- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по УД Литература
Рабочая программа по УД Литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устюгова И.Н. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
с. Туринская Слобода
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
24
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
25
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).
При получении специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет: для квалифицированных рабочих, служащих - в объеме 271 час.
190631.01 ОП «Автомеханик»
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Разработчик: Устюгова Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
-знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
-развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
-воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
-применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - читателя, развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются следующие виды
самостоятельной работы учащихся:
- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов); - подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
- составление текстов для самоконтроля;
- составление библиографических карточек по творчеству писателя; - подготовка рефератов;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» студент должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX вв;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико - литературные понятия;
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;
- объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка - 271 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 212 часов;
самостоятельная работа - 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
190631.01 ОП «Автомеханик»
Вид учебной работы
Объем часов
11гр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
271
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
212
в том числе:
148
практические занятия
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
190631.01 ОП «Автомеханик»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
11 гр
1
2
3
4
Раздел 1
Литература 19 века
Введение
Литература как вид искусства. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
1
1
Самостоятельная работа. Работа с первоисточниками (конспектирование критических статей (Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика)
2
Тема 1.1.
Русская литература первой половины 19 века
Обзор культуры. Литературная борьба.
Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
1
1
1
Самостоятельная работа. Самобытность русского романтизма. (сообщение)
2
Тема 1.2.
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Пушкина.
Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.
Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.
1
1.2
3
Практическая работа. Анализ и интерпретация поэмы «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.
Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.
Практическая работа. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.
1
1
Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений, формулирование своего отношения к прочитанному произведению :: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»
1
Тема 1.3.
М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.
Основные мотивы лирики.
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека.
Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
1
1,2
3
Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений, формулирование своего отношения к прочитанному произведению: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»
1
Самостоятельная работа. Сочинение на тему: «Любовь к Родине, народу, природе»
2
Тема 1.4.
Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержание литературного произведения «Петербургские повести»
Практическая работа. «Портрет». Композиция.
Сюжет. Герои. Идейный замысел «Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
1
1
1
1,2
3
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).
Теория литературы: Романтизм и реализм.
1
Тема 1.5.
Русская литература второй половины XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.
Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика
1
1
Тема 1.6.
А.Н. Островский.
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
1
1
3
Практическая работа. Анализ и интерпретация драмы «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
1
Нравственный пафос драмы. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.
1
Анализ эпизода - конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Объяснить его связь с проблематикой произведения.
1
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
1
Самостоятельная работа . Сочинение по творчеству Островского
2
Тема 1.7.
И.А. Гончаров.
Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа.
1
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ глав романа «Обломов».
1
Анализ эпизода - сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа.
1
Анализ образов - Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе.
1
Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына).
Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).
Теория литературы: социально-психологический роман.
1
Самостоятельная работа . Сочинение по творчеству Гончарова
2
Тема 1.8.
И.С. Тургенев.
Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.
1
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ глав романа.
1
Анализ образов: Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.
1
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы: тема любви в романе.
1
Раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания романа: особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
1
Формулирование своего отношения к прочитанному произведению. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.
1
Самостоятельная работа. «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе. Восприятие, истолкование, оценка
4
Тема 1.9.
Н.Г. Чернышевский
Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).
1
1
Самостоятельная работа.
-
Вопросы и задания (учебник стр. 177)
-
Сочинение
-
Доклад
2
Тема 1.10
Ф.И. Тютчев.
Философичность - основа лирики поэта.
Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
1
1
3
Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
2
Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)
2
Тема 1.11
А.А. Фет.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
1
1
3
Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
2
Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)
2
Тема 1.12.
А.К. Толстой. Лирика.
Сведения из биографии.
1
1
3
Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
2
Самостоятельная работа. Восприятие, истолкование, оценка одного стихотворения (по выбору)
2
Тема 1.13
Н.А. Некрасов.
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
1
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
2
Система образов: многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.
1
Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
1
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).
Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.
1
Практическая работа. Анализ и интерпретация стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
1
Тема 1.14.
Н. С. Лесков «Очарованный странник».
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ повести «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести.
1
2
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.
1
Анализ системы образов. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
1
Самостоятельная работа. Сочинение по творчеству Лескова
2
Тема 1.15.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.
Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
1
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказов «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)
Практическая работа. Тематика и проблематика произведения.
Проблема совести и нравственного возрождения человека.
2
2
Тема 1.16.
Ф.М. Достоевский.
Сведения из биографии. «Преступление и наказание»
1
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ романа «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
60 часов на 1 курс обучения
2
Выявление проблемы: теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
1
Анализ образа: драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.
1
Выявление авторской позиции : своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
1
Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
Роль пейзажа.
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).
Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.
1
Самостоятельная работа. Вопросы и задания (стр. 355)
2
Тема 1.17.
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
1
1
2
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ романа «Война и мир». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».
2
Анализ системы образов: духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.
2
Анализ и значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.
1
Анализ эпизодов: картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
2
Выявление авторской позиции: развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
1
Анализ и интерпретация отдельных сцен: светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
2
Идейные искания Толстого.
2
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
2
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.
Теория литературы: понятие о романе-эпопее.
2
Формулирование своего отношения к прочитанному произведению: сочинение по творчеству Толстого.
2
Самостоятельная работа. Вопросы и задания, темы сочинений, докладов ( стр. 395): подготовка к семинарскому занятию
3
Тема 1.18.
А.П. Чехов.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ комедии «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы.
Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.
2
2
1
3
Самостоятельная работа. Презентация творчества Чехова
2
Тема 1.19.
Зарубежная литература (обзор)
В. Шекспир «Гамлет».
О. Бальзак «Гобсек».
Г. Флобер «Саламбо».
Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
2
1
Самостоятельная работа. Анализ одного произведения (по выбору)
2
Тема 1.20
Контрольная работа по разделу «Литература 19 века»
2
Раздел 2
Литература XX века
Тема 2.1.
Русская литература на рубеже веков
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века.
Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.
Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.
Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».
2
2
1
Тема 2.2.
И.А. Бунин.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказов: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».
2
2
1,2
Выявление авторской позиции: философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.
1
Аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному: реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Поэтика И. А. Бунина.
1
Тема 2.3.
А.И. Куприн
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ рассказа «Гранатовый браслет».
2
2
1,2
Выявление авторской позиции: смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.
1
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы: нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
1
Тема 2.4.
Поэзия начала ХХ века
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в.
2
1
2,3
Практическая работа. Выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворений Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Георгия Иванова, Владислава Ходасевича, Игоря Северянина, Михаила Кузмина, Габдуллы Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
2
Тема 2.5.
Символизм.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом.
Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
2
1
Тема 2.6.
М. Горький.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ пьесы «На дне». Правда жизни в рассказах Горького.
2
2
1
3
Анализ системы образов: типы персонажей в романтических рассказах писателя.
2
Выявление ключевых проблем: тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
1
Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист.
Теория литературы: развитие понятия о драме.
1
Тема 2.7.
А.А. Блок.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…»
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.
2
2
1
3
Самостоятельная работа . Поэма «Соловьиный сад» - творческая работа
«Драматургия Блока» - сообщение
Стихи - восприятие, истолкование, оценка
2
Тема 2.8.
Литература 20-х годов (обзор)
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
1
Практическая работа. Выявление «сквозных» тем русской литературы: тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
1
Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.
1
Тема 2.9.
В.В. Маяковский.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».
2
1
3
Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
2
Тема 2.10.
С.А. Есенин.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.
2
2
1
3
Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)
2
Тема 2.11.
Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).
2
1
Тема 2.12.
М.И. Цветаева. Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»
2
1
3
Выявление «сквозных» тем : основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
2
Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)
2
Тема 2.13.
О.Э. Мандельштам.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Противостояние поэта «веку-волкодаву».
2
1
3
Выявление авторской позиции: поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
2
Самостоятельная работа. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору)
1
Тема 2.14.
А.П. Платонов.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказа «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
2
1
3
Тема 2.15.
И.Э. Бабель.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказов: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.
Теория литературы: развитие понятия о рассказе.
2
1
3
Тема 2.16.
М.А. Булгаков.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
2
1
3
Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.
1
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.
1
Выявление авторской пзиции: любовь и судьба Мастера.
1
Соотнесение произведения с литературным направлением эпохи: традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе
1
Самостоятельная работа. Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».
Анализ произведения (одно по выбору).
1
Тема 2.17.
М.А. Шолохов.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация романа «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
2
1,2,3
Своеобразие жанра. Особенности композиции.
1
Анализ эпизодов: столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.
2
Анализ образов: патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
2
Анализ образов: женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.
Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
2
Тема 2.18.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
2
1
3
Тема 2.19.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной, М. Джалиля и др. (не менее 3-х по выбору)
2
Тема 2.20.
Публицистика военных лет
М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
2
1
Самостоятельная работа Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. (анализ одного произведения)
2
Тема 2.20.
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.
Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др (обзор).
2
1
Самостоятельная работа
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др
2
Тема 2.21.
А.А.Ахматова.
Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
1
3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был
2
»
Выявление личных и общественных тем в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
2
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ поэмы «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.
Поэма «Реквием».
2
Тема 2.22.
Б.Л. Пастернак.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».
2
1
3
Выявление авторской позиции: эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
2
Самостоятельная работа Роман «Доктор Живаго».
2
Тема 2.23.
А.Т. Твардовский.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…».
2
1
3
Выявление «сквозных» тем русской литературы: тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей
Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.
Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.
2
Самостоятельная работа Стихи, поэмы. Восприятие, истолкование, оценка.
2
Тема 2.24.
Литература 50 - 80-х годов (обзор).
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
2
1
Самостоятельная работа Сообщение на тему «Отражение конфликтов истории в судьбах героев» по произведениям П.Нилина «Жестокость», А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцева «Не хлебом единым...» и др.
»
2
Тема 2.25.
Поэзия 60-х годов
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии
2
1,3
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. Развитие традиций русской классики в поэзии
2
Практическая работа. Воспроизведение содержания и анализ стихотворений А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества
Многонациональность советской литературы.
2
Самостоятельная работа(3 сообщения по выбору) «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.
Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,
В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.
Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург.
Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.
Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).
Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.
3
Тема 2.26.
А.И. Солженицын
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказа «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
2
1
3
Самостоятельная работа: составление библиографических карточек по творчеству писателя
2
Тема 2.27.
В.Т. Шаламов.
Сведения из биографии.
Практическая работа Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация «Колымские рассказы». (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
2
1,3
Тема 2.28.
В.М. Шукшин.
Сведения из биографии.
Практическая работа Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация рассказов: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
2
1,3
Тема 2.29.
Н.М. Рубцов.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация стихотворений: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
2
1,3
Самостоятельная работа. Чтение наизусть стихотворения (по выбору)
1
Тема 2.30.
Расул Гамзатов
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация стихотворений: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
2
1,3
Тема 2.31.
А.В. Вампилов.
Сведения из биографии.
Практическая работа. Воспроизведение содержания, анализ и интерпретация пьесы «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).
Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.
2
1,3
Тема 2.32.
Русская литература последних лет (обзор).
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
2
1
Самостоятельная работа. Реферат
2
Тема 2.33.
Зарубежная литература (обзор)
И.-В.Гете. «Фауст».
Э. Хемингуэй. «Старик и море».
Э.- М. Ремарк. «Три товарища»
Г. Маркес. «Сто лет одиночества».
П. Коэльо. «Алхимик».
2
1
Тема 2.34.
Контрольная работа
2
Всего:
271= 212+59
212=148 - практ + 64теор
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по литературе
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.
2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005
3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.
4. Курдюмова Т.Ф. Литература 10 класс. ДРОФА Москва. 2007.
5. Курдюмова Т.Ф. Литература 11 кл. (ч. 1, 2). М., 2011.
Интернет-ресурсы
1.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: slovari.ru
2. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».
Форма доступа: velib.com
3. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма
доступа: fplib.ru
4. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма
доступа: rus.1september.ru
Дополнительная литература.
-
Божко Н.М. Зарубежная литература 5-11 классы: нестандартные уроки с использованием новых технологий. Волгоград: Учитель, 2007г.
-
Боник В.Б. Образцовые сочинения. Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 10-11 класс. М.: «ВАКО», 2007г.
-
Зеленкова Е.В. Новейшие сочинения на поэтические и свободные темы. ООО «Издательство «Эксмо», 2006г.
-
Прокофьева Н.Н. 240 экзаменационных вопросов и ответов по литературе. М.: «Дрофа», 1999г.
-
Роговик Т.Н. Литература. ЕГЭ. Эффективная методика. М.: «Экзамен», 2005г.
Средства обеспечения дисциплины.
-
Комплекты портретов для кабинета литературы. Русские писатели XVIII-XIX, XX веков. Наглядное пособие. Оформление С.И. Кравцова. Художник Ю.Ф. Николаев. Художественный редактор А.Л. Кашеков. ООО «Дрофа», 2006г.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1
2
Умения:
воспроизводить содержание литературного произведения
Контрольная работа по теме «Литература 19 века»
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
соотносить произведения с литературным направлением эпохи
выявлять авторскую позицию
соблюдая нормы литературного произношения
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
писать рецензии на прочитанные произведения
и сочинения разных жанров на литературные
темы;
Знания:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX вв;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия
Умения:
воспроизводить содержание литературного произведения
Контрольная работа по теме «Литература 20 века»
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения; объяснять его связь с
проблематикой произведения;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
Знания:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX вв;
основные теоретико-литературные понятия