Сценарный план урока русского языка Бессоюзные сложные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Открытый урок русского языка в 9 классе, 2015 г., учитель Субботина Л.В.

ТЕМА: «Бессоюзные сложные предложения»

ТИП УРОКА: урок общеметодологической направленности

ЦЕЛИ УРОКА

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, выделять главное, сравнивать, обобщать.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формировать личностную позицию учащихся; воспитывать эстетический вкус, формировать навыки контроля и самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, компьютер

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (проверили готовность к уроку)

Мотивационное начало урока

Звучит песня о добре («Твори добро»)

Слайд №1

Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...

- О чем это стихотворение? (О добре)

- Что такое добро? (Словарная статья)- инд. задание. Слайд №2

- Добро - это

1. Нечто положительное, хорошее, полезное…

- Синонимы к слову добро? (добродушие, благодушие, добросердечность, мягкосердечие, кроткость, отзывчивость) - инд. задание Слайд №3

- С какими чертами характера человека у вас ассоциируется это слово? (добрый человек)

Добрый человек. Это какой? (отзывчивый, гуманный, человечный)

- Определите основную мысль данного стихотворения. В каком предложении она заключена? Выпишите это предложение. Слайд №4 - 5

(Нужно к людям относиться по - доброму, и добро к тебе возвернется сторицей, т. е.

вомного раз больше).

-Сделайте синтаксический разбор этого предложения (записать его) (СП с различными видами связи: сочинительной и бессоюзной).

- Объясните постановку запятой между частями БСП.

- Определите тему урока. О чем мы будем говорить?

2. Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения» (слайд №6) (запись темы в тетрадь)
Ребята, мы с вами изучили весь программный материал по данной теме. Сегодня у нас урок общеметодологической направленности . Давайте определим цели урока.

Цели урока: (Слайд №7)

- образовательная: обобщить знания о БСП, совершенствовать пунктуационные навыки;

- развивающая: развивать умения логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, сравнивать, обобщать.

- воспитательные: формировать личностную позицию учащихся; воспитывать эстетический вкус, формировать навыки контроля и самоконтроля.

3. Работа по теме урока

- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого

Слайд № 8

«Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно» (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание?

Учитель:

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастлив не тот человек, который имеет все материальные блага, а тот человек, который отдает себя людям, оказывает им помощь в трудную минуту. Добрый человек - это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

- Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку. Объясните знаки препинания. Почему автор использует бессоюзное предложение? Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

-Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно

Слайд №9

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте и определите: какие перед нами предложения? (БСП) Найдите среди них лишнее (Слайд 10 ) Аргументируйте свое мнение.

1. «Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других.

2. «Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце»

3. « Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит»

4.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

-Чем объединены все эти предложения? (одной темой - добро).

- Какие предложения называются БС? Объясните постановку знаков препинания в БСП

- Вспомним, постановку знаков препинания в БСП.

Слайд №11 . ЗАДАНИЕ. Прочитайте высказывания. О чем они? Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните постановку знаков препинания в БСП. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой и проверкой по шаблону) Раздать задание на карточках

Исходный вариант

Перестроенное предложение

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)

2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.

(Д. Кугулътинов.)

3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)

4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов)

6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов)

1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты.

(Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие

4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время

6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

Слад № 12 (проверка по шаблону)

Цифровой диктант. (4 мин.) Слайд № 13

- Прочитайте предложения. Чем они объединены? (общей темой и основной мыслью).

- О чем эти предложения? (о добре)

- В чем основная мысль? (нужно делать добро людям)

В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а во втором - тире.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( )добрый - от жалости.

5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.

Проверка по шаблону Слайд №14

Двоеточие

Тире

1,3,6, 8

2,4,5, 7

- Какими правилами вы пользовались?

Релакспауза

8. Работа с текстом (текст распечатан на листочках) (1-3 коллективно, остальные самостоятельно в группе, с проверкой по шаблону)

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добре и зле).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста. Аргументируйте свое мнение (тип речи - рассуждение; тезис - 1, 2 предложения; доказательства 4- 12, вывод - 13, стиль - публицистический - пропаганда нравственных ценностей).

  1. найдите БСП (3,6,10,13);

  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2);

  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо);

  4. сколько грамматических основ во 2 предложении (2);

  5. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки);

  6. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9);

  7. назовите СПП с определительным придаточным (1).

Слайд № 15 (проверка по шаблону)

1) 3,6,10,13

2) 1,2

3 начинать надо

4) 2

5) выращивая, ростки

6) 5,8,9

7) 1

Работа с текстом Ю. Яковлева (сб. ОГЭ, И.П. Цыбулько, стр. 47)

- О ком этот текст? (О мальчике, его звали Коста, который не был похож на других детей в классе: зевал на уроках, был молчалив, а когда прозвенит звонок с урока, он сразу же убегал из класса и из школы. Учительница Евгения Ивановна решила за ним проследить. Оказывается, Коста спешил к больному мальчику, у которого была собака со странной кличкой Лапоть. Коста утром и вечером гулял с этой собакой, иначе мать больного парнишки ее продала бы)

- Каким же был Коста? (добрым, отзывчивым, способным на сочувствие).

- Основная мысль текста? (Что хочет донести до нас автор?) - нужно делать добрые дела.

- Что объединяет данный текст и все предложения, с которыми мы работали на уроке? (общая тема- добро).

- Выполните задание 14. Обоснуйте свой ответ, объясните постановку знаков препинания. (Ответ 6, 8)

Слайд № 16

- Проверка домашнего задания (15. 3 - сочинение - рассуждение: Как вы понимаете значение слова ДОБРО?) с использованием БСП. (сдать сочинения - рассуждения)

4. Обобщение по теме урока.

- Дать определение БСП?

- Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

- Двоеточие? Тире?

5. Итог урока

Таким образом, мы с вами обобщили знания по теме БСП. И я надеюсь, что вы не только будете правильно расставлять знаки препинания в БСП, но и употреблять их в письменной и устной речи.

6. Рефлексия Слайд № 17

- Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.
- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?
- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме.

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях.

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме.

- Обратимся еще раз к эпиграфу. Я надеюсь, что эти слова великого классика станут для вас путеводной звездой на жизненном пути. Слайд 18

7. Отметки

Слайд №19

8. Домашнее задание: стр. 41 (сб. ОГЭ, Цыбулько, 15.3).

Слайд 1

№20

Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!»

(Звучит песня «Твори добро»)







Приложение

Работа с текстом

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к тексту:

1. Определите тему текста.

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста. Аргументируйте свое мнение.

1)найдите БСП;

2)среди 1-4 найдите предложения с вводным словом;

3)назовите грамматическую основу в 9 предложении;

4)сколько грамматических основ во 2 предложении;

5) в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне;

6) назовите предложения с обособленным обстоятельством;

7) назовите СПП с определительным придаточным.

Сочинение - рассуждение по тексту Ю. Яковлева «Как вы понимаете значение слова ДОБРО?» (стр. 41, сб. ОГЭ, Цыбулько, 15.3).

Что такое добро? Это отзывчивость, человечность, чуткость, гуманность.

Добро играет большую роль в нашей жизни. В современном мире, где полно жестокости и насилия, добро является одним из важнейших понятий.

В тексте Ю. Яковлева можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Главный герой рассказа (его звали Коста) не был похож на других детей в классе: зевал на уроках, был молчалив, а лишь только прозвенит звонок - сразу же убегал из класса и из школы. Учительница, Евгения Ивановна, решила за ним проследить. Оказалось, Коста спешил к больному мальчику, у которого была собака со странной кличкой Лапоть. Школьник утром и вечером гулял с этой собакой, иначе мать больного парнишки продала бы таксу.

Проявление добра мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, мое родное село Субботино - родина известного далеко за пределами области архимандрита Ипполита, настоятеля Свято- Николаевского мужского монастыре в городе Рыльске. Владимир Савочкин написал о нем книгу, назвав его «самым добрым батюшкой на земле». В ней собраны воспоминания различных людей, знавших отца Ипполита. И почти все отмечают: самой главной чертой его характера была доброта. Не один человек, обратившийся к нему за помощью, не был им оставлен, для каждого батюшка находил нужные слова, каждого умел успокоить. А еще он обладал даром исцеления: по его молитве больные люди выздоравливали.

Таким образом, добро - это одно из тех слов, которые учат нас с любовью относиться ко всему живому на Земле, уважать людей, помогать им.






© 2010-2022