Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3.

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).


Задачи:

образовательные:

- обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание,

соответствующее тексту-рассуждению,

- учить подбирать аргументы и логично связать их;


развивающие:

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе прочитанного текста;

воспитывающие:

- формирование нравственных качеств учащихся, способность сострадать. Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Компьютерная презентация к уроку,

Карточки

Лист ученика


Ход урока:

  1. Орг. момент.

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Введение в тему, формирование мотивации.

- Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку: изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение.

Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки - определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность.

(Нужно ли готовиться к сочинению 15.3? Зачем?)

(Предполагаемые ответы: 1) чтобы получить баллы на ОГЭ; 2) кто собирается поступить в ВУЗ, тому придется набрать хороший балл на ЕГЭ по русскому языку. Данный формат сочинения является ступенькой к успешному сочинению в формате ЕГЭ)


Запишите тему урока: Сочинение - рассуждение 15.3. (Слайд 1)

  1. Актуализация имеющихся знаний.

- Вспомним формулировку задания 15.3. (ответы)

- Прочитаем точную формулировку задания 15.3. (Слайд 2)

15.3 - это сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- Повторим теорию о композиции такого сочинения. (Ответы, после этого слайд 3)

Цитаты о сострадании

Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард Мандевиль

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович Достоевский

Сострадание - это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко

Сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан-Жак Руссо

Сострадание - основа всей морали. Артур Шопенгауэр

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. Марк Туллий Цицерон

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои? Люк де Клапье Вовенарг

4. Знакомство с текстом (Приложение 1), анализ композиции, смысловой структуры.

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о нем?

- Какие чувства испытывает героиня, увидев «печальных» первоклашек с «удивленными, непонимающими» глазами? (жалость, сочувствие, сострадание)

- Сострадание к этим детям у неё только чувственное или деятельное? Что она предпринимает, чтобы помочь сиротам?

- Результат её действий?

- Как думаете, какое нравственно-этическое понятие станет темой сочинения 15.3?

- Подсказкой является и текст к изложению (Приложение 2), по которому тренировались в сжатии текста. Ключевое слово текста?

- Ещё кому можно сострадать?

Важные вопросы себе

Насколько мы сострадательны?

Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа?

Оставляют ли нас равнодушными те, кто просят о нас о помощи, попав в беду?

Готовы ли мы приютить у себя беженцев, людей пострадавших от пожара, наводнения и оставшихся потому без жилья?

- Таким образом, допишем тему урока - «Что такое сострадание?» (Слайд 4)



5. Подбор материалов к сочинению.

- 1-й абзац в структуре сочинения - это вступление. Тезис (Слайд 5)

Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Словарь Ожегова

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Толковый словарь Ушакова (Слайд 6)

2. Перечисление синонимов.

Сострадание - гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие. Словарь синонимов (Слайд 7)

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.


Сострадание - это особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему; готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. (Слайд 8)



- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Слайд 9)

Вопросы -подсказки к комментарию:

  • •Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

  • •Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

  • Чем существенным я могу дополнить это определение?


- Проверим себя! . (Слайд 10)

Тезис из сочинения ученика

Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.

- Какую ошибку допустил ученик? (Нет комментария)

- Попробуем составить свой комментарий. Берем 1-е или 2-е определение.

Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Человек, умеющий чувствовать чужую боль, будет искать выхода из сложившейся ситуации.


- 2-й абзац.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

. (Слайд 11)

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…


- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

Именно таким человеком является героиня текста А.Лиханова.

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героине, вспомним вопросы анализа: кто она такая, еёё поступок? Ради чего?


Девушка, которая пришла работать в школу-интернат, почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью. (предложения № )

.

- 3-й абзац. Аргумент 2


С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много, являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …) . . (Слайд 12)


В стихотворении в прозе «Два богача» мужик, сострадая сироте-племяннице, берёт её в свою семью, хотя ему самому теперь не на что будет соль купить.)

В телепередаче « » показывают малышей из детского дома, нуждающихся в родительском тепле. Радостно сознавать, что в нашей стране очень много людей, желающих стать для них настоящими родителями, дарить свою любовь.



4-й абзац. Заключение. Вывод.


Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

- Попробуйте написать вывод.


Таким образом, сострадание - это готовность без раздумий оказать помощь ближнему



Приложение 1.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером - торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса...

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой.

(11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

(12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро - обстоятельства сложились так - в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов - мальчишечьих и девчачьих - скандирует под моим окном:

- (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

(По А. Лиханову)*

  • Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) - писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


Литература:

  1. Беспалова Т.В. Материал по теме «Сострадание».

  2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку







15.3._______________________________________________________

Вступление. Тезис

(Определение слова)

Комментарий к определению (Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?)

1-й аргумент

(из предложенного текста)




2-й аргумент

(из жизненного опыта)





Вывод











© 2010-2022