Кружок русского языка

Кружок русского языка «Юный лингвист»   План занятии кружка русского языка. 1.      Ты обязан русской речью хорошо владеть ! 2.      Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. 3.      Краска речь пословицей. 4.      Русские народные загадки. 5.      Сперва аз да  буки – потом все науки. 6.      Красота русской речи. 7.      Смотри не сломай язык. 8.      Как решать буквенные ребусы и шарады. 9.      Пульс слова. 10.  Итоговый утренник.                                                                               «Ты обязан русской речью хорошо владеть» I.                    Русский язык ценнейшее достояние и величайшее достижение русского народа. Все мы любим и ценим великий русский язык. Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведении таких мастеров слова, как И. Крылов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Гоголь, М. Горький.       Чтение повышает грамотность, а , как говорит русская пословица, «Грамота – к мудрости ступенька»        II  этап.           Первый ученик. На уроках чтения и истории мы знакомились с биографиями великих людей : ученых, полководцев, писателей.       Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю.       Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. На занятиях кружка мы будем теперь регулярно знакомиться с биографией отдельных слов и выражении.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок русского языка «Юный лингвист»


План занятии кружка русского языка.

  1. Ты обязан русской речью хорошо владеть !

  2. Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики.

  3. Краска речь пословицей.

  4. Русские народные загадки.

  5. Сперва аз да буки - потом все науки.

  6. Красота русской речи.

  7. Смотри не сломай язык.

  8. Как решать буквенные ребусы и шарады.

  9. Пульс слова.

  10. Итоговый утренник.










«Ты обязан русской речью хорошо владеть»

  1. Русский язык ценнейшее достояние и величайшее достижение русского народа. Все мы любим и ценим великий русский язык.

Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведении таких мастеров слова, как И. Крылов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Гоголь, М. Горький.

Чтение повышает грамотность, а , как говорит русская пословица, «Грамота - к мудрости ступенька»

II этап.

Первый ученик. На уроках чтения и истории мы знакомились с биографиями великих людей : ученых, полководцев, писателей.

Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. На занятиях кружка мы будем теперь регулярно знакомиться с биографией отдельных слов и выражении.

Я познакомлю с историей слова школа. Слово это давно вошло в русский язык, но оно не русское, а греческое по происхождению, первоначально значило только отдых.

В Афинах- столице Греции- около двух с половиной тысяч лет тому назад существовал такой обычай: юноши из богатых семей собирались в воскресенье в определенном месте и слушали беседы видных ученых и философов. Они отдыхали и одновременно усваивали определенные знания. Такой воскресный отдых и назывался школой. Теперь слово школа имеет более широкое значение. В школе мы учимся трудимся в мастерских и напришкольных участках , а также отдыхаем- на вечерах, утренниках.

Второй ученик. Все мы недавно вернулись в школу после летних каникул. Я расскажу о том, как возникло слово каникулы. Слово это происходит от латинского канис-пес словом каникула в древнем Риме называли время года, когда солнце находилось в созвездии Большого пса (июль , август ). В этот период обычно стояла большая жара и римский сенат не заседал , устраивал перерыв в своих занятиях. Этот период назывался каникулой. Позже этим словом стали обозначать всякий перерыв занятиях в учении , хотя бы он приходился и на другое время года.

III этап. Занимательные игры и задачи.

  1. Чего больше в «одном яблоке », чем в «четырех яблоках».

(Букв О).

  1. Чем кончаются «зима и весна».

(Буквой А).

  1. Что пишется в начале «книги»

(Буква К).

  1. Что находится между «горой и лугом»

(Бувка И).

  1. Как превратить «мел» в мелкое место на реке, «угол» - в топливо , «шест» -в число?

(Добавить Ь).

Упражнение в скороговорках.

  1. Волки рыщут, пищу ищут.

  2. Тащу не дотащу, боюсь, что выпущу.

Буквенная эстафета.

Дети делятся на две или три группы по шесть, восемь человек в каждой, и встают или садятся друг за другом. Стоящий в группе первым говорит слово , в котором столько букв, сколько участников в группе, и пишет первую букву этого слова на доске. Второй выходит к доске и пишет вторую букву и т.д. Выигрывает та группа, которая первая без ошибок напишет слово.

Занятие на тему: Без знания грамматики не усвоишь ни истории , ни математики.

I этап. Беседа учителя.

В начале беседы учитель выясняет с учащимися, что такое грамматика.

Грамматика- это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В русском языка насчитывается несколько сотен тысяч слов, но невозможно выразить ни одной мысли, если не поставить слова в определенной связи, не подчинить их правилам грамматики.

На доске записывается ряд отдельных разрозненных слов: из , каждый, горячо, своя, любить, мы и Родина. Учитель предлагает построить из этих слов фразу. Ученики составляют предложение: Каждый из нас горячо любит свою Родину .

-Что Вы сделали со словами?

-Изменили их , связали между собой и расположили в определенном порядке.

Составили из них предложение.

- В этом вам помогла грамматика, та самая грамматика, которую вы изучаете в школе , которой мы пользуемся, не замечая того, ежедневно и ежечасно.

Грамматика это основа нашей живой повседневной речи, основа замечательных стихов и художественной прозы созданных нашими писателями.

Сидит иногда ученик и , потирая лоб, долго думает, подбирая однокоренные слова. А ведь стоило ему обратиться к Пушкину- как замечательные примеры он нашел бы в стихах.

И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском озарена .

Веселым треском трещит затопленная печь.

Надо вспомнить всего несколько строк, чтобы облегчить себе усвоение правила непроизносимых согласных:

Мороз и солнце. День чудесный.

Еще ты дремлешь , друг прелестный, пора, красавица, проснись .

II этап. Биография слов и выражении выступления учащихся

а) Грамматика как наука очень давно зародилась она в древней Греции примерно две с половиной тысячи лет тому назад. Название свое эта наука получила от греческого слова грамма, т.е. буква . грамматика- значило письменность вообще; позже этим словом стали называть науку о строе языка. От слова грамматика ведет начало и русское слово грамота т.е. умение читать и писать. Отсюда понятно , почему в древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. И теперь о человеке , который умеет читать и писать, говорят грамотный.

б) Красная строка. В древности книги писали на пергаменте особыми чернилами, а заглавные буквы новой строки писали киноварью (красной краской). С красной строки -значит с новой строки. Рисованные заглавные буквы вылезали на поля книги , поэтому красная строка была длиннее чем другие строки. С введением книгопечатанья на первых порах книги печатали без начальных букв, а переписчик потом дорисовывал их красками. Иногда пустые места, оставленные для начальных букв, оставались незаполненными. Поэтому красные строки получались короче других строк. В последствии к этому привыкли и стали делать красную строку короче, чем остальные.

III этап. Решение шарад.

Шарады.

  1. 1-нота , 2-игра,

Целое встретиться у столяра

(До-лото)

  1. Начало деревом зовется,

Конец читатели мои

Здесь в книги целое найдется

И в каждой строчке есть они

(Бук-вы)

  1. Подряд три предлога возьмем,

Целое на дереве найдем

(С-у-к)



Превращение слов.


Есть слова, которые отличаются только одной буквой, например: коза-роза. При помощи одного промежуточного слова можно кошку превратить в мышку: КОШКА-МОШКА-МЫШКА. Используя наименьшее количество промежуточных слов превратите рожь в муку, тесто в булку, ночь в день.

Кто сделает это быстрее других, тот и выиграл.

Анаграммы.

Анаграмма -это слово из которого можно получить другое слово путем перестановки букв или слогов, например: РИГА-ИГРА, РАКЕТА-КАРЕТА, АНИС-САНИ и т.д.

Анаграммы можно решать коллективно. Руководитель делит кружковцев на две команды и называет слово анаграмму. Выигрывает та команда, игрок которой первым образует новое слово из названного. За каждый правильный ответ команде начисляется очко- счет можно вести от 15 до 20.

Слова для игры. Араб (арба), арфа (фара), баня (баян) , вино (воин), куст (стук), жало (ложа), зола (лоза), карп (парк), лето (тело) , маяк (ямка), мать (тьма), марш (шрам), весна (навес), сосна (насос), атлас (салат), рост (сорт), туша (ушат), шарф (фарш), адрес (среда) , актер (терка), банка (кабан) , глава (влага), волос (слово), розга (гроза), кайма (майка), канал (накал), сокол (колос), кукла (кулак), шпала (лапша), масло (смола).

© 2010-2022