- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Кружок русского языка
Кружок русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бейсембаева К.А. |
Дата | 30.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кружок русского языка «Юный лингвист»
План занятии кружка русского языка.
-
Ты обязан русской речью хорошо владеть !
-
Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики.
-
Краска речь пословицей.
-
Русские народные загадки.
-
Сперва аз да буки - потом все науки.
-
Красота русской речи.
-
Смотри не сломай язык.
-
Как решать буквенные ребусы и шарады.
-
Пульс слова.
-
Итоговый утренник.
«Ты обязан русской речью хорошо владеть»
-
Русский язык ценнейшее достояние и величайшее достижение русского народа. Все мы любим и ценим великий русский язык.
Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведении таких мастеров слова, как И. Крылов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Гоголь, М. Горький.
Чтение повышает грамотность, а , как говорит русская пословица, «Грамота - к мудрости ступенька»
II этап.
Первый ученик. На уроках чтения и истории мы знакомились с биографиями великих людей : ученых, полководцев, писателей.
Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. На занятиях кружка мы будем теперь регулярно знакомиться с биографией отдельных слов и выражении.
Я познакомлю с историей слова школа. Слово это давно вошло в русский язык, но оно не русское, а греческое по происхождению, первоначально значило только отдых.
В Афинах- столице Греции- около двух с половиной тысяч лет тому назад существовал такой обычай: юноши из богатых семей собирались в воскресенье в определенном месте и слушали беседы видных ученых и философов. Они отдыхали и одновременно усваивали определенные знания. Такой воскресный отдых и назывался школой. Теперь слово школа имеет более широкое значение. В школе мы учимся трудимся в мастерских и напришкольных участках , а также отдыхаем- на вечерах, утренниках.
Второй ученик. Все мы недавно вернулись в школу после летних каникул. Я расскажу о том, как возникло слово каникулы. Слово это происходит от латинского канис-пес словом каникула в древнем Риме называли время года, когда солнце находилось в созвездии Большого пса (июль , август ). В этот период обычно стояла большая жара и римский сенат не заседал , устраивал перерыв в своих занятиях. Этот период назывался каникулой. Позже этим словом стали обозначать всякий перерыв занятиях в учении , хотя бы он приходился и на другое время года.
III этап. Занимательные игры и задачи.
-
Чего больше в «одном яблоке », чем в «четырех яблоках».
(Букв О).
-
Чем кончаются «зима и весна».
(Буквой А).
-
Что пишется в начале «книги»
(Буква К).
-
Что находится между «горой и лугом»
(Бувка И).
-
Как превратить «мел» в мелкое место на реке, «угол» - в топливо , «шест» -в число?
(Добавить Ь).
Упражнение в скороговорках.
-
Волки рыщут, пищу ищут.
-
Тащу не дотащу, боюсь, что выпущу.
Буквенная эстафета.
Дети делятся на две или три группы по шесть, восемь человек в каждой, и встают или садятся друг за другом. Стоящий в группе первым говорит слово , в котором столько букв, сколько участников в группе, и пишет первую букву этого слова на доске. Второй выходит к доске и пишет вторую букву и т.д. Выигрывает та группа, которая первая без ошибок напишет слово.
Занятие на тему: Без знания грамматики не усвоишь ни истории , ни математики.
I этап. Беседа учителя.
В начале беседы учитель выясняет с учащимися, что такое грамматика.
Грамматика- это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В русском языка насчитывается несколько сотен тысяч слов, но невозможно выразить ни одной мысли, если не поставить слова в определенной связи, не подчинить их правилам грамматики.
На доске записывается ряд отдельных разрозненных слов: из , каждый, горячо, своя, любить, мы и Родина. Учитель предлагает построить из этих слов фразу. Ученики составляют предложение: Каждый из нас горячо любит свою Родину .
-Что Вы сделали со словами?
-Изменили их , связали между собой и расположили в определенном порядке.
Составили из них предложение.
- В этом вам помогла грамматика, та самая грамматика, которую вы изучаете в школе , которой мы пользуемся, не замечая того, ежедневно и ежечасно.
Грамматика это основа нашей живой повседневной речи, основа замечательных стихов и художественной прозы созданных нашими писателями.
Сидит иногда ученик и , потирая лоб, долго думает, подбирая однокоренные слова. А ведь стоило ему обратиться к Пушкину- как замечательные примеры он нашел бы в стихах.
И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском озарена .
Веселым треском трещит затопленная печь.
Надо вспомнить всего несколько строк, чтобы облегчить себе усвоение правила непроизносимых согласных:
Мороз и солнце. День чудесный.
Еще ты дремлешь , друг прелестный, пора, красавица, проснись .
II этап. Биография слов и выражении выступления учащихся
а) Грамматика как наука очень давно зародилась она в древней Греции примерно две с половиной тысячи лет тому назад. Название свое эта наука получила от греческого слова грамма, т.е. буква . грамматика- значило письменность вообще; позже этим словом стали называть науку о строе языка. От слова грамматика ведет начало и русское слово грамота т.е. умение читать и писать. Отсюда понятно , почему в древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. И теперь о человеке , который умеет читать и писать, говорят грамотный.
б) Красная строка. В древности книги писали на пергаменте особыми чернилами, а заглавные буквы новой строки писали киноварью (красной краской). С красной строки -значит с новой строки. Рисованные заглавные буквы вылезали на поля книги , поэтому красная строка была длиннее чем другие строки. С введением книгопечатанья на первых порах книги печатали без начальных букв, а переписчик потом дорисовывал их красками. Иногда пустые места, оставленные для начальных букв, оставались незаполненными. Поэтому красные строки получались короче других строк. В последствии к этому привыкли и стали делать красную строку короче, чем остальные.
III этап. Решение шарад.
Шарады.
-
1-нота , 2-игра,
Целое встретиться у столяра
(До-лото)
-
Начало деревом зовется,
Конец читатели мои
Здесь в книги целое найдется
И в каждой строчке есть они
(Бук-вы)
-
Подряд три предлога возьмем,
Целое на дереве найдем
(С-у-к)
Превращение слов.
Есть слова, которые отличаются только одной буквой, например: коза-роза. При помощи одного промежуточного слова можно кошку превратить в мышку: КОШКА-МОШКА-МЫШКА. Используя наименьшее количество промежуточных слов превратите рожь в муку, тесто в булку, ночь в день.
Кто сделает это быстрее других, тот и выиграл.
Анаграммы.
Анаграмма -это слово из которого можно получить другое слово путем перестановки букв или слогов, например: РИГА-ИГРА, РАКЕТА-КАРЕТА, АНИС-САНИ и т.д.
Анаграммы можно решать коллективно. Руководитель делит кружковцев на две команды и называет слово анаграмму. Выигрывает та команда, игрок которой первым образует новое слово из названного. За каждый правильный ответ команде начисляется очко- счет можно вести от 15 до 20.
Слова для игры. Араб (арба), арфа (фара), баня (баян) , вино (воин), куст (стук), жало (ложа), зола (лоза), карп (парк), лето (тело) , маяк (ямка), мать (тьма), марш (шрам), весна (навес), сосна (насос), атлас (салат), рост (сорт), туша (ушат), шарф (фарш), адрес (среда) , актер (терка), банка (кабан) , глава (влага), волос (слово), розга (гроза), кайма (майка), канал (накал), сокол (колос), кукла (кулак), шпала (лапша), масло (смола).