- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чаркина Н.Н. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные:
- обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения,
-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание,
соответствующее тексту-рассуждению,
- учить подбирать аргументы и логично связать их;
развивающие:
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе прочитанного текста;
воспитывающие:
- формирование нравственных качеств учащихся, способность сострадать. Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Компьютерная презентация к уроку,
Карточки
Лист ученика
Ход урока:
-
Орг. момент.
Приветствие класса, проверка готовности к уроку.
-
Введение в тему, формирование мотивации.
- Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку: изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение.
Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки - определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность.
(Нужно ли готовиться к сочинению 15.3? Зачем?)
(Предполагаемые ответы: 1) чтобы получить баллы на ОГЭ; 2) кто собирается поступить в ВУЗ, тому придется набрать хороший балл на ЕГЭ по русскому языку. Данный формат сочинения является ступенькой к успешному сочинению в формате ЕГЭ)
Запишите тему урока: Сочинение - рассуждение 15.3. (Слайд 1)
-
Актуализация имеющихся знаний.
- Вспомним формулировку задания 15.3. (ответы)
- Прочитаем точную формулировку задания 15.3. (Слайд 2)
15.3 - это сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.
- Повторим теорию о композиции такого сочинения. (Ответы, после этого слайд 3)
Цитаты о сострадании
Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард Мандевиль
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович Достоевский
Сострадание - это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко
Сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан-Жак Руссо
Сострадание - основа всей морали. Артур Шопенгауэр
Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. Марк Туллий Цицерон
Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои? Люк де Клапье Вовенарг
4. Знакомство с текстом (Приложение 1), анализ композиции, смысловой структуры.
На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.
- Кто является главным героем текста? Что узнали о нем?
- Какие чувства испытывает героиня, увидев «печальных» первоклашек с «удивленными, непонимающими» глазами? (жалость, сочувствие, сострадание)
- Сострадание к этим детям у неё только чувственное или деятельное? Что она предпринимает, чтобы помочь сиротам?
- Результат её действий?
- Как думаете, какое нравственно-этическое понятие станет темой сочинения 15.3?
- Подсказкой является и текст к изложению (Приложение 2), по которому тренировались в сжатии текста. Ключевое слово текста?
- Ещё кому можно сострадать?
Важные вопросы себе
Насколько мы сострадательны?
Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа?
Оставляют ли нас равнодушными те, кто просят о нас о помощи, попав в беду?
Готовы ли мы приютить у себя беженцев, людей пострадавших от пожара, наводнения и оставшихся потому без жилья?
- Таким образом, допишем тему урока - «Что такое сострадание?» (Слайд 4)
5. Подбор материалов к сочинению.
- 1-й абзац в структуре сочинения - это вступление. Тезис (Слайд 5)
Это ответ на вопрос: что это такое?
По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.
Есть разные способы толкования лексического значения слова.
1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Словарь Ожегова
Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Толковый словарь Ушакова (Слайд 6)
2. Перечисление синонимов.
Сострадание - гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие. Словарь синонимов (Слайд 7)
3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Сострадание - это особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему; готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. (Слайд 8)
- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Слайд 9)
Вопросы -подсказки к комментарию:
-
•Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
-
•Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
-
Чем существенным я могу дополнить это определение?
- Проверим себя! . (Слайд 10)
Тезис из сочинения ученика
Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.
- Какую ошибку допустил ученик? (Нет комментария)
- Попробуем составить свой комментарий. Берем 1-е или 2-е определение.
Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Человек, умеющий чувствовать чужую боль, будет искать выхода из сложившейся ситуации.
- 2-й абзац.
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
. (Слайд 11)
- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.
- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…
- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:
Именно таким человеком является героиня текста А.Лиханова.
- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героине, вспомним вопросы анализа: кто она такая, еёё поступок? Ради чего?
Девушка, которая пришла работать в школу-интернат, почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью. (предложения № )
.
- 3-й абзац. Аргумент 2
С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, …..
Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много, являются события, связанные с….
Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …) . . (Слайд 12)
В стихотворении в прозе «Два богача» мужик, сострадая сироте-племяннице, берёт её в свою семью, хотя ему самому теперь не на что будет соль купить.)
В телепередаче « » показывают малышей из детского дома, нуждающихся в родительском тепле. Радостно сознавать, что в нашей стране очень много людей, желающих стать для них настоящими родителями, дарить свою любовь.
4-й абзац. Заключение. Вывод.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
- Попробуйте написать вывод.
Таким образом, сострадание - это готовность без раздумий оказать помощь ближнему
Приложение 1.
(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером - торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса...
(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой.
(11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
(12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.
(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.
(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.
(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро - обстоятельства сложились так - в гости ходить перестали.
(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...
(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов - мальчишечьих и девчачьих - скандирует под моим окном:
- (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!
(По А. Лиханову)*
-
Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) - писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Литература:
-
Беспалова Т.В. Материал по теме «Сострадание».
-
Нарушевич А.Г. Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку
15.3._______________________________________________________
Вступление. Тезис
(Определение слова)
Комментарий к определению (Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?)
1-й аргумент
(из предложенного текста)
2-й аргумент
(из жизненного опыта)
Вывод