В.
Рецензент Полякова Р.П.
Астрахань 2010
Тема: Основные единицы языка
Цели:
1. образовательная - дать понятие системе языка, охарактеризовать основные единицы языка;
2. воспитательная- формировать чувство уважительного отношения к языку;
-
развивающая - развивать навыки анализа художественного текста;
-
методическая - использование различных способов подачи информации,
использование элементов проблемного обучения (беседа, дискуссия, решение проблемных заданий, работа с учебником)
Тип урока: урок новых знаний
Внутридисциплинарные связи
Тема 4.1. Язык и речь. Основные требования к речи.
Тема 4.4. Функциональные стили речи и их особенности.
Тема 4.7. Официально-деловой стиль речи.
Тема 5.1. Общая характеристика художественного стиля.
Тема 5.4. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.
Междисциплинарные связи
Литература. Раздел 1. Литература 2-й полов. 19 века.
Тема 1.2. И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Раздел 2. Из русской литературы конца 19-начала 20 века.
Тема 2.3. А.И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет».
Раздел 4. Литература первой половины 20 века.
Тема 4.3. С.Есенин. Жизнь, творчество, личность. Тема Родины и природы.
Тема 4.6. М.Шолохов. «Поднятая целина».
Тема 4.7. М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Материальное обеспечение: Фрагменты из фильмов «Гранатовый браслет», «Каникулы строгого режима»; меловая схема «Единицы языка»
Студент должен:
уметь:
-
выявлять языковые и стилистические ошибки в текстах;
-
определять значение литературного языка в подсистемах языка;
знать:
-
уровни языка;
-
основные единицы языка;
-
понятие нормы литературного языка.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Мотивация:
Данная тема важна не только для изучения других учебных дисциплин, таких как «Русский язык и культура речи», но и поможет вам в общении как деловом, так и дружеском. С помощью грамотной, правильной, красивой речи можно в любой ситуации хорошо представить себя.
-
Актуализация
-
Какая единица языка является наименьшей?
-
Какая единица языка позволяет образовывать новые слова?
-
С помощью какой единицы мы называем предметы, действия, признаки?
-
Какая единица образует сочетание двух и более слов?
-
С помощью какой единицы языка мы общаемся?
-
Изучение нового материала
-
Единицы языка. (Слово преподавателя).
-
Функции языка, языковые нормы. (Слово преподавателя, инсценировка).
-
Подсистемы языка: литературный язык, диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны, просторечие. (решение проблемных заданий, дискуссия)
-
Закрепление
Игра «верно-неверно»
Оцените данные утверждения.
-
Люди общаются с помощью слов.
-
Общим языком всей нации является литературный язык.
-
Социально-групповой жаргон ограничен территориально.
-
Высшей формой языка является литературный язык.
-
Фонема - единица языка, которая не имеет своего значения.
-
Территориальные диалекты больше распространены среди сельского населения.
-
Единицей общения является предложение.
-
Морфемы употребляются самостоятельно.
-
Литературный язык должен соответствовать нормам и правилам.
-
Словосочетания являются единицами синтаксического уровня.
Подведение итогов
Дом. задание: (10) с.155-161.
Самостоятельная работа
-
Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературного текста).
-
Подготовка к контрольной работе.
Тема: Основные единицы языка
Цель данного урока - дать понятие системе языка, охарактеризовать подсистемы языка, определить их место в языке., дать понятие основным единицам языка.
Данная тема важна не только для изучения других учебных дисциплин, таких как «Русский язык и культура речи», но и поможет вам в общении как деловом, так и дружеском. С помощью грамотной, правильной, красивой речи можно в любой ситуации хорошо представить себя, это важно для любого человека, но особенно для будущего специалиста госуправления.
На доске записывается план занятия:
1. Основные единицы языка.
2. Функции языка, языковые нормы.
3. Подсистемы языка.
Мы с вами изучали различные разделы языка: фонетику, лексику, морфологию, синтаксис. Как вы думаете, связаны ли эти разделы между собой? Изучение каких элементов лежит в основе этих разделов?
В основе этих разделов лежит определенная единица языка.
1. Какая единица языка является наименьшей?
2. Какая единица языка позволяет образовывать новые слова?
3. С помощью какой единицы мы называем предметы, действия, признаки?
4. Какая единица образует сочетание двух и более слов?
5. С помощью какой единицы языка мы общаемся? Какая единица языка позволяет нам высказать мысль?
1. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА
Запишем определения основных единиц языка.
Фонема - наименьшая звуковая единица языка, которая служит для различения других единиц - морфем и слов. Самостоятельно не употребляется, своего значения не имеет. (Бодуэн де Куртене, Щерба)
Морфема - значимая единица языка, самостоятельно не употребляется.
Слово - единица языка, которая необходима для называния предметов, признаков, действий, состояний. В слове сочетаются фонетический признак (звуки), лексико-семантический (значение), грамматический (составной элемент предложения или его минимум). В.В. Виноградов.
Словосочетание - соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, сложное наименование явлений объективной действительности. (Ф.Ф. Фортунатов - синтаксис - учение о словосочетании).
Предложение - единица языка, представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение является единицей общения. (А.А. Шахматов, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня).
Схема на доске
[а]
астраханка
астраханка - жительница г. Астрахани
Юная астраханка выбрала профессию.
Посмотрим на схему, что произойдет, если мы уберем какую-либо единицу языка?
Вывод: нет главных и второстепенных единиц языка, они все важны, без любой из них не будет существовать следующий уровень.
Таким образом мы показали, что язык представляет собой систему. Что же позволяет языку действовать и зачем он нужен?
-
Функции языка, языковые нормы
Какие функции выполняет язык?
Запишем:
-
Коммуникативная
-
Познавательная (когнитивная)
-
Установление контакта
-
Передача эмоций (эмотивная)
-
Сохранение информации
-
Эстетическая
-
Функция волеизъявления, призыва.
Каким должен быть язык, чтобы эти функции выполнялись?
Студенты представляют сценку:
Пошел я потусоваться с друганами, оставил логин и пароль от Инета соседу. Он спокойно подсоединился и лазил по сети по моему логину, потом до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазить в Инет из-под одного логина, тока не коннектиться в сеть одновременно. Мы разделили ночь на троих друганов, а пров думал, что в сети один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев.
Все ли слова были понятны?
Какие функции языка, по вашему мнению не выполняются в данных сценках?
Каким должен быть язык, чтобы выполнялись его функции?
Язык должен быть грамотным, правильным, точным, соответствовать этическим требованиям, способствовать выполнению функции общения.
Выделяются три компонента правильной речи
-
Нормативный
-
Коммуникативный
-
Этический
Для того, чтобы язык выполнял свои функции, необходимы определенные правила, которые называются нормами. Вы изучали нормы произношения, нормы употребления слов в соответствии с их значением, нормы построения словосочетаний и предложений, нормы употребления частей речи, образование слов.
Типы норм:
-
Орфоэпические
-
Лексические
-
Морфологические
-
Синтаксические
Какие факторы мы должны учитывать прежде, чем начнем общение?
С какой целью, что мы хотим узнать,чем поделиться, кто наш собеседник, от этого будет зависеть, какие языковые элементы мы будем использовать, представить себя достойно, помня, что по нашей речи складывается впечатление о нас у окружающих.
-
Подсистемы языка
Язык по своему составу неоднороден.
Горький говорил: «деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Выделяется национальный язык - общий язык всей нации, включает в себя все разновидности языка: жаргон, диалекты, просторечия, литературный язык.
И литературный язык - правильный, грамотный, нормированный, высшая форма национального языка.
где он используется? Наука, культура, деловое общение, публицистика.
Подсистемы языка
-
Литературный язык
-
Профессиональные и социально-групповые жаргоны.
-
Территориальные диалекты
-
Городское просторечие
Давайте определим место данных систем в языке.
ДЛЯ КАЖДОЙ ЦЕЛИ - СВОИ СРЕДСТВА...Г.О. Винокур
Ситуация 1.
Вам покажут несколько ситуаций, вы должны определить, какие средства языка, элементы каких стилей здесь используются, зачем авторам понадобились именно эти средства?
Определение возможности использования и роли элементов других стилей в художественном.
Сценка «Кот Бегемот»
Николай Иванович:
-
Я очень прошу выдать мне удостоверение о том, где я провел предыдущую ночь.
-
Кот:
-
На какой предмет?
-
Н.И. : На предмет предоставления милиции и супруге.
-
Кот: Удостоверений мы обычно не даем, но для вас, так и быть сделаем исключение.
-
Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен в качестве перевозочного средства. Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот.
-
Н.И. : А число?
-
Кот: Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной. - Кот подышал на печать и сделал на бумаге оттиск «Уплочено».
Элементы какого стиля мы здесь встречаем?
Оправданно ли это?
Какой эффект создает использование этих элементов?
Это официально-деловой стиль? Это имитация...
«Сослуживцы»
Мария Ивановна, руководитель, 28 лет, образование высшее, замужем, дочери пять лет. Перед ней Трушин: 27 лет, образование высшее, женат, сыну три года. Между ними стол с лежащим на нем паркером Марии Ивановны, телефоны и разница в служебном положении.
-
Вы почему раньше ушли с работы, Трушин?
-
Когда?
-
Вчера.
-
Серьезно?
-
Не придуряйся, старик, сейчас у нас проверка.
-
Что же не предупредили, змеи?
-
Итак, я вас слушаю, в чем причина вашего ухода?
-
Ах, вспомнил, я к врачу ходил!
-
И что же, он вам справку дал?
-
Справку?..
-
Старик, не пудри мозги, если нет справки, придумай что-нибудь другое.
-
Старик, переезжаем мы, дел до черта, не до справок!
-
Так что же, Трушин, Я хотел бы знать причину вашего ухода, и, если она не является уважительной, я буду вынужден наложить на вас взыскание.
-
Конечно, Вадим Иванович, я понимаю...Причина существует. Я был в суде, моя жена подала на развод.
-
Ты что, правда, развелся?
-
Да нет же, это я для отмазки.
-
Старик, без повестки не выгорит.
-
Не нервничай, Вадик, у меня брат вчера развелся, у нас с ним даже инициалы совпадают.
Какие отношения между героями?
Каким образом вы это поняли, с помощью чего?
Почему герои используют различные языковые средства? - Они меняют свои социальные роли: когда выступают в роли друзей - разговорный стиль, в роли начальник-подчиненный - официальный.
Оправданно ли использование в этом диалоге элементов разговорного стиля? Официального?
В художественном стиле могут использоваться элементы других стилей для осуществления авторских идей.
Ситуация 2.
Определение роли диалектных слов в художественном тексте:
«На плотине» Тургенев «Бежин луг»
-
А слыхали, что намеднись приключилось?
-
На плотине?
-
Да, да, на плотине. Там все буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.
Шолохов «Тихий Дон»
С той поры редко видели Григория в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное.
Вы услышали слова, редко употребляемые в языке? Непонятные вам? К какой подсистеме мы их отнесем? Не мешают ли они восприятию текста? С какой целью автор вводит их в произведение?
По вашему мнению, отличается ли язык художественной литературы от литературного языка?
Почему в художественном произведении допустимо использование диалектных, разговорных, жаргонных слов?
Ситуация 3.
Такими словами...и о любви?!
А. Кивинов «Сделано из отходов»
-
Ты ее в кафе звал?
-
Звал...
-
И че?
-
Не пошла...
-
Во, овца! Давай я с ней побазарю. Чего выделывается? Не пойму я баб, чего им надо? Пригрожу ей фингал поставить она и пойдет.
-
Зачем она мне с фингалом? Она некрасивая будет.
-
Торчу я с тебя, ты и рыбку хочешь съесть и бутылки сдать.
-
Какие бутылки?
-
Из-под фанты, блин.
О любви стихотворение! - Есенин С.А.
Фрагмент из фильма - «Гранатовый браслет»
А.И. Солженицын говорил: «Растоптали и замусорили русский язык». Что он имел ввиду, как вы думаете?
Дискуссия «Я русский бы выучил...есть ли за что?!»
-
Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова?
-
Если да, то нужно ли с этим бороться и каким образом? Если нет, объясните, почему.
-
Считаете ли вы, что жаргонные слова засоряют нашу речь?
-
Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
-
Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием жаргонных слов в СМИ?
За и против
За жаргон
-
Яркий и образный
-
Эмоциональный
против
-
жаргонные образы от постоянного употребления тускнеют, стираются, превращаются в штамп, вам выразителен штамп?
-
Эмоциональный? Эмоциональная сторона жаргона неглубока и однообразна. С чем здесь связаны эмоции? Сколько здесь оценок? Всего две - положительная и отрицательная!
-
Богатый? Да здесь нет и сотой доли того богатства и выразительности, которыми полны жизнь и литературный язык!
-
Опасен ли жаргон? В языке отражается картина мира, сознание говорящих. Мы смотрим сериалы про уголовный мир и даже если мы не принимаем психологию этого мира, то бездумное используем словечки, которые слышим с экранов каждый день. И даже эти словечки могут нести на себе психологию уголовного мира. А разве мы с вами собираемся на зону?
-
Может ли среда влиять на язык, на повседневную речь?
Конечно, среда влияет на повседневную речь, на язык, может приводить к их спаду, снижению.
-
Может ли язык влиять на среду?
Язык - высокий, чистый, нравственный - может и должен вляиять на среду, на ее формирование, улучшение. Духовное преображение.
Жаргон может относится к разным сферам жизни. Он возникает как социальный диалект. А диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки). Он также ограничен временем своего существования (исчезает или изменяется социальная прослойка - изменяется или исчезает и социальный диалект)
Использование жаргона обедняет личность: если человек владеет нормами литературного языка, он сможет найти общий язык со всеми, будет интересен всем, а если человек общается с помощью жаргона, то он может быть понят и принят ограниченной группой людей.
Литературный язык - это драгоценное наследие, которое получено нами от предыдущих поколений, драгоценнейшее, потому что дает возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен.
Можем ли мы запретить социальные диалекты? Нет, это объективное и древнее явление. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства - от языка мирян, язык мастеровых - от языка торговых людей. Каждый из нас является членом конкретной семьи, учится или работает в определенной среде, - а все это связано со знакомством и приобщением с тем или иным социальным диалектом.
Литературный и жаргонный: отличия
литературный
жаргонный
1. Общеупотребителен, широкая сфера
1. В пределах определенной группы или прослойки, ограничен в употреблении
2. Длительный период существования языковых средств
2. Ограничен временем существования
3. Показывает высокий уровень языковой культуры
3. Обедняет личность
4. Богатый и разнообразный
4. Ограниченный в средствах
5. Образный и эмоциональный
5. Ограничен в оценках, стремится к штампам
6. Помогает в общении, широкий круг общения
6. Мешает в общении, узкий круг общения
Несмотря на значительную роль жаргонов в создании художественных образов, необходимо помнить, что, во-первых, большинство жаргонных слов обладают размытой семантикой, даже члены какой-либо социальной группы могут понимать эти слова по-разному. («Стрелка» - встреча вообще, даже случайная; обязательно обусловленная встреча; встреча юноши и девушки; встреча для выяснения каких-либо отношений и т.п.) Во-вторых, одно и то же слово может обозначать разные понятия для представителей разных социальных групп. В то же время, любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер. Поэтому их нельзя использовать в определенных стилях (каких?). И даже в бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание определенную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, вызвать непонимание, эстетическое неудовольствие слушающего, даже оскорбить его, составить у последнего негативное представление о говорящем. Поэтому всегда необходимо думать, прежде чем употребить в той или иной ситуации жаргонное слово.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Игра «верно-неверно»
Оцените данные утверждения - да или нет
1. Люди общаются с помощью слов.
2. Общим языком всей нации является литературный язык.
3. Социально-групповой жаргон ограничен территориально.
4. Высшей формой языка является литературный язык.
5. Фонема - единица языка, которая не имеет своего значения.
6. Территориальные диалекты больше распространены среди сельского населения.
7. Единицей общения является предложение.
8. Морфемы употребляются самостоятельно.
9. Литературный язык должен соответствовать нормам и правилам.
10. Словосочетания являются единицами синтаксического уровня.
11. Русский язык - богат и разнообразен!
-
нет
-
нет
-
нет
-
да
-
да
-
да
-
да
-
нет
-
да
-
да
-
ДА!!!
ЗАДАНИЯ:
-
По мнению специалистов в области экономики, на руках у населения республики находится около двух миллиардов баксов.
-
Я прибыл в США не тренироваться на хитрых машинах, а работать, вкалывать, как и все прочие здешние профы.
-
Она готова была внести большие бабки, чтобы избавить его от службы в армии, но представила ему альтернативу: либо он возвращается домой, либо денег не будет.
-
Базаров занимается естественными науками и постоянно режет земноводных и пресмыкающихся.
-
В годы Великой Отечественной войны роман Толстого пользовался большим спросом у населения.
-
канцеляризм
-
просторечие
-
жаргонное
-
просторечие
-
термины
1-3
2-2
3-4
4-5
5-1
Вывод: Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, будет накапливаться хорошее доброе отношение к окружающим, будут укрепляться нравственные устои жизни.
Домашнее задание:
с.155-161.
Самостоятельная работа
Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературного текста).
Подготовка к контрольной работе.