Рабочая программа по УД Литература

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ОП «Автомеханик»  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный  цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по УД Литература

Рабочая программа по УД Литература











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЛИТЕРАТУРА















с. Туринская Слобода

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6


  1. условия реализации программы учебной дисциплины

24


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


25











Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

При получении специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет: для квалифицированных рабочих, служащих - в объеме 271 час.

190631.01 ОП «Автомеханик»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

Разработчик: Устюгова Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

номер





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

-освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

-знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

-развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

-воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

-применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;

грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды
самостоятельной работы учащихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов); - подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
- составление текстов для самоконтроля;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя; - подготовка рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» студент должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX вв;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико - литературные понятия;

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;

- объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка - 271 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 212 часов;
самостоятельная работа - 59 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

190631.01 ОП «Автомеханик»

Вид учебной работы

Объем часов

11гр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

271

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

212

в том числе:


148

практические занятия

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

190631.01 ОП «Автомеханик»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

11 гр

1

2

3

4

Раздел 1

Литература 19 века






Введение





Литература как вид искусства. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

1






1









Самостоятельная работа. Работа с первоисточниками (конспектирование критических статей (Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика)

2

Тема 1.1.

Русская литература первой половины 19 века

Обзор культуры. Литературная борьба.

Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

1

1


1







Самостоятельная работа. Самобытность русского романтизма. (сообщение)

2

Тема 1.2.

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Пушкина.

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.


1







1.2

3

Практическая работа. Анализ и интерпретация поэмы «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

Практическая работа. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

1



1


Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений, формулирование своего отношения к прочитанному произведению :: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»


1

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека.

Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.


1






1,2

3

Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений, формулирование своего отношения к прочитанному произведению: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»

1




Самостоятельная работа. Сочинение на тему: «Любовь к Родине, народу, природе»

2

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержание литературного произведения «Петербургские повести»

Практическая работа. «Портрет». Композиция.

Сюжет. Герои. Идейный замысел «Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

1

1



1


1,2

3

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм.

1

Тема 1.5.

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика

1

1

Тема 1.6.

А.Н. Островский.



Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

1


1

3

Практическая работа. Анализ и интерпретация драмы «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

1



Нравственный пафос драмы. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

1


Анализ эпизода - конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Объяснить его связь с проблематикой произведения.

1

Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».


1



Самостоятельная работа . Сочинение по творчеству Островского

2

Тема 1.7.

И.А. Гончаров.



Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа.

1



1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ глав романа «Обломов».

1


Анализ эпизода - сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа.

1


Анализ образов - Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе.


1


Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына).

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы: социально-психологический роман.

1





Самостоятельная работа . Сочинение по творчеству Гончарова

2

Тема 1.8.

И.С. Тургенев.

Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

1



1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ глав романа.

1


Анализ образов: Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

1



Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы: тема любви в романе.

1


Раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания романа: особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.


1


Формулирование своего отношения к прочитанному произведению. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.


1

Самостоятельная работа. «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе. Восприятие, истолкование, оценка


4

Тема 1.9.

Н.Г. Чернышевский

Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).

1



1

Самостоятельная работа.

  1. Вопросы и задания (учебник стр. 177)

  2. Сочинение

  3. Доклад

2


Тема 1.10

Ф.И. Тютчев.

Философичность - основа лирики поэта.


Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

1



1

3

Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.


2






Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)

2

Тема 1.11

А.А. Фет.


Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

1


1

3

Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

2




Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)

2

Тема 1.12.

А.К. Толстой. Лирика.

Сведения из биографии.

1


1

3

Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

2





Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)


2

Тема 1.13

Н.А. Некрасов.






Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

1





1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.


2



Система образов: многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

1


Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.


1


Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.




1


Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».


1




Тема 1.14.

Н. С. Лесков «Очарованный странник».



Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ повести «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести.


1

2















Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.


1




Анализ системы образов. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

1

Самостоятельная работа. Сочинение по творчеству Лескова


2

Тема 1.15.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

1





1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказов «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)

Практическая работа. Тематика и проблематика произведения.

Проблема совести и нравственного возрождения человека.

2



2

Тема 1.16.

Ф.М. Достоевский.




Сведения из биографии. «Преступление и наказание»

1


1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ романа «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

60 часов на 1 курс обучения

2



Выявление проблемы: теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.


1


Анализ образа: драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.


1


Выявление авторской позиции : своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

1


Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.

Роль пейзажа.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.


1




Самостоятельная работа. Вопросы и задания (стр. 355)

2

Тема 1.17.

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.



Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

1



1

2

3














Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ романа «Война и мир». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».


2



Анализ системы образов: духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.

2

Анализ и значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.

1

Анализ эпизодов: картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

2

Выявление авторской позиции: развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

1

Анализ и интерпретация отдельных сцен: светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

2

Идейные искания Толстого.

2

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

2

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

2


Формулирование своего отношения к прочитанному произведению: сочинение по творчеству Толстого.

2

Самостоятельная работа. Вопросы и задания, темы сочинений, докладов ( стр. 395): подготовка к семинарскому занятию

3

Тема 1.18.

А.П. Чехов.




Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ комедии «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы.

Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

2













1

3

Самостоятельная работа. Презентация творчества Чехова

2

Тема 1.19.

Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет».

О. Бальзак «Гобсек».

Г. Флобер «Саламбо».

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

2







1

Самостоятельная работа. Анализ одного произведения (по выбору)

2

Тема 1.20

Контрольная работа по разделу «Литература 19 века»

2


Раздел 2

Литература XX века







Тема 2.1.

Русская литература на рубеже веков

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века.

Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

2





2



1












Тема 2.2.

И.А. Бунин.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказов: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

2

2






1,2










Выявление авторской позиции: философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.

1


Аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному: реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.


1

Тема 2.3.

А.И. Куприн

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказа «Гранатовый браслет».

2

2


1,2




Выявление авторской позиции: смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

1




Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы: нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

1

Тема 2.4.

Поэзия начала ХХ века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в.

2



1




2,3

Практическая работа. Выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворений Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Георгия Иванова, Владислава Ходасевича, Игоря Северянина, Михаила Кузмина, Габдуллы Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

2

Тема 2.5.

Символизм.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом.

Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

2

1

Тема 2.6.

М. Горький.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ пьесы «На дне». Правда жизни в рассказах Горького.

2

2


1

3

Анализ системы образов: типы персонажей в романтических рассказах писателя.

2


Выявление ключевых проблем: тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

1

Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист.

Теория литературы: развитие понятия о драме.


1

Тема 2.7.

А.А. Блок.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…»

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.


2






2






1

3

Самостоятельная работа . Поэма «Соловьиный сад» - творческая работа

«Драматургия Блока» - сообщение

Стихи - восприятие, истолкование, оценка


2

Тема 2.8.

Литература 20-х годов (обзор)

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.






1

Практическая работа. Выявление «сквозных» тем русской литературы: тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

1




Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

1

Тема 2.9.

В.В. Маяковский.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».


2



1

3

Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

Тема 2.10.

С.А. Есенин.


Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.


2




2




1

3

Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)

2

Тема 2.11.

Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

2

1

Тема 2.12.

М.И. Цветаева. Сведения из биографии.


Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»


2



1

3

Выявление «сквозных» тем : основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.


2





Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)

2

Тема 2.13.

О.Э. Мандельштам.


Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Противостояние поэта «веку-волкодаву».


2




1

3

Выявление авторской позиции: поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2





Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)

1

Тема 2.14.

А.П. Платонов.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказа «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.


2

1

3

Тема 2.15.

И.Э. Бабель.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказов: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Теория литературы: развитие понятия о рассказе.


2

1

3

Тема 2.16.

М.А. Булгаков.




Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.


2



1

3

Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.



1

Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

1


Выявление авторской пзиции: любовь и судьба Мастера.


1

Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе

1


Самостоятельная работа. Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».

Анализ произведения (одно по выбору).

1

Тема 2.17.

М.А. Шолохов.



Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация романа «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.


2

1,2,3

Своеобразие жанра. Особенности композиции.

1


Анализ эпизодов: столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.


2

Анализ образов: патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

2


Анализ образов: женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2






Тема 2.18.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

2


1


3

Тема 2.19.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной, М. Джалиля и др. (не менее 3-х по выбору)


2


Тема 2.20.

Публицистика военных лет

М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

2


1

Самостоятельная работа Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. (анализ одного произведения)



2

Тема 2.20.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.

Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др (обзор).

2



1

Самостоятельная работа

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др


2

Тема 2.21.

А.А.Ахматова.

Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.




1

3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был

2



»

Выявление личных и общественных тем в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.


2




Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Поэма «Реквием».

2

Тема 2.22.

Б.Л. Пастернак.


Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».


2



1

3

Выявление авторской позиции: эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

2




Самостоятельная работа Роман «Доктор Живаго».


2

Тема 2.23.

А.Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…».


2



1

3

Выявление «сквозных» тем русской литературы: тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

2





Самостоятельная работа Стихи, поэмы. Восприятие, истолкование, оценка.

2

Тема 2.24.

Литература 50 - 80-х годов (обзор).

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

2




1

Самостоятельная работа Сообщение на тему «Отражение конфликтов истории в судьбах героев» по произведениям П.Нилина «Жестокость», А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцева «Не хлебом единым...» и др.

»

2

Тема 2.25.

Поэзия 60-х годов

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии


2




1,3

Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. Развитие традиций русской классики в поэзии

2




Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества

Многонациональность советской литературы.


2



Самостоятельная работа(3 сообщения по выбору) «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.

Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,

В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург.

Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.

3

















Тема 2.26.

А.И. Солженицын

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказа «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.


2





1

3

Самостоятельная работа: составление библиографических карточек по творчеству писателя


2

Тема 2.27.

В.Т. Шаламов.

Сведения из биографии.

Практическая работа Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация «Колымские рассказы». (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.


2

1,3

Тема 2.28.

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.

Практическая работа Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказов: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.



2

1,3

Тема 2.29.

Н.М. Рубцов.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация стихотворений: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

2






1,3

Самостоятельная работа. Чтение наизусть стихотворения (по выбору)

1

Тема 2.30.

Расул Гамзатов

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация стихотворений: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

2


1,3

Тема 2.31.

А.В. Вампилов.

Сведения из биографии.

Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация пьесы «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

2

1,3

Тема 2.32.

Русская литература последних лет (обзор).

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

2




1

Самостоятельная работа. Реферат


2

Тема 2.33.

Зарубежная литература (обзор)

И.-В.Гете. «Фауст».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища»

Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».

2

1

Тема 2.34.

Контрольная работа

2



Всего:

271= 212+59

212=148 - практ + 64теор



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по литературе

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия:

1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.

2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005

3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.

4. Курдюмова Т.Ф. Литература 10 класс. ДРОФА Москва. 2007.

5. Курдюмова Т.Ф. Литература 11 кл. (ч. 1, 2). М., 2011.

Интернет-ресурсы

1.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: slovari.ru

2. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».
Форма доступа: velib.com

3. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма
доступа: fplib.ru

4. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма

доступа: rus.1september.ru

Дополнительная литература.

  1. Божко Н.М. Зарубежная литература 5-11 классы: нестандартные уроки с использованием новых технологий. Волгоград: Учитель, 2007г.

  2. Боник В.Б. Образцовые сочинения. Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003г.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 10-11 класс. М.: «ВАКО», 2007г.

  1. Зеленкова Е.В. Новейшие сочинения на поэтические и свободные темы. ООО «Издательство «Эксмо», 2006г.

  2. Прокофьева Н.Н. 240 экзаменационных вопросов и ответов по литературе. М.: «Дрофа», 1999г.

  3. Роговик Т.Н. Литература. ЕГЭ. Эффективная методика. М.: «Экзамен», 2005г.

Средства обеспечения дисциплины.

  1. Комплекты портретов для кабинета литературы. Русские писатели XVIII-XIX, XX веков. Наглядное пособие. Оформление С.И. Кравцова. Художник Ю.Ф. Николаев. Художественный редактор А.Л. Кашеков. ООО «Дрофа», 2006г.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения


1

2

Умения:

воспроизводить содержание литературного произведения

Контрольная работа по теме «Литература 19 века»

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

соотносить произведения с литературным направлением эпохи

выявлять авторскую позицию

соблюдая нормы литературного произношения

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

писать рецензии на прочитанные произведения
и сочинения разных жанров на литературные
темы;

Знания:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX вв;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия



Умения:

воспроизводить содержание литературного произведения

Контрольная работа по теме «Литература 20 века»

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения; объяснять его связь с

проблематикой произведения;

выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию;

Знания:

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX вв;

основные теоретико-литературные понятия



© 2010-2022